Шпаргалка по "Искусству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Искусство".

Работа содержит 1 файл

эк.иск-в.docx

— 90.49 Кб (Скачать)

Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими  ее силуэт. В образе атлета Мирон  раскрывает способность человека к  активному действию.

"Афина и Марсий", статуи, исполненные Мироном приблизительно в середине V в. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Эти две статуи составляли группу, исполненную на сюжет древнегреческого мифа: богиня Афина в гневе бросает флейту, так как узнает, что во время игры на флейте у нее некрасиво раздувались щеки. К флейте подкрадывается силен Марсий, но затем, услышав проклятия богини, отскакивает назад.

  1. Характерные черты Древнегреческой классики. Скульптура.

Скульптор Поликлет

Создавая статуи спокойно стоящих  атлетов, Поликлет стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. В своих поисках Поликлет шел от внимательного изучения жизни. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и в конечном счете создал художественный образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания в глазах граждан города-государства.

Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой. Поликлет создает законченое равновесие между движением и покоем (хиазм). Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450—440 годов до н. э. Могучий обнаженный атлет — Дорифор («Копьеносец») — изображен в спокойной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Гражданственный пафос Поликлета перекликается с характеристикой идеальностью гражданина.

Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады, в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями. До наших дней «Дорифор», самое великое произведение скульптора Поликлета, остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.

Фидий и статуя Афины

Третьим великим скульптором V века до н. э. был афинянин Фидий, чей творческий гений наиболее полно и целостно воплотил идеалы рабовладельческой  демократии в пору ее высшего расцвета.

Мощь и  величие Афин, «прекраснейшего из городов Эллады», прославляла и  бронзовая фигура Афины, созданная  Фидием в 465—455 годы до н. э. для Афинского  акрополя.

В 480—479 годах до н. э. персы захватили  Афины, разграбили и сожгли святыни  города, в том числе и храмы  на вершине Акрополя. Их развалины долго сохранялись как память о нашествии врага. И первым памятником, воздвигнутым среди этих руин, стала Афина-Воительница Фидия. Ее воспринимали как символ возрождения города и его непреклонной воли к победе. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Ее голову увенчивал шлем, ниспадающие складки одежды подчеркивали монументальное величие фигуры.

Семиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех концов города, и даже с моря путешественники  замечали сверкавшие на солнце конец  копья и гребень шлема. В XIII веке статую уничтожили в Константинополе (куда ее перевез один из правителей Восточной Римской империи) суеверные  рыцари-крестоносцы.

Пракси́тель  — древнегреческий скульптор IV века до н. э.  Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Созданная им статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

Пракситель — первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнажённую женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнажённая богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Афродита изображена без одежды, так как готовится купаться — принять легендарную ванну, описанную в мифах, благодаря которой каждый день она возвращала себе девственность. Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.

 

Скопас «Менада»

Скопас - древнегреческий художник и архитектор, чье искусство завершило эпоху древнегреческой скульптурной классики, современник Праксителя. Характерно, что Скопас  первым среди мастеров греческой классики стал отдавать решительное предпочтение мрамору, почти отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала мастеров высокой классики, в особенности Мирона и Поликлета.   Главным свойством его работ явился мощный, вырывающийся наружу пафос, энергия телесных усилий и страстных душевных переживаний, выраженная в бурной динамике композиций, напряженной ритмике складок одежд и особых телесно-пластических акцентах. "Менада", скульптура, выполненная Скопасом. Не сохранилась, известна по копиям. Хранится в Государственном музее Альбертинум, Дрезден. 
   Мраморная "Менада" воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец опьяненной Менады стремителен. Ее голова запрокинута назад, отброшенные со лба волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движения резко изогнутых складок короткого разрезанного на боку хитона подчеркивает бурный порыв тела. Скульптура ещё интересна тем, что рассчитана на обозрение со всех сторон.

  1. Сравнить фризы Парфенона и Пергамского алтаря

Парфено́н— памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине.

Дорический фриз Парфенона.Метопы входили в состав фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия.

Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.

Ионический фриз Парфенона.Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На барельефе изображено шествие в последний день Панафинеи. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос. Рядом стоят важнейшие люди города.

Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах

«Пергамский алтарь» — знаменитое произведение искусства эллинистического периода. Темой основного фриза алтаря — Большого, является изображение гигантомахии, битвы богов-олимпийцев с гигантами. Кроме олимпийцев на стороне богов борется ряд древних, а также вымышленных скульпторами божеств[15]. Богам противостоят крылатые и змееногие гиганты, возглавляемые царём Порфирионом. «Битва Афины с Алкионеем»: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком. Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини.

  1. Эпоха эллинизма. Скульптура.

В те времена скульптура украшала частные дома, общественные здания, площади, акрополи. Для эллинистической  скульптуры характерно стремление к  помпезности и театральности, а  иногда грубый натурализм.

Пергамская школа развивала художественные принципы Скопаса с его интересом к бурным проявлениям чувств, передаче стремительных движений. Одним из выдающихся сооружений эллинизма стал монументальный фриз Пергамского алтаря. Цоколь был покрыт фризом длиной 120 м, исполненный в технике горельефа и изображавшим битву олимпийских богов и восставших гигантов со змеями вместо ног. Мужество воплощено в скульптурных группах "Умирающий галл". Выдающаяся скульптура эллинизма - Венера Милосская работы Агесандра - обнаженная наполовину, строгая и возвышенно спокойная.

Скульптурная группа "Лаокоон" Агесандра, Афинодора и Полидора создана на сюжеты из легенды о Троянской войне. Одной из скульптур этой школы стал Родосский колосс - 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, изготовленная учеником Лисиппа Хересом в 292-280 гг. до н.э., которая служила маяком. Ника Самофракийская - статуя богини победы, созданная на острове Самофрикия в 190 г. до н.э. в честь победы Родосского флота, установленная на пьедестале в виде носа корабля, трубила в рог на высоком утесе над морем.

Малая скульптура в эллинистический  период получила широкое распространение  и представляла собой фигурки  людей из обожженной глины (терракоты). Их называли танагрскими терракотами по месту их производства - города Танагра в Беотии.

21.Эпоха Эллинизма. Архитектура.

Эпохой эллинизма в искусстве  называется период с конца IV и до середины I вв до н. э. Архитектура эллинизма отличается от более ранней древнегреческой архитектуры прежде всего совершенно новым явлением: сочетанием эллинских классических древнегреческих и восточных мотивов, однако свою связь с поздней классикой она сохраняет.     

 Характерной чертой архитектуры  эпохи эллинизма является активное  градостроительство с освоением  огромных открытых пространств,  ей вообще свойственно тяготение  к гигантизму. Фокус зодчества  снимается с храмов и дворцов,  и переносится на взведение  городов, общественных сооружений.     

 Из характерных черт архитектуры эллинизма можно отметить стремление в декоре к фрескам и мозаикам, использовавшимся для украшения как частных домов, так и общественных зданий. Главным ее отличительным свойством же являлось развитие колоннады, и как целостного архитектурного комплекса и как части отдельного здания. В период эллинизма особо использовался коринфский ордер при оформлении колоннад, как наиболее пышный из всех.

К одному из Семи чудес света относится Фаросский маяк, возведенный в дельте Нила, неподалеку от Александрии. Высота маяка составляла около 120 м. Верхний круглый фонарь с куполом на гранитных колоннах венчала огромная бронзовая статуя Посейдона.

В Пергаме во II в. до н.э. был воздвигнут грандиозный алтарь в честь Зевса  — монументальное сооружение, наиболее ярко воплотившее своеобразие эллинистического периода. По внешней стороне алтаря шел рельефный фриз, изображающий борьбу богов и гигантов. Композиция создавала впечатление бурного  движения. Художников привлекали сильные  драматические эффекты, на передачу которых были направлены все средства художественной выразительности. Фигуры не подчинялись плоскости стены, а выступали из нее почти как  круглые скульптуры. В яростной схватке  боги Олимпа побеждают гигантов.. Фриз Пергамского алтаря — один из лучших памятников своей эпохи.

22. Афинский акрополь

Афинский Акрополь, расположенный  на 156-метровой известняковой скале  с пологой вершиной, славится выдающимся архитектурным ансамблем 5 века до н. э., в который входят колоннада Пропилей, храмы Ники Аптерос и Эрехтейон, Театр Диониса ,Парфенон. 
 До наших дней дожили далеко не все детали этих великолепных архитектурных и скульптурных памятников. Как же выглядел прекрасный ансамбль Афинского Акрополя? Широкая каменная дорога вела к Пропилеям – парадному входу в Акрополь, сооруженному по проекту архитектора Мнесикла. Два внушительных и торжественных дорических портика переходили в легкую и изящную ионическую колоннаду. Крыша из мраморной черепицы с двумя треугольными фронтонами изнутри была синей с золотыми звездами, имитируя небо. 
Центральный вход имел пять дверей (одна из них – огромная – для богов, всадников и колесниц). Слева от Пропилей находилась пинакотека – хранилище портретов героев Аттики. А справа – небольшой элегантный ионический храм Ники Аптерос (бескрылой победы), работы архитектора Калликрата, известный и как храм Афины-Ники. Затем взору представала бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) работы Фидия. Огромное изваяние на высоком постаменте в золоченом шлеме, с щитом и копьем издалека было видно кораблям, приближавшимся к городу. За ним располагался алтарь, а слева – храм Эрехтейон, посвященный Посейдону, Афине и афинскому царю Эрехтею, выполненный в ионическом ордере, с уникальной для греческой архитектуры асимметричной пространственной композицией: его портики расположены на разных уровнях. На площадь Акрополя Эрехфейон выходил южным портиком с шестью кариатидами из пентеликонского мрамора высотой 2,1 м. Здание украшал фриз с фигурами из белого паросского мрамора, закрепленными на темном элевсинском мраморе. Здесь хранилась древнейшая деревянная статуя – священный ксоан Афины, перед ней стоял золотой светильник с негаснущим огнем. Жемчужина и главная гордость ансамбля – Парфенон – большой и величественный, но при этом удивительно гармоничный и строгий. Его размеры – 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн – 10,5 м. Сооруженный из белого мрамора архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон посвящался Афине в облике Афины-Парфенос (Афины-девы) и сочетал дорический и ионический ордера. Архитектурные и скульптурные элементы были ярко раскрашены. Фронтоны украшали скульптурные группы, повествующие о жизни Афины. Наос был декорирован ионическим фризом, изображавшим Панафинейское шествие, и с трех сторон окружен двухъярусной колоннадой. В нем находилась колоссальная двенадцатиметровая хрисоэлефантинная (из слоновой кости и золота) статуя Афины-Парфенос работы Фидия. Одежда и шлем ее были из чистого золота, волосы и щит из золотых пластин, а глаза из сапфиров.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"