Именно
типы и форм собственности определяют
характер всей системы экономических
отношений [2].
Характерными
сущностными признаками рыночной экономической
системы является создание условий для
свободной предпринимательской деятельности,
здоровой конкурентной среды и повышения
на этой основе эффективности производства.
Господствующими становятся экономические
отношения частной собственности и механизм
хозяйствования с использованием системы
рынков и цен для управления экономической
деятельностью.
Переход от старой экономической системы
к новой – сложный и длительный процесс,
который тем успешнее, чем методологически
правильнее обоснованы пути этого перехода.
Выделим основные принципы, применение
которых позволит более обоснованно решить
данную проблему:
1. Принцип эволюционности. Возникновение,
развитие и совершенствование системы
экономических отношений носит эволюционный
характер, поэтому они несколько отстают
от производительных сил, которые развиваются
скачкообразно, революционно. Это отставание
позволяет реформировать экономические
отношения, опираясь на более развитые
производительные силы.
Экономические
отношения нельзя быстро изменить по воли
верховной власти, как нельзя заставить
людей добровольно отказаться в ограниченные
сроки от сложившихся традиций, духовных
ценностей.
2.
Принцип сочетания
экономических и
социальных функций
трудовой жизни
людей. Преобразования в экономической
системе должны учитывать особенности
реальной хозяйственной жизни и совершаться
в рамках исторически сложившегося социального
мира, в котором живут россияне, а не американцы,
немцы и др.
3.
Принцип трансформации. Экономические
преобразования должны осуществляться
так, чтобы переход к новому качественному
состоянию происходил на основе качественных
сдвигов в исходном состоянии экономики.
Здесь речь идет не об уничтожении основ
сложившейся экономической системы, а
о качественных изменениях ее свойств,
следовательно, ее сущностных признаков,
которыми являются отношения собственности
и механизм хозяйствования [3].
В
период трансформации российской экономической
системы изменяются цели и задачи
политики государства, способы и
методы их реализации. Поэтому необходима
концепция формирования экономической
политики российского государства на
этапе становления рыночной экономики.
В концепции должны найти отражение научно
обоснованные принципы построения экономической
политики правительства. При этом необходимо
исходить из международного опыта развития
рыночной экономики, исторических, национальных,
экономических, социальных и культурных
традиций, условий, сложившихся в стране
в переходный период.
Содержание принципов определяет выбор
целей экономической политики, направленных
на их достижение, а также выбор возможных
направлений изменения экономической
политики в ходе реформ. Среди основополагающих
принципов можно выделить:
1.
Принцип институционализма. На его
основе появляется возможность изучить
экономические процессы с учетом социального
поведения людей, исторических традиций,
духовного склада и т. д. Ибо общественная
жизнь, в том числе и экономическая, представляет
собой единство двух сторон: материального
содержания как ее объективной стороны
и духовного мироощущения – субъективной
стороны деятельности людей.
2.
Принцип раскрытия системы
противоречий реформируемой
экономики. На основе этого принципа
можно выявить собственные внутренние
источники, позволяющие стабилизировать
производство и затем обеспечить экономический
рост. Противоречивость присуще любой
экономической системе, но в большей степени
она проявляется в переходной экономике.
Чтобы использовать имеющиеся противоречия
в качестве источника развития экономики,
необходимо выявить противоположные стороны
экономических процессов, изучить их содержание,
поэлементную структуру, направления
борьбы, конфликтные ситуации. На основе
всестороннего анализа можно разработать
комплекс эффективных мер по разрешению
выявленных противоречий.
3.
Принцип установления
важнейших причинно-следственных
связей в экономических
явлениях. Этот принцип позволяет определить
степень зависимости одного явления от
другого и найти правильное решение экономических
задач.
4.
Принцип учета
системы экономических
интересов в действии
механизма хозяйствования.
Экономические интересы являются проявлением
производственных отношений, их функциональной
стороны. Они связывают производственные
отношения с материальными потребностями
людей, указывают на цель и мотивы человеческой
деятельности [2].
Важнейшими
задачами (направлениями) экономической
политики государства в этот период
могли бы стать преобразование собственности,
монопольная политика, формирование
инфраструктуры рынка, обеспечение
населения общественными благами,
установление социальной справедливости
при распределении доходов и др., подобные
задачи выдвигают и другие экономисты,
например.
Экономическая
политика может преследовать другие
цели, которые охватывают отдельные
проблемы, например, политика на рынках
труда и ценных бумаг, компьютерная политика
и т. д.; цели, касающиеся отдельных отраслей
экономики (промышленности, транспорта,
сельского хозяйства и т. д.). Тем самым
государство, воздействуя на хозяйственные
процессы, осуществляет регулирование
экономики.
Средства
и методы экономической политики.
Это тот инструмент, который имеется
в распоряжении субъектов экономической
политики и используется ими для
проведения тех или иных мероприятий.
К субъектам экономической политики
относятся все учреждения и граждане
общества, обладающие политическими и
(или) экономическими возможностями влиять
на хозяйственную ситуацию, изменять ее
в интересах отдельных групп или общества
в целом. Практически к таким субъектам
относят политические партии, правительство,
органы управления, союзы предпринимателей,
профсоюзы и др.
Для
более целенаправленного использования
существующих способов и методов
воздействия на экономические процессы
можно выполнить их классификацию
по следующим признакам:
-
по степени интенсивности влияния
государства на экономику – прямые и косвенные,
принудительные и рекомендательные и
т. д.;
-
по характеру воздействия исполнительной
власти, органов управления на
экономические субъекты, их хозяйственную
деятельность – административные
(включая прямой контроль), экономические,
финансовые или сочетание тех и других;
-
по объектам хозяйственной деятельности
– когда субъекты экономической
политики оказывают влияние на
экономических агентов непосредственно
или опосредованно, через макро-
и микроуправленческие структуры;
-
по субъектам разрабатываемых
и применяемых мероприятий, способствующих
воздействию государства на экономику
тех субъектов, по воли которых
формируется экономическая политика
и от активности которых зависит
успех ее претворения в жизнь;
-
по направлениям действия экономической
политики (способы и методы воздействия
на экономические процессы должны разрабатываться
с учетом особенностей регионов, сложности
решаемых хозяйственных проблем и др.).
Разработка
экономической политики, ее составных
частей, использование инструментов для
достижения поставленных целей – активный
творческий процесс, который не может
проходить в строго определенных рамках.
Практика вносит коррективы в планы экономической
политики, появляется необходимость корректировки
поставленных целей и мероприятий для
их достижения с учетом особенностей экономической
ситуации.
Экономическая
политика может разрабатываться на длительную
перспективу и на ближайшие 2–3 года в
зависимости от основной цели, сложности
выполняемых задач, складывающихся экономических,
социальных, политических и других условий.
По
мере формирования рыночного механизма
и конкурентной среды меняются механизм
государственного регулирования и
цели экономической политики. Реализация
различных направлений экономической
политики, в том числе налоговой, кредитно-денежной,
бюджетной, прямого контроля и т. д. позволяет
обеспечивать и поддерживать хозяйственные
условия, при которых рыночный механизм
будет нормально функционировать, способствуя
достижению поставленных целей.
Заключение
Экономические
отношения являются базисом общества,
на котором основываются различные
отношения - социальные, правовые, политические,
национальные, культурные, моральные,
психологические и т.д.
Система
экономических отношений - это одна
из подсистем общества, которая интегрирует
в себе совокупность всех компонентов
(элементов, звеньев) экономики (сферы.
предприятия, индивидуальные хозяйства,
людей как непосредственных участников
производства), природную среду и производственную.
Функционирование и развитие экономической
системы определяют экономическую жизнь
общества
Структурные
звенья, образующих экономическую систему,
с одной стороны, весьма неоднородные,
а с другой - динамичные, меняющиеся.
Они сочетают в себе общие и
специфические, основные и производные,
новые и вымирающие, переходные и промежуточные
экономические формы, каждая из которых
функционирует по общей для всей системы
и одновременно собственной логикой развития.
Этим обусловливается необходимость структурной
дифференциации составных элементов экономической
системы общества, без которой невозможно
познать объективные законы ее функционирования
и развития.
Специфика
структуры экономических отношений
в России обусловлена тем, что
они сформировались на основании
структуры СССР. В результате искусственного
преобразования СССР была разрушена существующая
структура национальной экономики, а далее
происходило и происходит ее длительное
становление. А потому проблема внутренних
экономических отношений нашей страны,
а также проблема интеграции России в
мировые экономические отношения достаточно
сложна и многообразна. В нашей работе
нами была затронута только небольшая
часть вопросов, связанных с ней.
Экономическая
политика - система экономических
мероприятий, осуществляемых государством
в интересах господствующего класса в
досоциалистических формациях, в интересах
всего общества — при социализме, область
экономической науки.
На
Экономическую политику, вырабатываемую
стоящей у власти политических партией,
оказывают влияние многие факторы: соотношение
классовых сил, степень развития классовой
борьбы в стране и на международной арене,
состояние мира или войны и т.п.
На
современном этапе главной задачей
экономической политики государства
в индустриально развитых странах
становится обеспечение конкурентных
преимуществ национальной экономики на
мировых рынках.
Разработка
экономической политики, ее составных
частей, использование инструментов
для достижения поставленных целей
– активный творческий процесс, который
не может проходить в строго определенных
рамках. Практика вносит коррективы в
планы экономической политики, появляется
необходимость корректировки поставленных
целей и мероприятий для их достижения
с учетом особенностей экономической
ситуации.
Список используемой
литературы
- Дегтярев
А.А. Основы политической теории: Учеб.
пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.:
Высш. шк., 1998. – с. 239
- Корогодин
И.Т. Экономические отношения, механизм
хозяйствования и экономическая политика:
методология анализа и взаимодействия//
Экономическое возрождение России, Спб,
2005, с. 18
- Марченко
М.Н. Политология. Курс лекций, 4-е изд.,.
— М.: Юристъ, 2003. —с. 683
- Сироткин
С.П. Экономическая теория. Учебное пособие
для студентов всех специальностей, Костороам:
КГТУ, 2002, с. 15
- Соловьев
А.И. Политология: Политическая теория,
политические технологии: Учебник для
студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.
– с. 559