Избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:01, реферат

Описание работы

Для всех очевидно, что выборы – не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это, прежде всего, очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов.

Содержание

Введение 2
Избирательная система 2
Мажоритарная система 3
Опыт применения 7
Пропорциональная избирательная система 9
Опыт применения 14
Смешанная избирательная система 16
Опыт применения 17
Полупропорциональная система 20
Система единственного передаваемого голоса 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Пропорциональная избирательная система

      В этом случае избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые партиями. Здесь возможны различные варианты.

      При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как правило, не возникают. Кандидаты в списке располагаются не в алфавитном порядке и не произвольно, а в зависимости от «веса» кандидата, его положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдельным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

      Иной  порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя  за список в целом, избиратель указывает  кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.

      Более сложной является система преференцированного  голосования: избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него наиболее желательно. Такая система применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может выразить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуальная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуальными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке.

      По  каждому списку, получившему мандат, избранным считается кандидат, имеющий  наибольшую индивидуальную цифру.

      При этой системе выборы проводятся либо по единому округу, либо по многомандатным округам. Ее основу составляет принцип пропорциональности, т.е. распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии (пропорционально) с числом поданных голосов. Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению.

      Иными словами, определяется минимальное  число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).

      Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских  мест вели борьбу 5 партий, и голоса избирателей между ними распределились следующим образом:

      А—20 тыс. голосов

      Б—16 тыс. голосов

      В—34 тыс. голосов

      Г—43 тыс. голосов

      Д—37тыс. голосов

      Таким образом, в голосовании приняли участие 150 тыс. избирателей. Определяем избирательную квоту: 150.000:6=25.000.

      В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, полученных каждой партией, делим на избирательную квоту:

      А 20 тыс. : 25 тыс. = 0 ( 20 тыс. в остатке )

      Б 16 тыс. : 25 тыс. = 0 ( 16 тыс. в остатке )

      В 34 тыс. : 25 тыс. = 1 ( 9 тыс. в остатке )

      Г 43 тыс. : 25 тыс. = 1 ( 18 тыс. в остатке )

      Д 37 тыс. : 25 тыс. = 1 ( 12 тыс. в остатке )

      Из 6 мандатов сразу распределить удалось  лишь 3. Распределение оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего  остатка или наибольшей средней.

      По  методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим  наибольшие остатки голосов избирателей. В рассматриваемом примере по 1 мандату получат партии А, Г и  Б. Окончательные результаты будут  следующие:

      А-1; Б-1; В-1; Г-2; Д-1.

      Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда  оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю  каждого списка, необходимо число  голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:

      А 20 тыс. : 1 ( 0 мандатов + 1) = 20 тыс.

      Б 16 тыс. : 1 ( 0 мандатов + 1) = 16 тыс.

      В 34 тыс. : 2 ( 1 мандат + 1) = 17 тыс.

      Г 43 тыс. : 2 ( 1 мандат + 1) = 21.5 тыс.

      Д 37тыс. : 2 ( 1 мандат + 1) = 18.5тыс.

      По  одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наибольшую среднюю. Окончательные результаты будут  иными, чем при использовании  правила наибольшего остатка:

      А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.

      Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между политическими партиями окончательная картина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии - крупные или небольшие - ориентирована избирательная система в данной стране.  

     Пропорциональная  избирательная система распространена достаточно широко и используется, например, в Австрии, Дании, Бельгии, Бразилии, Израиле, Латвии, Португалии, Нидерландах, Швейцарии и др. Принятый в 2005 г. «Закон о выборах депутатов Государственной Думы…» закрепляет переход к пропорциональной избирательной системе и на парламентских выборах в России. Начиная с 2007 года 450 депутатов Государственной Думы избираются по единому федеральному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. Распределение мандатов внутри списка будет осуществляться на основе принципа очередности.

     В ряде стран, применяющих этот тип  избирательной системы, в целях снижения партийной фрагментации выборного органа действует заградительный барьер.

     Заградительный  барьер – это минимальное число голосов избирателей (в процентах), которое должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов.

     Этот  барьер составляет, например, в Египте – 8%, на Украине – 4, в Греции – 3, Мексике – 1,5%. Партии, не преодолевшие заградительный барьер, не получают в выборном органе ни одного места. Однако, например,  в Конституции Португалии закреплен запрет на введение заградительного барьера (ст.155).

   В результате всех подсчетов партия получает некоторое  количество мандатов. Кому из кандидатов они достанутся? Отбор кандидатов из партийного списка на мандатные места осуществляется в соответствии с двумя основными признаками:

  • Принцип очередности – депутатские мандаты распределяются в соответствии с номером кандидата в списке (от первого и далее);
  • Принцип преференциальности (предпочтения) – избиратели могут менять местами кандидатов в списке по своему усмотрению.

 

Достоинства пропорциональной системы заключаются в том, что она:

1. Позволяет точнее, чем мажоритарная система, учитывать политические предпочтения избирателей;

2. Обеспечивает представительство в выборном органе даже небольшим политическим партиям (правда, для этого заградительный барьер должен быть не очень высоким).

Однако пропорциональная система также не является идеальной, а ее достоинства порождают одновременно ее недостатки:

1. Пропорциональная система способствует фрагментации политического спектра. При этом политические силы, пользующиеся в масштабах страны значительно меньшей поддержкой, чем крупные политические партии, получают представительство в выборном органе. Их роль к тому же может не соответствовать реальному месту в политической системе. Возможны ситуации, когда такие политические силы могут оказывать значительное влияние на деятельность властного института;

2. Если пропорциональная система используется в государствах с парламентскими формами правления или в полупрезидентских республиках, то возникают сложности при формировании правительства и в ходе его деятельности, поскольку, как правило, ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте. Поэтому правительство формируется на основе многопартийной коалиции, зачастую весьма неустойчивой. Хрестоматийным в этом отношении является пример Италии. До начала 1990-х годов, когда была проведена избирательная реформа, в Италии использовалась пропорциональная система, и каждое правительство находилось у власти в среднем менее года;

3. Избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию, что ослабляет непосредственные связи между депутатами и избирателями, одновременно усиливая зависимость депутатов от своих партий. Ведь именно партия в лице ее верхушки решает, включить ли  данного депутата в свой список на следующих выборах и каково будет его место в этом списке.

Опыт  применения

     В  период 1990–1993 годов, в условиях явного кризиса однопартийной системы, со стороны экспертного сообщества было предпринято несколько попыток  разработки проектов восстановления в России пропорциональной избирательной системы. И один из этих проектов был реализован в форме положения, утвержденного указом Президента Российской Федерации, для выборов депутатов Государственной Думы, прошедших в декабре 1993 г. по так называемой смешанной системе: половина состава Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, половина – по пропорциональной.

     Эта модель сохранилась на выборах Государственной  Думы второго, третьего и четвертого созывов, несмотря на неоднократные попытки пересмотреть ее в сторону увеличения доли депутатов, избранных по мажоритарной системе, или полностью отказаться от выборов по пропорциональной системе.

     На  региональных выборах до 2003 г. пропорциональная избирательная система применялась лишь в небольшом числе субъектов Федерации. На местных выборах эта система использовалась только в некоторых муниципальных образованиях Красноярского края.

     Перелом наступил после 2000 г., когда правящая элита взяла курс на усиление роли партий в политической жизни страны, причем проводить данный курс было решено с помощью главным образом принудительных мер. Одной из таких мер стало введение обязательного избрания не менее половины депутатов региональной ассамблеи по пропорциональной системе. Следующим шагом стал переход на полностью пропорциональную систему на выборах депутатов Государственной Думы.

     Выборы  федерального парламента целиком по пропорциональной системе еще впереди. Но уже сегодня можно попытаться оценить это нововведение, а также  некоторые сопутствующие ему изменения в избирательном законодательстве, в частности, радикальное увеличение числа региональных групп, на которые должен быть разбит партийный список.

     Что касается выборов депутатов региональных ассамблей, то за последние полтора года они прошли уже в 32 субъектах Федерации, и накоплен большой опыт, который пока еще не стал предметом детального исследования. Правда, Центризбирком уже дважды рассматривал аналитические записки, посвященные этим выборам. Однако данные материалы не могут нас полностью удовлетворить, поскольку они, во-первых, поверхностны, а во-вторых, не вполне объективны.

     Один  их недостатков пропорциональной системы  хорошо прослеживается в этом примере. Ситуация сложилась в польском Сейме (нижней палате парламента) после выборов 1991 года. При общей численности в 460 депутатов в нем было 10 фракций с числом депутатов более десятка. Причем самое большое число мандатов – 62 (у Демократического союза) , а Партия любителей пива, собравшая чуть более 3% голосов избирателей, получила 16 мандатов. В 1993 году избирательным органом был введен заградительный барьер для партий – 5%, для партийных коалиций – 8%, что заметно снизило партийную фрагментацию парламента. Уже на выборах 1993 года  ⅔ мандатов в Сейме получили две партии – Союз демократических левых сил и Крестьянская партия.

Смешанная избирательная система

     Смешанная избирательная система используется в ряде стран с целью соединить  преимущества различных избирательных  систем и смягчить их недостатки. Этот тип избирательной системы представляет собой комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем. Такое сочетание может быть различным – либо доминирование одного из типов, либо уравновешивание. Например, в Италии 475 мест в Палате депутатов (нижней палате парламента) и 232 места в Сенате (верхней палате) распределяются по мажоритарной системе относительного большинства, а, соответственно, 155 и 83 мандата – по пропорциональной системе. Смешанная система используется также на выборах в Армении, Германии, Литве, Мексике, Японии и др.

Информация о работе Избирательные системы