Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:02, реферат
Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились. История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900-1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.
Введение
Витраж - это произведение искусства, созданное в рамках художественной системы своего времени. Витраж, в отличие от многих других видов искусств, выходит за границы отведенного ему места в иерархии художеств. Он имеет тесную связь с изобразительным и прикладным искусством, архитектурой и стеклоделием.
Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились. История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900-1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.
Витражное искусство в России имеет сравнительно недолгую историю.
Цель работы: изучить витражи Санкт-Петербурга (XVIII – XX вв.), охарактеризовать основные этапы развития.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Актуальность
работы обусловлена тем, что тема "Витражи
Санкт-Петербурга ( XVIII – XX вв.) в в целом
мало изучена в российской науке, а также
личным интересом.
Глава I. Предыстория витражного искусства в России
Древняя Русь, приняв от Византии христианство, следовала уже установившемуся канону в устройстве храма и обстановке богослужения. В Византии до ХII века витражи применялись в убранстве некоторых церквей. По различным источникам собраны отдельные факты об использовании цветных оконных стекол в русских постройках как культового, так и гражданского назначения в домонгольский период. Эти опыты декоративного полихромного остекления были эпизодическими, не нашли продолжения в практике древнерусского строительства и не оказали никакого влияния на приемы оформления оконных плоскостей в русских постройках1.
В Древней Руси витражи не нашли применения как из-за природно-климатических условий, так и иной, чем в средневековой Европе пространственной организации храма. Кроме того, православная традиция запрещала писать иконы на стекле из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит и образа, на нем изображенного, в котором по христианским понятиям таинственно присутствует тот, кто изображен на иконе.
Запретов
на использование разноцветного
оконного стекла в светских сооружениях
не было, и применение витражей в
этом случае зависело лишь от возможностей
русского стеклоделия и импорта.
Стекло было привозным и дорогим
товаром, поэтому окна в зажиточных
русских домах закрывались
Слюдяные оконницы, собранные из различных по размерам кусков слюды, иногда с ажурными накладками из олова или жести и подкладками из цветной бумаги или ткани своим внешним видом напоминали витражи, выполненные способом мозаичного набора. Источники свидетельствуют и о существовании расписных слюдяных окончин с изображениями людей, зверей и птиц в геометрических орнаментах. Такие окончины можно считать аналогами живописных западно-европейских витражей. Сравнительный анализ русских и западно-европейских гравюр, изображающих жилые интерьеры в Древней Руси XVI-XVII вв., позволил сделать вывод, что иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как тип декоративного остекления, равноценный европейским витражам.
В России оконное стекло оставалось статьей импорта и тогда, когда в 1630-е гг. появились первые русские стеклянные заводы, так как вырабатывали они в основном посуду. Стекло в окнах было такой редкостью, что исследователи могут перечислить поименно его потребителей. Еще большая редкость - цветное остекление.
Появление в XVII столетии в обиходе придворных кругов витражей закономерно. Декоративные возможности цветного остекления были вполне оценены людьми ХVII века, стремившимися познать бытие во всей его полноте. Разноцветные стекла или собранные в определенный узор пластины слюды дополняли обстановку роскошной жизни аристократии ХVII столетия. Цветной свет, проникавший сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения. 2
Таким
образом, установлено, что витражи
в древнерусской архитектуре
встречались исключительно
Глава II. Витражи Санкт-Петербурга
Реформы первой четвери XVIII века, европеизация культуры предопределили развитие в России ранее неизвестных ремесел и искусств. Основы для развития искусства витража в следующем, XIX столетии, были заложены в петровскую эпоху организацией производства стекла3.
На
рубеже XIX–ХХ веков в Санкт-
Первые
витражи появились в Петербурге
уже в XVIII веке и были, вероятно, иностранного
происхождения. Впрочем, основатель города
Петр Великий собственноручно
2.1. Санкт-Петербургский витраж эпохи романтизма и эклектики
Витраж,
сильнодействующее в
Витраж - это транспарант, но имеющий совершенно определенную материальную основу - стекло. В эпоху романтизма берет начало то явление, которое называют "культурным мифом" стекла, когда оно "начинает значить нечто ... никак впрямую не вытекающее из его непосредственных свойств".
Производство этих "изящных произведений" в России еще не было налажено и значительная часть композиций для окон имела зарубежное происхождение. Как правило, это были не современные работы, а подлинные европейские витражи позднего средневековья. Не имея опыта в изготовлении полихромных окон, отечественные фабриканты были вынуждены экспериментировать, так как перенимать навыки у европейских коллег до середины XIX века - времени первых Всемирных выставок - было практически невозможно. Первые русские витражи представляли собой примитивную мозаику из цветных стекол, окрашенных в массе, вставленных в оконный переплет без дополнительного декорирования поверхности. К разряду экспериментов относится роспись стекла холодным способом - масляными красками - и имитации витражей с помощью изображения на бумаге, прикрепленной к оконному стеклу7.
Одним из первых ретростилей периода эклектики была псевдоготика. И витражи стали ее обязательной принадлежностью: цветные окна украсили Коттедж и церковь св. Александра Невского в Петергофской Александрии, башню-часовню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма в Павловске, а также интерьеры императорских дворцов и дворянских особняков. Витражи органично вписывались в общую систему убранства "готических" комнат, однако стилистическая однородность в формировании облика интерьера была редкостью, так как требовала значительных материальных затрат. Более распространенным стало включение в обстановку помещений "готических" предметов. Разноцветное стекло в таких случаях несло основную нагрузку в трансформации интерьера в романтический8.
Основой
художественного метода эклектики
были археологический и
С
1830-х не только европейская, но и
отечественная древность
В 1870-е активизировались русско-немецкие контакты, способствовавшие распространению неоренессансного стиля в архитектуре петербургских дворцов и особняков. Применение витражей в этом случае полностью соответствовало практике эпохи-прообраза. Представления о ренессансных витражах основывались не только на письменных источниках и фрагментах находок, но и на реальных произведениях эпохи Возрождения, которые часто являлись предметом коллекционирования в России. Образцами это "ренессансного" направления в витражном искусстве XIX столетия являются работы мастерской В. Д. Сверчкова, а также большинство других сохранившихся до наших дней произведений 1870-1880-х гг., атрибутировать которые пока не представляется возможным.
В
период эклектики при размещении
витража в интерьере той или
иной стилистической направленности значение
имело не столько изображение, сколько
сам факт использования цветного
остекления, создававшего особый эмоциональный
настрой и вызывавшего
Кроме этой задачи витражи выполняли еще одну функцию, связанную с общей эволюцией русского жилого интерьера во второй трети XIX столетия. В противовес архитектурно построенным, "раскрытым" окружающей среде анфиладам классицизма расцвеченное окно замыкало интерьер, отгораживало жильцов от внешнего мира. Цветы на подоконниках, специальные ширмочки из ткани, бумаги, стекла преследовали ту же цель, не позволяя окружающей среде вторгаться во внутренний мир человека.
Отдельно
рассмотрена тема применения витражей
в культовых сооружениях
Причина
распространения "образов на стекле"
кроется не в области исторических
заимствований или
Другим источником проникновения витража в православную культовую архитектуру была ориентация русского храмостроения XVIII-XIX веков на классицистические европейские памятники. Круглые купольные окна-люминарии, по необходимости, застекленные в северном климате, появились в петербургских культовых постройках в период классицизма, повторяя известные образцы западно-европейской архитектуры.