Шпаргалка по "Искусству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Искусство".

Работа содержит 1 файл

эк.иск-в.docx

— 90.49 Кб (Скачать)

1. Искусство эпохи  палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями являются «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. (Рис. 1) В них нет реалистического сходства с натурой. Им присущи  лишь некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, груди и отсутствие ступней ног. Первобытные люди изображали некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские же изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей. Вся скульптура  выполнена из камня или кости. (Рис. 2)

В истории пещерной живописи эпохи  палеолита выделяют несколько периодов:

Около 30 тыс. до н. э.  первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее, примерно с 18  по 15 тыс. до н. первобытные мастера стали больше уделять внимание деталям. Так,  косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, начали пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Пытаясь передать объём изображаемой фигуры  линия контура стала  то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов). В некоторых случаях контуры подчёркивали вырезанной линией.(Рис. 2-4)

В 12 тыс. до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет, пропорции фигур и движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. 

В Испании 1868 г., в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла  Мут,  Ла  Мадлен, Труа  Фрер Фон де Гом и др. В пещер Ласко были найдены изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита.   

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

 

2. Искусство эпохи  мезолита

Переходным периодом от палеолита  к неолиту является мезолит —  среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э). 
В жизни человеческого общества происходят большие перемены, появляются лук и стрелы, что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся на более мелких животных, так как мамонт, пещерный медведь исчезли. Люди группируются в небольшие коллективы, которые обладают большей подвижностью и могут осваивать гораздо большую территорию. Иными, более эффективными становятся каменные орудия, так называемые микролиты. 
Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Все это является признаком более глубокого развития сложного процесса мышления. 
Изменения произошли и в области искусства: изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. 
Искусство мезолита может быть сравнимо с искусством бушменов 14—15 вв. н.э. (племен, живущих в Южной Африке). Бушмены — охотничьи племена, живущие и теперь в чрезвычайно трудных условиях пустыни Калахари, создали удивительные наскальные росписи. Сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень динамичны. Раскраска, как это было и в росписях мезолита, несколько условна, но изображения отличаются верной передачей натуры.

3. Искусство эпохи  палеолита

Следующая ступень развития каменного  века — неолит — новокаменный век (8—4 тысячелетия до н.э.). Наступление этой эпохи можно проследить в Передней и Средней Азии, в Европе и в Индии. От охоты и собирательства человечество переходит к производящей хозяйственной деятельности, к умножению продуктов природы. Появляются новые формы производства — скотоводство и земледелие. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий, развитие гончарного производства и строительного дела, совершенствование ткачества и обработки кожи. Рождаются маленькие поселения, усиление родовых общин. 
Широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. 
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. 
Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран..

4. Искусство эпохи  бронзы

Бронзовый век (сер. III тыс. – начало I тыс. до н.э.) – принципиально новый период в истории человечества. Освоение металла изменило жизнь древних коллективов. Сначала медь, а затем бронза (сплав меди с оловом) значительно расширили возможности хозяйственного освоения природного окружения.

В эпоху бронзового века широко развивается мегалитическая архитектура не для жилищ.Мегалит - большой камень (от греч. megas - большой и litos - камень.) Встречается в основном в северном полушарии, от Скандинавии до Алжира и от Португалии до Японии. К типам мегалитических сооружений относятся следующие: 1) менгир - одиночный вертикально стоящий камень (много во Франции); 2) дольмен - камень, установленный на несколько вертикально стоящих камня (В Ирландии, некоторых странах Европы, в России около Черноморского побережья); 3) кромлех - несколько менгиров, образующих круг или полукруг (самый известный - Стоунхэндж); 4) сейд - культовое сооружение северо-европейских народов, камень, группа камней, поставленных на узкое ребро или на три маленьких камня, называют "летящими камнями" (Скандинавия, в России на Кольском полуострове, в Мурманской области); 5) таула - камень установлен на другой камень вертикаль стоящий, образуют букву "Т". Мегалитическая архитектура использовалась в качестве культовых сооружений, для религиозных обрядов. Идея общая для всех народов Земли, живших в ту эпоху.

5. О чем свидетельствуют  памятники первобытного творчества

Искусство на ранних этапах своего исторического  развития еще не выделилось в самостоятельную  сферу духовной жизни человека. В  первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу. Оно  было тесно переплетено с первобытными верованиями, но отнюдь не определялось ими. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись  и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Искусство было связано  с трудовой деятельностью человека. Лишь повседневный трудовой опыт позволил древним мастерам создавать произведения, которые не только выходят за рамки  своего первоначального назначения, чаще всего культового, но и до сих пор волнуют нас выразительностью своих художественных образов.

С возникновением цивилизаций углубляется  познание и содержание искусства, расширяются  его познавательные и эстетические возможности, развиваются все его  виды и направления, появляются художники-профессионалы. Этот процесс сопровождается утратой  наивной непосредственности, характерной  для первобытного искусства.

6. искусство древнего  Египта. Переодизация истории.

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире, возникшая  в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Историю культуры Древнего Египта принято  делить на следующие периоды:

  1. Додинастический (5000-4000 лет до н.э)
  2. Раннее царство (ок. 3000-2300 лет до н.э.)
  3. Первый распад Египта (ок. 2300-2050 лет до н.э.)
  4. Среднее царство (ок. 2050-1700 лет до н.э.)
  5. Второй распад Египта (ок. 1700-1580 лет до н.э.)
  6. Новое царство (ок. 1580-1070 лет до н.э.)
  7. Поздний период (ок. 1070 лет до н.э.)
  8. Греко-римский период (332г.до н.э. – 1395 г. н. э.)

7. Сакральный характер  культуры Древнего Египта. Символы  культуры

Сакральный (священный) характер древнеегипетской культуры проявлялся в ее глубочайшей  символичности. Основные символы- сфинкс, фараоны, боги Ра, Осирис, анкх, пирамиды.

Сфинкс – олицетворение тайной премудрости. Представая в облике фантастического  существа с человеческой головой  на теле льва, он раскрывает загадку  сущности человека, которая мыслилась  египтянам как сочетание духовного  и природного естества, мыслительной и физической деятельности.

Фараоны – потомки и наместники богов, призванные устанавливать божественный порядок и вершить справедливость на земле. Правитель обладал беспредельной  властью.

Бог Ра- по представлению египтян им была создана вселенная. Бог солнца. Родился из бутона голубого лотоса – символа жизни. Из уст Ра вышли первые боги, а из его слез появились люди.

Характерные особенности религии  – фетишизм, обожествление растений, зооморфизм (культ животных)

Анкх – священный атрибут богов, знак их мудрости и власти (египетский крест с петлей, «ключ Нила»). Он символизирует жизни как точку сообщения между мирами – божественным и земным; духовным и материальным. Анкх выражает идею бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривается как переход к иной, лучшей жизни. Огромное влияние на развитие духовной и материальной культуры Древнего Египта оказал культ мертвых.

Пирамиды – символ божественного  происхождения и земной власти.

  1. Архитектура Древнего Египта. Древнее Царство. Египетская классика.

Основные статьи: Пирамида Джосера, Пирамиды Гизы, Ломаная пирамида, Розовая пирамида, Пирамида в Медуме

Расцвет архитектуры Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны. Начало Древнего царства связывают с  восшествием на престол первого  фараона III Династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа. Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) в гизском некрополе под Каиром. Ступенчатая пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) представляет собой если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером. Ему же мы обязаны изобретением первого нивелира. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона. Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Ступенчатые пирамиды возводили и  другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных  в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей  роскошью.К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе[6].

  1. Скульптура Древнего Египта. Древнее Царство.

Во времена первых династий скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина.

Некоторые погребения Египта содержали весьма элементарные человекообразные фигурки. Эти фигурки, зачастую женского пола, говорят о религиозных установках, уже получивших развитие в эпоху фараонов, о вере в то, что загробная жизнь испытывала те же потребности, что и земная. Женская фигурка эпохи додинастическо-го Египта, которая хранится в Лувре. Эта стереотипная статуэтка, выполненная с высокой степенью стилизованности и бесспорными чертами индивидуальности, иногда интерпретировалась по своим половым атрибутам как изображение богини-матери

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"