Антидемократических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:39, контрольная работа

Описание работы

Тема моей работы стала актуальной в XX веке в связи с многочисленными более или менее удачными попытками воплотить в жизнь утопические идеи философов. Итальянский фашизм времен правления Муссолини, нацистская Германия во главе с Гитлером, советский сталинизм, диктатура Пиночета в Чили – к сожалению, это далеко не полный список антидемократических режимов. Я назвала здесь наиболее известные, сразу приходящие на ум примеры из истории.

Содержание

Введение… ……………………………………………………………………. 3
I Общая характеристика антидемократических режимов…. ………………. 5
1.1 Понятие диктатуры………………………………………………………..5
1.2 Исторические корни и разновидности диктатуры……………………….5
II Авторитаризм……………………………………………………………….8
2.1 Понятие авторитаризма, его идеологические основы………………….8
2.2 Основные признаки……………………………………………………….9
2.3 Истоки авторитаризма…………………………………………………….10
2.4 Классификация авторитарных режимов…………….…………………..13
2.5 Отличия от тоталитарного режима………………………………………20
III Тоталитаризм………………………………………………………………21
3.1 Понятие тоталитаризма, его идейные основы, исторические корни….21
3.2 Основные признаки тоталитарного режима……………………………24
3.3 Предпосылки тоталитаризма……………………………………………28
3.4 Разновидности тоталитарных режимов…………………………………33
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

В современной политологии при описании тоталитарных режимов, как правило, отмечают следующие характерные свойства:

1) Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти, подчи­нению «единственно верной» теории с помощью планирования всех экономических и социальных процессов;

 2) Общество практически полностью отчуждено от полити­ческой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

 3) Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации (введение жесткой цензуры), культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) Абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая регла­ментация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено зако­ном»;

5) Государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «орео­лом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

6) Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

7) Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

8) Права и свободы человека и гражданина носят декларатив­ный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их ре­ализации;

9) Экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) Наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм. Она пропагандирует покровительственное отношение к массам, неспособным понять истину без государственного руководства.  Идеология призвана выполнять социально-ин­теграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать по­ведение граждан и государственную политику;

11) Централизация государственной власти во главе с диктато­ром и его окружением;

12) Бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13)  Отсутствие правовой государственности и гражданского общества, замена общественного мнения официальными оценками;

14) Государственная власть осуществляется по своему ус­мотрению, произволу, без учета мнения большинства, в про­тиворечии с демократическими механизмами, нормами и ин­ститутами;

15) Телеологизм, присущий тоталитарной идеологии, проявляется в рассмот­рении истории как закономерного движения к определенной цели, а также в ценностном приоритете цели над средствами ее дости­жения в соответствии с принципом «цель оправдывает средства»;

16) Широко распространены эсхатологические представления. Примером эсхатологии может явиться тезис о счастливом конце истории, конечном смысле существования человека с торжеством коммунизма, Рейха и т.д.;

17) Отрицание общече­ловеческой морали и её деградация, культивирование низменных, стад­ных инстинктов: уравнительность, классовая или национальная ненависть, подозрительность, доносительство, зависть и т.д.;

18) Поддержи­вание атмосферы чрезвычайного положения, бдительности,  служащей оправданием командных методов и репрессий.

Ядром политической системы такого общества выступает предельно централизованное движение за новый порядок во главе с партией нового типа, сросшееся с государственным аппаратом. Такая партия получает вою полноту власти, любая политическая оппозиция и несанкционирован­ная политическая инициатива (создание организаций) подавляются. Государство претендует на выражение общей воли народа, предельный демократизм, высшего, нового типа (здесь проявляется расхождение между декларируемым строем и политическим режимом). Характерные признаки: безальтернативные выборы, пред­ставительные учреждения без реальной власти, высокий процент участия в выборах (до 99,9%) и прочие псевдодемократические атрибуты.

Разумеется, на одной идеологической обработке тоталитарным  режимом не удержаться. Для сохранения власти им необходим сильный аппарат социального контроля и принуждения с реальными полномочиями (госбезопасность, армия, милиция и т.д.), необходимыми условиями выживания являются массовый террор и запугивание населения, сакра­лизация верховной власти и её носителей (в форме культа вождей).

3.3 Предпосылки тоталитаризма

Исследования З. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Р. Вельдера, Н. Тинбергена и других ученых позволяют сделать вывод о том, что одной из онтологических основ тоталитаризма является природный потенциал архаического ориентирования человека, который никогда не исчезает полностью, а при определенных условиях может реализоваться в проявлениях деструктивности, зла, негативной агрессии как жизненном инстинкте. Найти ответ на противоречия собственной сущности человеку помогает характер – «заместитель» отсутствующих у него инстинктов, представляющий собой индивидуальный ответ на онтологически-экзистенциальные противоречия. Таким ответом может стать стремление к любви, свободе, справедливости, истине, но равным образом – к агрессивности, ненависти, деструктивности. Обнаруживаясь в социальной или политической сферах, эти ответы могут привести к демократии и гуманизму или к их антиподу – тоталитаризму. Поэтому одной из важнейших субъективных предпосылок тоталита­ризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это при­водит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бес­смысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах органи­зации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии.

Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и про­странстве, чем отдельный индивид, — в классе, нации, государ­стве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту.

Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возмож­ностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинк­там, преодолеть комплекс собственной неполноценности и воз­выситься над окружающими с помощью принадлежности к из­бранной социальной (национальной, расовой) группе или пар­тии.

       Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия раз­вития общества. Она привела к созданию системы массовых ком­муникаций, усложнила общественные связи и организацию, сде­лала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.

На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образова­ния, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масшта­бах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организа­ции могла быть только всесильная и всепроникающая государст­венная власть.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку раз­решения обострившегося в ходе общественного развития реально­го противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссо­лини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становит­ся цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обу­словливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).

Порождением индустриализма и этатизма (резкого расши­рения государственного влияния) является и лежащее в осно­ве тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоз­зрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной меха­нической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоя­щей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде.

Тоталитарные коллективистские представления значительно расходятся у элит и масс. Если для политической элиты харак­терно преимущественно рационалистическо-индустриальное ви­дение общей цели, то у масс сознание может носить общинно-коллективистский характер, что особенно проявилось в странах Востока. Однако в любом случае тоталитаризм базируется на со­знании, исходящем из безусловного подчинения индивида кол­лективу.

Психологическая неудовлетворенность существующим стро­ем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кри­зис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоря­ет созревание необходимых для тоталитаризма социальных пред­посылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитар­ной революции или поддерживающих ее. Это достигается в пер­вую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решитель­ными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные груп­пы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратив­шие культурную и социально-этническую идентификацию.

Маргиналы обычно нигилистически настроены по отноше­нию к прошлому, не дорожат им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями. Как обнаружили амери­канский социолог Р. Парк и другие исследователи, маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокой­ство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность.

С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики, руководство которых состояло в ос­новном из социальных и этнических маргиналов, мастерски ис­пользовали требования крестьян о безвозмездной раздаче поме­щичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разруши­тельной войной.

В Германии социальной опорой национал-социалистическо­го тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» — много­численные конторские служащие, машинистки, учителя, торгов­цы, администраторы, мелкие чиновники, небогатые представи­теля свободных профессий и т.п., положение которых значитель­но ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал-социа­листического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демо­кратической партии.

Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разно­образны. Это — индустриальная стадия развития; нарастание ра­циональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм — всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональ­ная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помо­щью рациональных общественных преобразований; психологи­ческая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально-экономичес­кий кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы мо­гут быть использованы лишь при наличии соответствующих по­литических условий. К ним относятся уже упомянутая этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претен­дующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выразителям — вождям, руководству в целом. Именно эти организации и движения, использующие благоприятные со­циальные условия, и явились главным, непосредственным твор­цом тоталитаризма как реального политического строя.

3.4 Разновидности тоталитарных режимов

Принято   выделять   две   разновидности   тоталитаризма — «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах — в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Се­верная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. Исторически первой и классической формой «левого» тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Она основывалась на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей:

1) возможность построения коммунис­тического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

Информация о работе Антидемократических режимов