Шпаргалка по "Искусству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Искусство".

Работа содержит 1 файл

эк.иск-в.docx

— 90.49 Кб (Скачать)

23. Античная культура. Понятие античности.

Культуры Древней Греции и  Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют  общее название-античная культура. Понятия «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели  термин «античный» ( от лат. Antiguus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию. Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека, как прекрасное  и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах духовной и социально-политической жизни - в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, историки Геродот,  Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. Этот список можно продолжать до бесконечности.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время  эмоционально- эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних учений, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

В развитии культуры Др. Греции различают несколько этапов:

1.Древнейшая цивилизация

2. Гомеровский период

3. архаика

4. классика

5. эллинизм

 

Ещё 3000 лет до н.э. на островах Эгейского моря и на его побережье начала формироваться уникальная культура, которую стали называть эгейской, Крито-Микенской культурой. Она просуществовала около двух тысяч лет. В 12 в. до н.э. её уничтожили пришедшие с севера греки. Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером. Приблизительно с 2300–2200 гг. до н.э. основным центром художественной культуры стал Крит в Микенах, который расположен в самом центре Восточного Средиземноморья. Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих – дворцы, в которых сочетание больших горизонтальных площадей и комплексов 2–3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. Микенский дворец – это выдающийся образец монументального зодчества греков-ахейцев. Его стены построены из гигантских многотонных кусков камня, щели между которыми были заполнены глиной в перемешку со щебнем. Кносский дворец – пожалуй, самый интересный и впечатляющий памятник критской архитектуры.

В отличие от Кносского дворца, для Микенской и Тиринфской построек характерно наличие строго определенного и весьма простого плана строения. В их визуальной и архитектурной основе располагается мегарон, специальное помещение, выполнявшее функции залы для собрания высокопоставленных чиновников и гостей правителя. Вокруг мегарона располагались комнаты для ночлега, изысканное убранство которых поражает взгляд. Мегарон был именно тем центром, вокруг которого протекала вся жизнь дворца. Фактически мегарон можно считать тем архетипом, который был использован при построении композиции античных храмов и общественных зданий Древней Греции столетия спустя.

24. Искусство эгейского мира

Эгейское искусство         

или крито-микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая  Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); временами к ней тяготело искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и остров Кипр. Археологические открытия конца XIX-XX вв. дали богатейший материал и показали, что художественная культура каждого из эгейских центров обладает своей спецификой. История эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Египта Древнего, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером. Расцвет эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в 7 - начале 3-го тысячелетия н. э. (неолит, халколит; раскопки поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе и др.). Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400 до н. э.; посёлки Кастри на острове Сирое, Кинфос на острове Делос, Даскалейон на острове Керос; посёлок близ Панорма на острове Наксос): укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы - ящичные и круглые в плане, типа фолосов, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная керамика - с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе "сковороды" со стилизованными изображениями корабля и рыбы). Специфический вид изобразительного искусства Киклад - так называемые кикладские идолы - мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой. Для культуры Троады характерны поселения городского типа (Троя I-V, 3000-1800 до н. э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов, как правило, типа мегарона (Полиохни на острове Лемнос), хорошим водоснабжением. Самые яркие памятники искусства Троады - золотые, редко серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, и архитектоничных форм и плавных силуэтов сосуды из кладов Трои II ("клад Приама") и Полиохни. Во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы ("раннеэлладский период") развивалась в материковой Греции (Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии, Зигуриес в Арголиде). На Крите большинство открытых памятников - "раннеминойского периода" (около 3000/2800 - около 2200/2000 до н. э.): жилые многокомнатные дома (село Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (остров Мохлос) и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами (долина Месара). Около XXIII в. до н. э. ведущим центром эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тысячелетия до н. э.). Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание обширных открытых пространств (дворы) с окружающими их комплексами 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ. На Крите был создан тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи "стиля камарес" (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу XV в. до н. э. (предположительно в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (раскрашенный стуковый рельеф "царь-жрец" из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады; вазопись "дворцового стиля"). Культура, близкая критской, существовала на острове Фера (современное название - Тира, Санторин), где открыт город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тысячелетия до н. э.; сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика. XVII-XIII вв. до н. э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемые циклопические кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях - нижний город (место убежища окрестного населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания - мегарона, прообраз древнегреческого "храма в антах". Лучше других сохранился дворец в Пилосе. Для XVII-XVI вв. до н. э. характерны "шахтовые гробницы", с XV в. до н. э. распространяется тип купольного фолоса с ложным сводом и коридором-дромосом ("гробница Атрея" близ Микен, XIV или XIII вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно- прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах "шахтовых гробниц", погребальные маски, некоторые сосуды ("кубок Нестора") из погребений). Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с двумя фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"