Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:02, реферат
Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились. История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900-1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.
Иконы на стекле, цветные окна-люминарии подготовили почву для появления витражей в православных храмах России. В 1820-1840-х гг. идея установки в храмах транспарантных картин буквально витала в воздухе: в 1837 г. Карл Брюллов предложил для этой цели пробить стену за главным престолом Казанского собора. Просьба его не была удовлетворена. Но менее чем через десятилетие идея была воплощена в Исаакиевском соборе.
Установка огромной стеклянной иконы в алтарном окне Исаакиевского собора стала событием, утвердившем витраж в русском православном храме. "Алтарный образ" изображал воскресшего Иисуса Христа. Это произведение обсуждалась Священным Синодом и было одобрено. Впоследствии витраж кафедрального храма Петербурга часто выступал как образцовый иконографический тип: крупнофигурное изображение благословляющего Христа, занимающего практически всю плоскость окна, можно было видеть во многих российских церквях, как в провинции, так и в столице.
В отношении храмов нехристианских исповеданий: иудейских, буддийских, мусульманских, - справедливо вышесказанное о гражданских постройках и жилых интерьерах, в облике которых интерпретировались "восточные" мотивы. Петербургская синагога, мусульманская соборная мечеть, буддийский храм были крашены витражами11.
Таким образом, на протяжении всего XIX столетия витражи активно применялись в зданиях как светского, так и культового назначения. Большая часть сохранившихся витражей эпохи эклектики относится к 1870-1880-м гг. В это время в Петербурге появились витражи мастерской русского живописца В. Д. Сверчкова, организованной в середине 1860-х под Мюнхеном, а с 1873 г. находившейся во Флоренции. Выявлено тринадцать "петербургских" витражей Сверчкова, шесть из которых сохранились. Установлено авторство этой мастерской в отношении трех витражей, находившихся в Аничковом дворце. Произведения предприятия В. Д. Сверчкова, созданные в классической технике комбинированного витража, представляли собой как традиционные геральдические и аллегорические композиции, так и выполненные по проектам современных живописцев.
Кроме
витражей В. Д. Сверчкова, в петербургских
зданиях и музейных собраниях сохранились
произведения, которые пока не атрибутированы.
В конце XIX - начале ХХ вв. они не исчезают
из петербургских зданий, а часто сосуществуют
наряду с образцами декоративного остекления
в стиле модерн12.
2.2. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна
В семантике витражного окна с середины XIX века акцент переместился с темы прозрачной живописи (транспаранта) на "мифологию стекла". В русской литературе и поэзии рубежа XIX - XX вв. стекло (витраж) часто обыгрывается как грань двух миров13.
Конструктивная
основа витража - проволочная сетка,
оплетающая стеклянные пластины, одновременно
несет и изобразительное
Массовое изготовление витражей началось в 1890-е, когда наметились предпосылки для создания крупных предприятий или концернов, обеспеченных постоянным рынком сбыта и рабочей силой, и в стекольную промышленность проник крупный акционерный капитал. Установлено, что за почти тридцатилетний период (1890-1917) в Петербурге работали в общей сложности около 20 мастерских, которые изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Определено место художественно-стекольных мастерских в структуре стекольной промышленности. В подавляющем большинстве это были ателье при крупных фабриках, производственных комплексах. Первоначально они работали на импортном сырье, часто с привлечением иностранных мастеров: французских, бельгийских и австрийских, занятых в сфере изготовления белого бемского стекла и при отделке готовых изделий14.
В
1900-1910-е в Петербурге сформировались
отечественные кадры мастеров-
Новые
виды стекол, выпускаемые промышленностью,
новая стилистика открыли ранее
неизвестные возможности для
композиций на основе листового стекла.
Благодаря стандартизации элементов
строительной конструкции и их промышленному
изготовлению витражи перестали
быть предметом роскоши и стали
доступны большому числу заказчиков-
Большую
часть сохранившихся витражей в
петербургских зданиях
Русские витражи конца XIX—начала XX вв. отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие - геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская»15.
«Программным»
произведением русского витражного
искусства, наиболее полно сконцентрировавшее
в себе «дух» времени, стало художественное
остекление Торгового дома братьев
Елисеевых на Невском проспекте
(сохранился лишь небольшой фрагмент).
Многофигурная витражная
Стилистика витража петербургского модерна вобрала в себя элементы различных вариантов стиля модерн: и французского Ар Нуво (Art Nouveau), и немецкого Югендстиля (Jugendstil), и австрийского Сецессиона (Sezession). Искусство витража, как и все петербургское зодчество этого периода, испытало влияние прежде всего немецкой культуры. Однако, германской школа опосредовано усваивалась на петербургской почве. Ее влияние сказалось не только и не столько в области иконографических, стилистических или технико-технологических заимствований, сколько в организации германскими подданными массового витражного производства16.
1917
год обозначил конец эпохи
петербургского витража. Его
Заключение
Проведя
небольшую исследовательскую
В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на то, что многие петербургские витражи периода XVIII-XX вв. утрачены, сохранившие витражи и сейчас продолжают радовать нас чистотой и лучезарностью своих стекол, в весенний солнечный день, играя разноцветными бликами, а в долгую снежную зиму напоминая нам о лете.
Витражи
Санкт-Петербурга - это хрупкое наследие
прекрасного дореволюционного времени,
когда русское искусство достигло своего
расцвета и проникло даже в человеческий
быт.
Список использованной литературы
.