Проблемы управления субъектом на примере ВАО г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Содержание

Введение 3
1. Характерные особенности и проблемы управления системой образования в регионе 7
1.1 Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем 7
1.2 Функционирование и развитие региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях 20
1.3 Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России 27
2. Анализ управления системой образования в регионе на примере Управления образования ВАО г. Москвы 39
2.1 Общая характеристика деятельности Управления образования ВАО г. Москвы
2.2 Анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы 48
2.3 Недостатки и перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 1 67

Работа содержит 1 файл

Денисов.docx

— 148.53 Кб (Скачать)

В соответствии с этим основой  государственных гарантий получения  гражданином образования в пределах стандартов является государственное  или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает  одним из главных показателей, характеризующих  масштаб государственного регулирования сферы образования.

В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Степень участия бюджета  того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя следующие направления финансирования расходов:

  • на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;
  • на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как "Дети-сироты", "Молодежь России", Программа развития образования и т.п. 4

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению  средств, для чего на федеральном  уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку  право на образование является одним  из основных конституционных прав граждан  РФ, то при недостаточности средств  у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

  • предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
  • взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

В условиях перехода отечественного образования от традиционной к личностно  ориентированной парадигме, развития вариативности, поликультурности, демократизации, гуманизации, экологизации и т.д. образования  особое значение приобретает регионализация российской системы образования, освобождение ее от излишней централизации, усиление национальных и региональных компонентов содержания, расширение самостоятельности образовательных учреждений, а также возможностей человека в свободном выборе образовательных и профессионально-образовательных программ, востребуемых в условиях конкретного региона.

Понятие регионализация образования - признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования и не является отражением современной политической конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры5.

В настоящее время процесс  регионализации делает первые, хотя достаточно уверенные, шаги. В сущности регионализация образования - это продолжение его дифференциации, только на ином уровне. Регионализация объективно необходимый процесс, способствующий решению задач модернизации российского образования, переходу к личностно ориентированной образовательной парадигме. Итогом регионализации должно быть формирование системы образования, оптимально отражающей своеобразие образовательной ситуации каждого российского региона Российской Федерации.

Под региональным образовательным  пространством понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических  институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств  массовой коммуникации, ориентированных  на образование, общественность, вовлеченную  в решение проблем образования, а также социально-психологические  стереотипы, регламентирующие поведение  людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе. “По сути - образовательное пространство - это все физические и юридические  лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте - отношении  к образованию”6.

Региональное  образовательное пространство представляет собой разновидность сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер. В каждом регионе Российской Федерации функционирует образовательное пространство, своеобразно отражающее особенности и специфику конкретного региона, его традиции, культуру, национальный и религиозный состав населения, уровень экономического развития и т.д. Единство федерального образовательного пространства определяется теми общими элементами, которые присущи всему образовательному пространству страны, имеют место в каждом из региональных образовательных пространств.

Термин региональное образовательное  пространство представляется в данном случае более уместным, чем используемые в ряде работ понятия: среда образования, маркетинговая среда образования и ее уровень макросреда образовательного учреждения. Маркетинговая среда представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга7. Применение данных терминов вольно или невольно гиперболизирует товарность образования, ставит знак равенства между взаимоотношениями в системах “ученик - учитель" и, например, “парикмахер - клиент”. Знания, умения, навыки, мировоззрение и система жизненных ценностей и отношений, формируемые в системе образования, конечно можно рассматривать в качестве товара, а процесс их формирования и развития, как оказание услуг, но лишь с очень высокой степенью допущения и упрощения.

Взаимоотношения образовательного учреждения, тем более системы  образования в целом, с окружением заметно отличаются от взаимоотношений, существующих между потребителем и  производителем товаров и услуг. Между этими взаимоотношениями  достаточно много схожего, но все таки они специфичны и упрощенное их понимание допустимо только в некоторых особых случаях. И нам не известна граница этих допущений, за которой данная модель описания действительности перестает быть адекватной реальности.

Применение термина среда образовательного учреждения допустимо и оправдано, но только в контексте отдельно взятого образовательного учреждения, действующего в ограниченном образовательном пространстве. В этом случае под маркетинговой мезотермой образовательного учреждения следует понимать уровень городского района (в крупном городе), города (малые и средние города, поселки, куст в сельской местности), а в качестве внешней макросреды - город в целом, сельский район и так далее.

Неполнотой страдает и  попытка рассматривать образования  исключительно как сферу услуг, а педагогический процесс, как процесс  оказания образовательных услуг. Такая  модель самодостаточна при определенном, ограниченном угле зрения, но ее истинность в иных ситуациях и при других подходах убедительно не доказана.

Образование, как сфера  человеческой деятельности слишком  специфична, чтобы здесь, без каких-то граничных условий, применять принципы, разработанные для других сфер деятельности. В конце концов, ни кто не пытается использовать химические законы для  описания физических явлений и процессов, хотя между химией и физикой есть достаточно близкие, соприкасающиеся  области. Сфера образования остается все же отдельной специфической  сферой человеческой деятельности, обладающей собственными закономерностями развития.

Не упуская из вида специфичность  товарности сферы образования, следует  признать, что в обобщенном виде и на определенном уровне ее можно  рассматривать как сферу особых образовательных услуг, со всеми  вытекающими из данного факта  последствиями. Среди следствий, на которые до настоящего времени обращали недостаточное внимание, выделим  одну: услугу принимают в том случае, если она необходима. В полной мере это должно относится к образованию. Ненужные услуги оказывать в условиях нормальных рыночных отношений невозможно. Следовательно, система образования, как сфера услуг, будет функционировать до тех пор, пока будет существовать спрос на ее услуги.

Построение системы образования, в которой главным ориентиром развития является рынок, народное хозяйство, социальный заказ не перспективно: спрос на специалистов определенного профиля и уровня специализации меняется очень быстро. Система образования по определению не способна изменяться с той же скоростью. Поэтому, ориентация образования на удовлетворение «заказа» изначально обречена на провал. Сама же система образования, гоняющаяся за конъюнктурой, неизбежно будет деградировать и со временем вообще перестанет удовлетворять каким бы то ни было требованиям.

В последние пятнадцать лет  образовательные стандарты для  российской школы находились в центре внимания как педагогов, так и широкой общественности. Вопросы о характере и содержании стандартов, в особенности по гуманитарным дисциплинам (история, литература и др.), вызывали и вызывают самый живой интерес не только педагогов, но и общественности, средств массовой информации. Эти проблемы широко обсуждаются в печати.

В настоящее время акцент дискуссий сместился в сторону  обсуждения эффективности Единого  государственного экзамена по различным  предметам, степени реализованности  в нем концепции построения контрольно-измерительных  материалов. В отношении стандарта  общего образования острота дискуссий  заметно снизилась, так как внимание общественности приковано к ЕГЭ, качеству учебников, формированию нового политического курса в области  образования, в том числе и  регионального.

Таким образом, анализ современных  тенденций свидетельствует, что  образовательное пространство регионов развиваются в одном и том  же направлении, хотя темп развития, его  глубина существенно различаются. Впрочем, эта неравномерность не должна удивлять, так как являются следствием общей неравномерности развития регионов. Сегодня можно назвать следующие направления этого развития.

  1. Возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации.
  2. Увеличение количества специальностей, востребуемых регионами, в том числе уровня начального и среднего профессионального образования.
  3. Усиление регионального спроса на специалистов, ранее относившихся к ряду элитарных (международные отношения и торговля, банковское дело, государственное и муниципальное управление и т.д.).
  4. Возрастание спроса на разноуровневую подготовку специалистов на всех ступенях образования.
  5. Своеобразный “образовательный бум”, охвативший все ступени образования и значительную часть населения регионов.

Эти тенденции развития привели  к изменению отношения к образованию  в регионах:

  • выросло осознание значимости образования, как для будущего отдельной личности, так и для будущего региона в целом;
  • отчетливо наблюдается тенденция к уяснению руководителями бизнеса значения высококвалифицированных кадров для развития их предприятий, их способности выдержать конкурентную борьбу;
  • само образование начинает восприниматься как определенная ценность (что находится в вопиющем противоречии с предшествующим периодом);
  • родители готовы вкладывать финансовые средства в образование своих детей, причем практически не прослеживается зависимость между уровнем доходов и этой готовностью;
  • меняется отношение учащихся к обучению, все большее количество школьников и студентов проявляют образовательную инициативу и самостоятельность;
  • меняется характер взаимодействия между образовательным пространством и системой образования региона;
  • многие взрослые начинают тратить личные средства на собственную переподготовку и переобучение8.

Информация о работе Проблемы управления субъектом на примере ВАО г. Москвы