Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:01, реферат
Для всех очевидно, что выборы – не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это, прежде всего, очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов.
Введение 2
Избирательная система 2
Мажоритарная система 3
Опыт применения 7
Пропорциональная избирательная система 9
Опыт применения 14
Смешанная избирательная система 16
Опыт применения 17
Полупропорциональная система 20
Система единственного передаваемого голоса 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Оглавление
Для всех очевидно, что выборы – не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это, прежде всего, очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов.
Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.
Иными словами, выборы - это всегда
борьба за власть. И очень важно,
чтобы как можно больше людей
понимали существо этого
По итогам выборов кто-либо из кандидатов признается избранным. Применительно к этому финальному этапу избирательной кампании также употребляется термин «избирательная система».
Избирательная
система есть конституционно-правовая
конструкция, представленная совокупностью
целостных, логически оформленных,
относительно самостоятельных, но вместе
с тем взаимосвязанных и
Избирательная система в узком смысле слова, или электоральная формула – это способ определения результатов выборов. Выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная
избирательная система
В зависимости от того, какова величина необходимого для избрания большинства голосов, выделяют две основные разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства.
Система относительного большинства предполагает, что для победы кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любой из его соперников. Для этой разновидности мажоритарной системы число голосов, необходимые для победы, напрямую зависит от числа кандидатов, баллотирующихся в округе. Чем больше кандидатов, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов больше десятка, то избранным может оказаться тот, за которого подано всего 10% голосов или менее. Соответственно, за его соперников проголосовало около 90% избирателей. Получается, что данный кандидат избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством. В этом заключается специфический недостаток этой разновидности мажоритарной избирательной системы.
Достоинствами системы относительного большинства является то, что она результативна, поскольку вероятность получения одинакового наибольшего числа голосов крайне мала. И выборы обычно проходят в один тур, соответственно эта система является менее затратной.
Кроме этого, при этой системе обычно не устанавливается порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися.
Мажоритарная
система относительного большинства
применяется во многих странах –
США, Великобритании, Индии, Канаде, Чили
и др. Зачастую она используется
на выборах муниципального уровня, в том
числе и в России.
Система абсолютного большинства предполагает, что для победы на выборах необходимо получить больше половины голосов избирателей (минимум 50% + 1 голос).
Достоинство этой разновидности мажоритарной системы заключается в том, что избранным оказывается кандидат, которого поддержало действительно большинство проголосовавших.
Однако
ее специфическим недостатком
Мажоритарная
система абсолютного
В целом этот избирательной системы имеет ряд достоинств:
Однако у мажоритарной системы есть и определенные недостатки:
1. Значительная
часть избирателей может быть не представлена
в выборном органе, так как голоса, поданные
за потерпевших поражение кандидатов,
пропадают. Проиллюстрируем это на условном
примере соперничества в одном округе
трех кандидатов, представляющих различные
партии.
Кандидаты | Количество
собранных голосов
(всего 120 тыс.) |
А
В С |
30 тыс.
– 25%
66 тыс. – 55% 24 тыс. – 20% |
Как видно из
таблицы, в данном округе победит
кандидат В, а немногим менее половины
избирателей проголосовали
Если же говорить о системе относительного большинства, то не представленными в выборном органе уже могут оказаться более половины избирателей;
2. Происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах. Если вернуться к нашему примеру, то из трех партий только одна смогла провести своего кандидата. Особенно не выгодна эта избирательная система для небольших и средних по своему влиянию партий. В острой борьбе за единственный в округе мандат им весьма непросто противостоять крупным партиям, а в масштабах всей страны – составить реальную конкуренцию этим политическим силам;
3. Возникают диспропорции
между числом полученных партиями мандатов
и количеством проголосовавших за них
избирателей. Воспользуемся условным
примером, в котором три политические
партии – А, В и С – выставили своих кандидатов
в трех округах. Этот пример убедительно
показывает, что партия, получившая в целом
по стране больше голосов, чем ее соперники,
может в итоге получить меньшее число
мест в выборном органе.
Округ | Кандидаты, представляющие партии | ||
А | В | С | |
I
II III |
38 тыс.
21 тыс. 11 тыс. |
2 тыс.
27 тыс. 26 тыс. |
10 тыс.
2 тыс. 13 тыс. |
Опыт применения
Подобные ситуации неоднократно имели место на выборах в Национальное собрание Франции. Так, по итогам первого тура выборов 1958 года Французская коммунистическая партия в целом по стране получила 19% голосов и 10 мандатов, а сторонники президента – Союз за новую республику – 20% голосов и 198 мандатов. В 1962 году ситуация повторилась (правда, диспропорция не была столь чудовищной): за коммунистов было подано около 22% голосов, за голлистов – около 32%. При этом первые получили 41 место в нижней палате, вторые – 195 мест.
Мажоритарная
избирательная система
Также мажоритарная избирательная система была использована на парламентских выборах 2007 года во Франции, которые состоялись 10 июня и 17 июня. На них было избрано 13-oe Национальное собрание Пятой республики. Во Франции представители избираются в законодательный орган страны Национальное собрание на 5 лет на основе прямого всеобщего избирательного права. Выборы проходят в 2 тура. Если в первом туре (10 июня) кандидат получает абсолютное большинство голосов (более 50%), то при условии участия не менее 25% зарегистрированных избирателей, он считается избранным в первом туре и второй тур не проводится. Если же никто из кандидатов не избирается в первом туре, то проводится второй тур.
Во втором туре (17 июня) участвуют все кандидаты, получившие по крайней мере 12,5% или более голосов зарегистрированных избирателей. Таким образом, во второй тур могут пройти более двух кандидатов. Для того, чтобы быть избранным во втором туре, кандидат уже должен получить простое большинство голосов.
В более экзотических случаях, когда никто из кандидатов не получает более 12,5% голосов, второй тур проводится между двумя кандидатами, получившими более всех голосов. Есть также правило, гласящее, что в случае, когда два кандидата получают одинаковое количество голосов, избирается старший из них.
Еще один пример выборы президента Французской республики в 2007 году, как и во всех предыдущих случаях в истории Пятой республики, в два тура.
Первый тур состоялся 22 апреля 2007 года при исключительно высокой явке (84 %) и принёс лидерство двум кандидатам — Николя Саркози (Союз за народное движение, 31.11 %) и Сеголен Руаяль (Социалистическая партия Франции, 25.84 %). Впервые во второй тур президентских выборов во Франции выходит женщина; кроме того, во второй тур возвращаются социалисты (сенсационно уступившие его на выборах 2002 Ле Пену).
В
этих выборах принимал участие также
и сам Ле Пен (11 %, четвёртое место), а также
занявший третье место либерал-центрист Франсуа
Байру (18 %), значительно улучшивший результат
сравнительно с выборами 2002 г. Остальные
8 кандидатов (включая неоднократно баллотировавшуюся троцкистку
Второй тур состоялся 6 мая при ещё более высокой явке (вопреки прогнозам, предсказывавшим её снижение) и принёс победу Николя Саркози (53, 06 %), соответственно Руаяль набрала 46, 94 %.
Новый президент республики Николя Саркози вступил в должность 16 мая (истечение полномочий Жака Ширака).