Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:41, реферат
Трансформационные процессы перехода от централизованно-плановой к социально ориентированной смешанной модели функционирования и развития национальной экономики объективно требуют адекватных целенаправленных действий со стороны государства, выполняющего в условиях перехода помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить как можно менее болезненный переход к новой хозяйственной модели.
Экономическая
политика трансформационной
экономики
Трансформационные процессы перехода от централизованно-плановой к социально ориентированной смешанной модели функционирования и развития национальной экономики объективно требуют адекватных целенаправленных действий со стороны государства, выполняющего в условиях перехода помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить как можно менее болезненный переход к новой хозяйственной модели.
Переходная экономика – это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Она представляет собой промежуточное состояние общества, отражает цикличность экономического развития. Следовательно, переходный период – это период перехода от одной экономической системы к другой.
В современной переходной экономике переплетаются три блока проблем: глобальные закономерности трансформации экономики, тенденции современного этапа экономической трансформации, трансформация центрально-управляемой экономики в рыночную.
Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:
1) Перманентное реформирование, т.е. проведение экономической реформы. Экономическая реформа – сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих экономических отношений. Причины экономических реформ в разных странах различны – изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.
2) Экономический
кризис – трансформационный
– кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики;
– долговременный (девять лет);
– рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;
В переходный период происходят принципиальные изменения в сфере государственного регулирования: командные методы и внеэкономическое принуждение постепенно заменяется теми функциями, методами и инструментами, которые присущи государственному регулированию в рыночной экономике.
Экономическая политика государства в трансформационный период значительно усложняется. Государство осуществляет функции, продиктованные спецификой переходного периода.
В агрегированном виде эти функции можно представить в виде двух основных блоков:
1) функций административного порядка;
2) трансформационной функции.
Административная
функция означает, что от методов
прямого регулирования
Данная функция существенно влияет на характер и результативность государственного регулирования. Прежде всего, это имеет отношение к выбору приоритетов, целей, способов и методов в достижении поставленных задач. На выбор целей оказывает влияние политическая конъюнктура. В результате цели могут все дальше уходить от экономических реалий, от экономической рациональности.
Целевая
функция предпочтения государственного
регулирования из-за невозможности
эффективно реализовать все цели
сразу носит
Характерным для трансформационной функции является пересмотр институциональной базы командной экономики и создание базы для рыночных преобразований, для чего необходим целый комплекс основополагающих институтов, характерных для рыночной системы. Особенностью данной функции является то, что при создании новых институтов необходимо решать проблему их гармонизации. Взаимоисключающие и противоречащие друг другу нормы и правила , как показывает практика, либо не реализуются, либо становятся полем злоупотреблений.
Используя данные функции, государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, рынок труда. Очевидно, что в переходный период государственное влияние на формирование и развитие таких институтов не только не сокращается, а напротив, должно увеличиться.
Особенностью
государственного влияния на создаваемые
институты в условиях
Во-вторых, с издержками государственного влияния связана проблема так называемых временных лагов. Это издержки формирования и реализации экономической политики, которые создают "эффект запаздывания" как в формировании и постановке целей, в принятии .решений, так и в выборе инструментов и методов регулирования. При выборе институтов для реализации поставленных задач необходимо учитывать различную скорость подключения и срок работы каждого инструмента экономической политики, а также неодинаковую скорость воздействия на цель. Например, гораздо меньше времени необходимо для принятия решения в области денежной политики. Лаг решения связан с длительностью согласования позиций между правительством и Центральным Банком. Напротив, лаг решения в области создания и принятия Налогового кодекса или изменения бюджетных расходов зависит от длительной процедуры принятия и утверждения в парламенте.
Существует
также и проблема временной
структуры лага, так как воздействие
инструмента регулирования меняется во
времени и по направлению, и по своей мощности.
Другими словами, инструмент регулирования
может привести к положительным результатам,
а с течением времени оказывать отрицательное
воздействие на цель.
Следующей особенностью государственного
влияния на институты является то, что
радикальная трансформация происходит
в условиях острейшего противостояния
мощных социально-экономических групп
и их интересов. Группы интересов начинают
непосредственно влиять на ход принятия
решений, на ход выработки документов.
Тем самым сфера нормотворчества оказывается
ареной острой политической и административной
борьбы, результат которой - "продавливание"
нужного той или иной группировке решения.
При отсутствии авторитетной власти общество
распадается на множество противоборствующих
и одновременно пересекающихся группировок
(социальных, территориальных, этнических)
со своими политическими и экономическими
интересами, причем государственная власть
неспособна предложить политический курс,
который обеспечивал бы консолидацию
и соответственно поддержку большинства.
Как следствие, государственное влияние
на экономику становится неэффективным,
и обусловлено это в конечном счете самим
фактом слабости государственной власти.
Множественность группировок, противоположность
их интересов, их возможность непосредственно
влиять на власть лишь усиливают неустойчивость
проводимого курса, выступающего как самостоятельный
фактор экономического кризиса.
Список литературы
1) Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994
2) Гафаров И.Р. Особенности государственного влияния на процесс развития экономических институтов в переходной экономике // Проблемы современной экономики. №1, 2002
3) Мингалева Ж.А. Структурные преобразования в экономике переходного периода. Пермь, 2003