Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, контрольная работа
Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе. Ведя речь об общем понятии «избирательная система» стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение двух аспектов в рассматриваемой дефиниции.
Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие избирательной системы………………………………………..4
2.Виды избирательных систем…………………………………………….6
3.Особенности избирательных систем……………………………………12
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………20
План
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………20
Введение
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Стоит отметить,
что под выборами в наиболее общем
смысле следует понимать процедуру
формирования государственного органа
или наделения полномочиями должностного
лица, осуществляемую посредством голосования
управомоченных лиц. Сущность выборов
- это определение партий и должностных
лиц, которые в течение определенного
срока будут управлять государством, государственным
образованием или административно-
Характерными чертами выборов являются:
Ключевыми категориями выборного процесса повсеместно являются содержательные дефиниции «избирательного права» и «избирательной системы». Данные понятия определяют модель построения системы непосредственной демократии в каждом отдельном государстве, закладывая тем самым характерные черты развития законодательства в данной сфере.
1. Понятие избирательной системы.
Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе2.
Ведя речь об общем понятии «избирательная система» стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение двух аспектов в рассматриваемой дефиниции.
Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.
Избирательные системы,
Основным достоинством мажоритарной
системы абсолютного
Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, т.к. какой-то кандидат всегда набирает относительное большинство. При этой системе в парламенте обычно бывает прочное большинство, обеспечивающее стабильное правительство, – это и обуславливает привлекательность и распространенность данного подвида мажоритарной системы. Ее существенным недостатком является лишение малых партий представительства, а также создание искаженного представления о действительном соотношении сил. Мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, отличное от абсолютного большинства, встречается очень редко (с применением этого подвида мажоритарной системы избирается президент Коста-Рики, которому в соответствии с Конституцией надо набрать 40% плюс один голос избирателей)4.
В XIX веке в рамках общей тенденции демократизации избирательных систем началось постепенное применение пропорциональных избирательных систем, позволяющих обеспечить более широкое представительство.
В настоящее время
Выборы, проводимые по
Простейшая из квот, применяемая уже более ста лет, – квота Хэрра, определяемая посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов на количество мандатов, как правило, не позволяет распределить сразу все мандаты, в связи с чем приходится применять дополнительный способ распределения оставшихся мандатов согласно «методу наибольших остатков».
Другая квота – квота Друпа – определяется путем деления общего числа поданных голосов на количество мандатов плюс 1; при использовании данной квоты расчеты производятся до тех пор, пока не будет получена квота, позволяющая распределить все мандаты без остатка. Метод «наибольшей средней», предложенный Д'Ондтом, применяется в ФРГ, Швеции и других странах и сопряжен с довольно сложными расчетами6.
2. Виды избирательных систем
Представляется небезынтересным обратиться к более подробным характеристикам существующих в мире разновидностей избирательных систем.
Мажоритарная система относительного большинства: Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций7.
Система может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).
Пи этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).
Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Мажоритарная система абсолютного большинства: От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким:
а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается);
б) общее число поданных голосов;
в) общее число поданных действительных голосов8.
При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.
При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные.
Мажоритарная система квалифицированного большинства: При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства9.
До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.
Система единственного непередаваемого голоса: Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система10.
Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов. При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и не пропасть.
Однако система
требует от партий умения точно прогнозировать
свой электорат. Хотя по закону партия
может выдвигать столько
Эта система представляет собой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума – системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей.