Избирательные система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе. Ведя речь об общем понятии «избирательная система» стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение двух аспектов в рассматриваемой дефиниции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие избирательной системы………………………………………..4
2.Виды избирательных систем…………………………………………….6
3.Особенности избирательных систем……………………………………12
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Изирательные системы.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


 

 

План

 

     Введение………………………………………………………………………3

  1. Понятие избирательной системы………………………………………..4
  2. Виды избирательных систем…………………………………………….6
  3. Особенности избирательных систем……………………………………12

Заключение…………………………………………………………………..19

Список используемой литературы…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает  важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Стоит отметить, что под выборами в наиболее общем  смысле следует понимать процедуру  формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования  управомоченных лиц. Сущность выборов - это определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством, государственным образованием или административно-государственной единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.1

Характерными  чертами выборов являются:

  • легитимация власти;
  • детерминирование политической жизни;
  • предоставление гарантий избирательных прав.

Ключевыми категориями  выборного процесса повсеместно являются содержательные дефиниции «избирательного права» и «избирательной системы». Данные понятия определяют модель построения системы непосредственной демократии в каждом отдельном государстве, закладывая тем самым характерные черты развития законодательства в данной сфере.

1. Понятие избирательной  системы.

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе2.

Ведя речь об общем понятии  «избирательная система» стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение двух аспектов в рассматриваемой дефиниции.

Избирательная система в широком  смысле - совокупность общественных отношений  как урегулированных, так и неурегулированных  нормами права, посредством которых  формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

 Избирательные системы, которые  для определения результатов  голосования применяют принцип  большинства, называют мажоритарными и подразделяют на три типа – абсолютного, относительного и квалифицированного большинства3.

Основным достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства  считается то, что она позволяет  создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. К недостаткам данной системы обычно относят невозможность установить соответствие между подлинным удельным весом партий в политической жизни страны и их влиянием в парламенте, а также большие потери голосов.

Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, т.к. какой-то кандидат всегда набирает относительное большинство. При этой системе в парламенте обычно бывает прочное большинство, обеспечивающее стабильное правительство, – это и обуславливает привлекательность и распространенность данного подвида мажоритарной системы. Ее существенным недостатком является лишение малых партий представительства, а также создание искаженного представления о действительном соотношении сил. Мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, отличное от абсолютного большинства, встречается очень редко (с применением этого подвида мажоритарной системы избирается президент Коста-Рики, которому в соответствии с Конституцией надо набрать 40% плюс один голос избирателей)4.

В XIX веке в рамках общей тенденции  демократизации избирательных систем началось постепенное применение пропорциональных избирательных систем, позволяющих  обеспечить более широкое представительство.

В настоящее время пропорциональные системы применяются во многих зарубежных странах, в том числе в Финляндии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии. Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными мандатами и голосами избирателей, отданными в поддержку этих кандидатов, на относительном соответствии между количеством голосов и количеством мандатов. Как правило, пропорциональная система дает довольно верное отражение действительного соотношения политических сил в представительном органе. При пропорциональной системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов; в идеальном случае вся страна становится единым избирательным округом5.

 Выборы, проводимые по пропорциональной  системе, строго партийные; каждая  партия выдвигает список своих  кандидатов, за него целиком и  голосуют избиратели. После подсчета  голосов определяется избирательный метр или квота, т.е. наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом.

Простейшая из квот, применяемая  уже более ста лет, – квота Хэрра, определяемая посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов на количество мандатов, как правило, не позволяет распределить сразу все мандаты, в связи с чем приходится применять дополнительный способ распределения оставшихся мандатов согласно «методу наибольших остатков».

Другая квота – квота Друпа  – определяется путем деления  общего числа поданных голосов на количество мандатов плюс 1; при использовании  данной квоты расчеты производятся до тех пор, пока не будет получена квота, позволяющая распределить все мандаты без остатка. Метод «наибольшей средней», предложенный Д'Ондтом, применяется в ФРГ, Швеции и других странах и сопряжен с довольно сложными расчетами6.

 

2. Виды избирательных  систем

Представляется небезынтересным обратиться к более подробным характеристикам существующих в мире разновидностей избирательных систем.

Мажоритарная  система относительного большинства:  Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций7.

Система может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

Пи этой системе обычно не устанавливается  обязательный минимум участия избирателей  в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Мажоритарная система абсолютного большинства: От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким:

а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое  требование, которое практически  не встречается);

б) общее число поданных голосов;

в) общее число поданных действительных голосов8.

При этой системе обычно устанавливается  нижний порог участия избирателей  в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными  или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

При мажоритарной системе абсолютного  большинства, как и при системе  относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные.

Мажоритарная система  квалифицированного большинства: При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства9.

До недавнего  времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.

Система единственного  непередаваемого голоса: Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система10.

Система заключается  в том, что в многомандатном избирательном  округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов. При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть.

Однако система  требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия может выдвигать столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округа должно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать свое право. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Если же кандидатов будет слишком мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, у партии останутся «лишние» голоса, а, следовательно, она получит меньше мандатов, чем могла бы.

Эта система представляет собой крайнюю разновидность  так называемого ограниченного  вотума – системы, при которой  у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей.

Кумулятивный  вотум: Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление)11.

Система пропорционального  представительства политических партий:  Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект12.

Информация о работе Избирательные система