Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:41, курсовая работа
Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Введение 3
1. Характерные особенности и проблемы управления системой образования в регионе 7
1.1 Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем 7
1.2 Функционирование и развитие региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях 20
1.3 Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России 27
2. Анализ управления системой образования в регионе на примере Управления образования ВАО г. Москвы 39
2.1 Общая характеристика деятельности Управления образования ВАО г. Москвы
2.2 Анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы 48
2.3 Недостатки и перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 1 67
Таким образом, можно констатировать, что развитие регионального образовательного пространства - это объективное следствие преобразований, происходящих в стране в настоящее время. В ходе этих преобразований развитие образовательного пространства обретает иной характер и направленность. Вместе с тем, процесс развития региональных пространств протекает неравномерно и стихийно, что сказывается на состоянии образования вообще и регионального в частности. Важнейшей тенденцией развития становится рост влияния образовательного пространства на систему образования региона, с одной стороны, и влияния системы образования на региональное образовательное пространство, с другой стороны. Очевидно, что по мере роста этого взаимовлияния измениться и характер взаимодействия образования и пространства, оно станет активным, заметным и влиятельным. Это является положительной тенденцией, так как позволит более точно учитывать образовательные потребности и интересы граждан региона, выстроить в регионе систему образования, ориентированную на личность, а не на выполнение некоего “социального заказа”.
1.2 Функционирование и развитие
региональных моделей
Концепция регионального
образовательного пространства предполагает
при изучении проблем образования
принимать во внимание территориальную
организацию общества, как один из
определяющих факторов развития образования.
Территориальность, пространственно-
Функционирование системы
образования в прежних условиях
предполагало высокую степень централизации,
что находило свое отражение на всех
уровнях и структурах образования.
В определенном смысле этот способ
организации системы
Наличие разработанной системы управленческой вертикали, которая эффективно осуществляла делегирование полномочий и реализацию управленческих задач от центра к периферии системы.
Подобная система управления
отвечала целям и задачам
Сложившаяся модель управление образовательной системой эффективно функционировала и обеспечивала развитие образовательной системы имеющимися у нее средствами до того момента, пока в стране не начались масштабные перемены, вызвавшие в итоге и процессы трансформации образования. Инерционный потенциал, заложенный в системе управления образовательной системой позволили ей осуществить запуск реформирования образования, который осуществился, прежде всего, через формирование представления о том, что должно менять в содержании образования.
Новая модель была сформирована, отдельные ее элементы нашли свое воплощение в конкретной образовательной практике, появились новые типы учебных заведений, новые программы и учебники, новые методы и технологии образования. Фактически все элементы новой образовательной системы были созданы, тем более что принципы ее существования также были очевидны: демократизм, децентрализация, общественный контроль за образованием и т.д. Но новая система образования, тем не менее, не возникла, поскольку на смену старой модели пришла ее улучшенная версия, которая в конечном итоге обернулась реальным кризисом системы образования. Произошло это частично вследствие ухудшения экономического положения в стране в условиях переходного периода, а частично - потому, что новая идеальная модель образования не была дополнена новыми моделями образовательной системы и управления образовательной системой. При наличии огромного наличия инноваций в системе образования (учебные заведения нового типа, негосударственная система образования, изменение содержания образования и технологий преподавания, изменения самой философии и методологии образования, появления учебно - методических комплексов и т.д.) не произошло реального изменения в управлении образовательной системой, не возникло даже элементарного представления о том, какова же должна быть логика управления этой системой в условиях конца тысячелетия, когда образование становится важнейшей сферой жизнедеятельности общества и приобретает глобальный характер.
Важнейшей особенностью управленческой деятельности в образовании является необходимость реализации функции проектирования и программирования. В определенном смысле можно сказать, что именно эти функции являются наиболее существенными для управления региональной образовательной системой. В современной научной литературе имеется значительное количество описаний деятельности проектирования применительно к образованию.
Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет социально-политических и географических особенностей территории России, общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно выделить ту совокупность норм и ориентиров, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов. Среди них:
Государственные стандарты
общего образования рассматриваются
как обобщающий свод положений общегосударственного
характера, обеспечивающих конституционные
права граждан на получение общего
образования. Исходя из необходимости
выбора оптимальной общности описания,
для стандартов общего образования
устанавливается уровень
Таким образом, региональная
образовательная система
Образовательная система может быть направлена на достижение унифицирование целей общества и личностных целей субъектов педагогического процесса. Их соотношение характеризует комплекс социально - психологических и психолого-педагогических условий функционирования и развития образовательной системы. Направленность образовательной системы и реализацию унифицированных целей обеспечивает такую ее организацию, при которой управленческое звено выступает ведущим и подчиняет себе остальные ее звенья. Направленность же системы на реализацию целей субъектов педагогического процесса предлагает другое выстраивание ее связей - своеобразное подчинение управленческого звена и звена повышения квалификации собственно педагогическому звену.
1.3 Актуальные проблемы
К наиболее дискуссионным
вопросам модернизации отечественного
образования относится проблема
регионализации содержания образования.
Ее обсуждение показывает наличие существенных
расхождений во взглядах: от полного
отрицания необходимости
Можно констатировать, что
современное состояние проблемы
пока не позволяет отыскать оптимальное
сочетание регионального и
Трансформация образовательной
системы предполагает осуществление
целого комплекса мероприятий, который
бы служил механизмом реализации поставленных
задач. Процесс реформирования образования
в регионах ориентирован обычно на
реформирование содержания обучения,
изменение учебно-
Создание специального механизма
обеспечения непрерывности
Создание специального механизма
обеспечения взаимодействия национальной
образовательной системы с
Таким образом анализируя процессы управления образовательной системой в период трансформации, следует отметить, что одной из причин кризиса образования стало резкое несоответствие возникших новых форм и содержания и сложившейся в течение десятилетий моделью макроуправления. Уровень управления образовательной системой не сложился как специфическая деятельность, характеризуемая собственными организованностями, механизмами и процессами, точно также как не появились и квалифицированные носители данной деятельности - профессионалы-управленцы. В то же самое время практически отсутствует теоретико-методологическая модель макроуровня управления образованием, то есть управления образовательной системой как целостной структурой. Таким образом, задачи теоретического анализа управления образовательными системами можно определить следующим образом:
Информация о работе Проблемы управления субъектом на примере ВАО г. Москвы