Проблемы управления субъектом на примере ВАО г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Содержание

Введение 3
1. Характерные особенности и проблемы управления системой образования в регионе 7
1.1 Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем 7
1.2 Функционирование и развитие региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях 20
1.3 Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России 27
2. Анализ управления системой образования в регионе на примере Управления образования ВАО г. Москвы 39
2.1 Общая характеристика деятельности Управления образования ВАО г. Москвы
2.2 Анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы 48
2.3 Недостатки и перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 1 67

Работа содержит 1 файл

Денисов.docx

— 148.53 Кб (Скачать)

 Оглавление

 

Введение 3

1. Характерные особенности и проблемы управления системой образования в регионе                                                                                                        7

1.1 Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем                                                                                                                                            7

1.2 Функционирование и развитие региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях 20

1.3 Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России                                                                                                                                       27

2. Анализ управления системой образования в регионе на примере Управления образования ВАО г. Москвы                                                               39  

2.1 Общая характеристика деятельности Управления образования ВАО г. Москвы

2.2 Анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы 48

2.3 Недостатки и перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы                                                                                                    56

Заключение 61

Список использованных источников 64

Приложение 1 67

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Перемены, происходящие в  России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического  развития, так и необходимость  определения цели, способной соединить  государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система  образования - сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного  большинства населения страны. Общее  образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает  интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы общего образования, которая  является фундаментом российской образовательной  системы. Этот процесс предполагает, прежде всего, поиск эффективных  подходов к обеспечению оптимального баланса между федеральной, региональной и локальной (местной) составляющими  системы общего образования. Одним  из возможных способов обеспечения  этого баланса является разработанная  в 1990-е гг. трехкомпонентная модель построения Государственного образовательного стандарта общего образования (включает три компонента в их целостном  единстве - федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения). Научное осмысление этой проблемы и  дискуссии по ее основным аспектам продолжаются.

Успешность модернизации образования в Российской Федерации  в значительной степени зависит  от обеспечения оптимального соотношения  между федеральными и региональными  компонентами системы образования. В современной России необходимо определить роль регионализации системы образования, ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального государства.

Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и  интересов учащихся и специфике  региона представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Образование, построенное  на основе приоритета личностных образовательных  интересов человека, функционирующее  как система, оказывающая образовательные  услуги, потребителем которых является конкретный человек, а не как система  по подготовке кадров, где в качестве потребителя выступают производство, экономика, государство, не может ни реагировать на специфические особенности, в том числе региональные, интересов  потребителя.

Эта специфика образовательных  интересов и потребностей каждого  человека является следствием различий не только его личных способностей, но и тех условий, в которых конкретная личность осуществляет свое индивидуальное образование. Для описания данных условий наиболее адекватным представляется использование термина “образовательное пространство”. Именно свойства и специфические особенности образовательного пространства конкретного региона определяют своеобразие его системы образования, отличия от других региональных систем образования.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения темы курсовой работы.

Целью написания работы является анализ управления системой образования в регионе и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • определить понятие и дать общую характеристику региональных образовательных систем;
    • исследовать особенности функционирования и развития региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях;
    • выделить актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России;
    • дать общую характеристику деятельности Управления образования ВАО г. Москвы;
    • провести анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы;
    • выделить недостатки и определить перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы;
    • описать основные положения проекта региональной системы контроля качества образования в регионе;
    • создать оптимальную модель управления системой образования в регионе ВАО г. Москвы;
    • произвести расчет экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий.

В этой связи в качестве объекта нашего исследования выступает региональная (и с этой точки зрения специфическая) образовательная система Московской области на примере Восточного административного округа.

Предмет исследования - система социально-психологических и психолого-педагогических условий, определяющих процесс формирования региональной политики как комплекса деятельностей, обеспечивающих функционирование и развитие образовательной системы.

Теоретико-информационную базу исследования составили современные государственные образовательные стандарты и система управления образованием, работы отечественных и зарубежных ученых в сфере управления системой образования.

Методы, используемые при написании работы: исторический, сравнительно-аналитический.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проведен теоретический анализ существующих образовательных стандартов и системы регионального управления образованием в различных регионах РФ, изучены модели управления системой образования в регионах в современных социально-экономических условиях.

Практическая  значимость работы заключается в том, что в ней осуществлен так же и практический анализ на примере системы образования ВАО г. Москвы, где были выявлены недостатки и перспективы управления системой образования в данном регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характерные особенности и  проблемы управления системой  образования в регионе

 

1.1 Понятие и общая характеристика  региональных образовательных систем

 

В условиях вариативности  и децентрализации общего образования, которые утвердились в системе  образования в 1990-е гг., одним из приоритетных направлений педагогической науки стала разработка концептуальных подходов к стандартизации общего образования. Эти проблемы освещены в трудах В.И. Байденко, Э.Д. Днепрова, В.С. Леднева, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова и др. Педагогические аспекты стандартизации общего образования в аспекте его регионализации разработаны М.Н. Кузьминым, М.В. Рыжаковым, О.Ю. Стреловой и др. Проблемы развития исторического образования в контексте полиэтничного общества в России рассматривались на Всероссийской конференции "Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтничного общества в России" (Москва, 10-11 апреля 2003 г.) 1.

В 2001-2003 гг. была предпринята  попытка создать новое поколение  стандартов. К разработке стандартов были привлечены новые авторы. Эта  попытка завершилась разработкой  федерального компонента стандартов. В начале 2004 г. документ был утвержден Министерством образования РФ, однако так и остался ведомственным документом, вызывающим весьма противоречивые оценки педагогической общественности.

Первостепенная роль в  деле воспитания подрастающего поколения  всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ.

Гражданам РФ гарантируется  возможность получения образования  без каких-либо условий и ограничений  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Реализация государственных  гарантий права граждан на образование  обеспечивается путем создания системы  и соответствующих условий для  получения образования. В настоящее время понятие система образования трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление2.

управление система  образование регион

В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования  с точки зрения его организации  являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования  и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.

Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и  развития системы образования за счет средств и местных бюджетов.

С позиций ресурсного обеспечения  региональной считается система, которая  финансируется из регионального  бюджета, а муниципальной - система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ3.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько  образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • дополнительного образования детей;
  • специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
  • для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Схема образования в РФ изображена на рисунке 1. Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных  программ и направлениями деятельности.

 

Рисунок 1. Система образования  в России

Каждое образовательное  учреждение создается одним или  несколькими учредителями, которые  финансируют его деятельность. Собственником  государственных и муниципальных  образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов  управления.

Информация о работе Проблемы управления субъектом на примере ВАО г. Москвы