Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:01, реферат
Для всех очевидно, что выборы – не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это, прежде всего, очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов.
Введение 2
Избирательная система 2
Мажоритарная система 3
Опыт применения 7
Пропорциональная избирательная система 9
Опыт применения 14
Смешанная избирательная система 16
Опыт применения 17
Полупропорциональная система 20
Система единственного передаваемого голоса 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Использовалась эта система и в России. На выборах в Государственную Думу 255 депутатов избирались по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства, 255 депутатов - по единому федеральному округу на основе пропорциональной системы.
Использование
смешанной избирательной
В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально.
Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится перебаллотировка между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосования.
Остальные
депутатские мандаты
Опыт применения
Выборы
депутатов МГД (35 депутатов) проводятся
по смешанной избирательной
(20 депутатов).
Примером этой системы могут послужить выборы в Московскую Государственную Думу четвертого созыва 4 декабря 2005 года.
Из 35 депутатов 15 избирались по одномандатным округам, 20 - по городским спискам политических партий. Городские списки делились на региональные группы, соответствующие одномандатным округам. Общегородская верхушка списка могла включать не более 3 кандидатов.
Барьер - 10%, плавающий: в Думу проходят не менее 2 списков, требуется 50%+1 голос за все списки, допущенные к распределению мандатов - иначе барьер снижается.
Мандаты внутри списка, преодолевшего барьер, распределялись в порядке убывания доли голосов (в процентах), полученной соответствующей партией в округах - по одному мандату каждому окружному подсписку, а если после этого еще остаются мандаты - по второму кругу в том же порядке.
Минимальная явка - 20%.
ОБЩИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ
Партия | Кол-во мандатов | % от состава Думы |
Единая Россия | 28 | 80% |
КПРФ | 4 | 11,4% |
Яблоко | 3 | 8,6% |
Всего | 35 | 100% |
РЕЗУЛЬТАТЫ
ВЫБОРОВ ПО ОБЩЕГОРОДСКОМУ
ОКРУГУ
Из 10 зарегистрированных
списков один - список партии "Родина"
- снят с выборов по решению суда.
Число избирателей 6.954.834
Выдано бюллетеней (участие в выборах) 2.416.974 34,75%
Унесено бюллетеней 20.299 0,84%
Обнаружено бюллетеней (участие в голосовании) 2.396.675
Величина 10-процентного барьера 239.668
Сумма голосов за партии,
преодолевшие 10-процентный барьер 1.800.223 75,11%
1. Единая Россия 1.132.523 47,25% - 13 мандатов
2. КПРФ
3. ЯБЛОКО
4. ЛДПР
5. РПЖ
6. Зеленые
7. Свободная Россия 53.204 2,22%
8. ПСС
9. Народная Воля
Недействительных
бюллетеней - 130.378
5,44%
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ В ОДНОМАНДАТНЫХ ОКРУГАХ
В сумме по 15 округам
Число избирателей
Выдано бюллетеней
Унесено бюллетеней
Обнаружено бюллетеней
Действительных бюллетеней 2200520
Единая Россия число кандидатов 15 1046233 44,56%
КПРФ
Родина
ЛДПР 14 120108 5,12%
Яблоко
РПЖ
СДПР
АПР 3 19283 0,82%
Независимые кандидаты 24 292980 12,48%
Недействительных
бюллетеней
147457 6,28%
По этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.
Типичным примером такой системы была действовавшая в Японии до 1993 года система единственного непередаваемого голоса. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель же в этом многомандатном округе голосует только за одного из кандидатов, хотя от округа должно быть избрано несколько или даже много депутатов. Избранным считается кандидат, собравший наибольшее число голосов.
Другой пример ограниченного вотума - порядок выборов части сенаторов в Испании. Избирательным округом служит провинция, от которой избираются, как правило, четыре сенатора, но избиратель голосует не более чем за трех кандидатов. Избранными считаются четыре кандидата, получившие в провинции наибольшее число голосов.
Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.
Тот факт, что избиратель, принадлежащий к большинству, может влиять своим голосованием на выбор не всех депутатов от избирательного округа, открывает возможности для меньшинства провести в представительный орган в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные системы называют полупропорциональными.
К этой же группе систем относится и так называемый кумулятивный вотум, применяемый, в частности, на выборах в органы местного самоуправления в Баварии и некоторых других землях Германии. Избиратель в Баварии имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может либо отдать три голоса одному из кандидатов, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий - другому, либо, наконец, раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц (территорий), в которых избиратели хорошо знают всех кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.
Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление). Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.
Эта система в теории считается самой справедливой, так как позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако ее распространению препятствует определенная техническая сложность определения результатов выборов. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого голоса, то есть каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего - вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.
После установления общего числа проголосовавших или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются избранными. Однако обычно такие кандидаты получают сверх квоты определенный излишек голосов, который им не нужен. Этот излишек передается кандидатам, не получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями. Вопрос: какие же именно бюллетени надо передать? Например, квота составляет 2700 голосов. Кандидат А получил 3700 первых предпочтений. У него 1000 лишних голосов. Из всех его 3700 бюллетеней в 370 (10 %) второе предпочтение отдано кандидату Б, а в 740 (20 %) - кандидату В. Что касается остальных бюллетеней, то там второе предпочтение либо отдано кандидатам, также получившим квоту, либо никому не отдано. Поэтому из 1000 лишних голосов 100 (10 %) отдаются кандидату Б, а 200 (20 %) - кандидату В. Если, скажем, кандидат В тем самым добрал голоса до квоты, он также считается избранным.Если после того, как распределены излишки голосов, остались незамещенные мандаты и неизбранные кандидаты, исключаются неизбранные кандидаты, получившие наименьшее число голосов, а бюллетени, в которых им отдано первое предпочтение, передаются другим кандидатам в соответствии со вторыми предпочтениями подобно тому, как делается при альтернативном голосовании.