Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:39, контрольная работа
Тема моей работы стала актуальной в XX веке в связи с многочисленными более или менее удачными попытками воплотить в жизнь утопические идеи философов. Итальянский фашизм времен правления Муссолини, нацистская Германия во главе с Гитлером, советский сталинизм, диктатура Пиночета в Чили – к сожалению, это далеко не полный список антидемократических режимов. Я назвала здесь наиболее известные, сразу приходящие на ум примеры из истории.
Введение… ……………………………………………………………………. 3
I Общая характеристика антидемократических режимов…. ………………. 5
1.1 Понятие диктатуры………………………………………………………..5
1.2 Исторические корни и разновидности диктатуры……………………….5
II Авторитаризм……………………………………………………………….8
2.1 Понятие авторитаризма, его идеологические основы………………….8
2.2 Основные признаки……………………………………………………….9
2.3 Истоки авторитаризма…………………………………………………….10
2.4 Классификация авторитарных режимов…………….…………………..13
2.5 Отличия от тоталитарного режима………………………………………20
III Тоталитаризм………………………………………………………………21
3.1 Понятие тоталитаризма, его идейные основы, исторические корни….21
3.2 Основные признаки тоталитарного режима……………………………24
3.3 Предпосылки тоталитаризма……………………………………………28
3.4 Разновидности тоталитарных режимов…………………………………33
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………..40
В современной политологии при описании тоталитарных режимов, как правило, отмечают следующие характерные свойства:
1) Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти, подчинению «единственно верной» теории с помощью планирования всех экономических и социальных процессов;
2) Общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
3) Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации (введение жесткой цензуры), культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) Абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
5) Государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
6) Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
7) Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
8) Права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
9) Экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;
10) Наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм. Она пропагандирует покровительственное отношение к массам, неспособным понять истину без государственного руководства. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику;
11) Централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
12) Бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) Отсутствие правовой государственности и гражданского общества, замена общественного мнения официальными оценками;
14) Государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами;
15) Телеологизм, присущий тоталитарной идеологии, проявляется в рассмотрении истории как закономерного движения к определенной цели, а также в ценностном приоритете цели над средствами ее достижения в соответствии с принципом «цель оправдывает средства»;
16) Широко распространены эсхатологические представления. Примером эсхатологии может явиться тезис о счастливом конце истории, конечном смысле существования человека с торжеством коммунизма, Рейха и т.д.;
17) Отрицание общечеловеческой морали и её деградация, культивирование низменных, стадных инстинктов: уравнительность, классовая или национальная ненависть, подозрительность, доносительство, зависть и т.д.;
18) Поддерживание атмосферы чрезвычайного положения, бдительности, служащей оправданием командных методов и репрессий.
Ядром политической системы такого общества выступает предельно централизованное движение за новый порядок во главе с партией нового типа, сросшееся с государственным аппаратом. Такая партия получает вою полноту власти, любая политическая оппозиция и несанкционированная политическая инициатива (создание организаций) подавляются. Государство претендует на выражение общей воли народа, предельный демократизм, высшего, нового типа (здесь проявляется расхождение между декларируемым строем и политическим режимом). Характерные признаки: безальтернативные выборы, представительные учреждения без реальной власти, высокий процент участия в выборах (до 99,9%) и прочие псевдодемократические атрибуты.
Разумеется, на одной идеологической обработке тоталитарным режимом не удержаться. Для сохранения власти им необходим сильный аппарат социального контроля и принуждения с реальными полномочиями (госбезопасность, армия, милиция и т.д.), необходимыми условиями выживания являются массовый террор и запугивание населения, сакрализация верховной власти и её носителей (в форме культа вождей).
3.3 Предпосылки тоталитаризма
Исследования З. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Р. Вельдера, Н. Тинбергена и других ученых позволяют сделать вывод о том, что одной из онтологических основ тоталитаризма является природный потенциал архаического ориентирования человека, который никогда не исчезает полностью, а при определенных условиях может реализоваться в проявлениях деструктивности, зла, негативной агрессии как жизненном инстинкте. Найти ответ на противоречия собственной сущности человеку помогает характер – «заместитель» отсутствующих у него инстинктов, представляющий собой индивидуальный ответ на онтологически-экзистенциальные противоречия. Таким ответом может стать стремление к любви, свободе, справедливости, истине, но равным образом – к агрессивности, ненависти, деструктивности. Обнаруживаясь в социальной или политической сферах, эти ответы могут привести к демократии и гуманизму или к их антиподу – тоталитаризму. Поэтому одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии.
Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, — в классе, нации, государстве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту.
Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии.
Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.
На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».
Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из «атомизированных» индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).
Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-
Тоталитарные коллективистские представления значительно расходятся у элит и масс. Если для политической элиты характерно преимущественно рационалистическо-
Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.
Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому, не дорожат им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями. Как обнаружили американский социолог Р. Парк и другие исследователи, маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность.
С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.
В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» — многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники, небогатые представителя свободных профессий и т.п., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал-социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии.
Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это — индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм — всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое коллективистско-
Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть использованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся уже упомянутая этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выразителям — вождям, руководству в целом. Именно эти организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным, непосредственным творцом тоталитаризма как реального политического строя.
3.4 Разновидности тоталитарных режимов
Принято выделять две разновидности тоталитаризма — «левый» и «правый».
«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах — в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. Исторически первой и классической формой «левого» тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Она основывалась на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей:
1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;