Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Искусство".
1. Искусство эпохи палеолита
Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями являются «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. (Рис. 1) В них нет реалистического сходства с натурой. Им присущи лишь некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, груди и отсутствие ступней ног. Первобытные люди изображали некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские же изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей. Вся скульптура выполнена из камня или кости. (Рис. 2)
В истории пещерной живописи эпохи палеолита выделяют несколько периодов:
Около 30 тыс. до н. э. первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее, примерно с 18 по 15 тыс. до н. первобытные мастера стали больше уделять внимание деталям. Так, косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, начали пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Пытаясь передать объём изображаемой фигуры линия контура стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов). В некоторых случаях контуры подчёркивали вырезанной линией.(Рис. 2-4)
В 12 тыс. до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет, пропорции фигур и движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.
В Испании 1868 г., в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер Фон де Гом и др. В пещер Ласко были найдены изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
2. Искусство эпохи мезолита
Переходным периодом от палеолита
к неолиту является мезолит —
среднекаменный век (приблизительно 12—8
тысячелетия до н. э).
В жизни человеческого общества происходят
большие перемены, появляются лук и стрелы,
что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся
на более мелких животных, так как мамонт,
пещерный медведь исчезли. Люди группируются
в небольшие коллективы, которые обладают
большей подвижностью и могут осваивать
гораздо большую территорию. Иными, более
эффективными становятся каменные орудия,
так называемые микролиты.
Раскопки захоронений, где найдено большое
количество вещей, положенных в могилу
вместе с покойным, свидетельствуют о
развитии верований в загробную жизнь.
Все это является признаком более глубокого
развития сложного процесса мышления.
Изменения произошли и в области искусства:
изображаются многофигурные сцены военной
борьбы, охоты, загона скота, сбора меда
(например, живопись в пещерах Испании).
Животные теперь даются силуэтом, залитым
черной или красной краской. Теперь художник
старается не только добиться внешнего
сходства, а главное, показать внутренний
смысл происходящих событий. Человеческая
фигура изображена схематично, условно,
отдельными штрихами, но всегда в живом
движении. Если изображения животного
и человека эпохи мезолита менее правдоподобны,
чем в предыдущую эпоху, то это говорит
не о падении мастерства первобытных художников,
а об изменении задач искусства. Создание
динамичных сцен с определенным сюжетом
свидетельствует о более глубоком и сложном
отражении действительности в сознании
человека.
Искусство мезолита может быть сравнимо
с искусством бушменов 14—15 вв. н.э. (племен,
живущих в Южной Африке). Бушмены — охотничьи
племена, живущие и теперь в чрезвычайно
трудных условиях пустыни Калахари, создали
удивительные наскальные росписи. Сцены,
где участвуют люди, животные, птицы, очень
динамичны. Раскраска, как это было и в
росписях мезолита, несколько условна,
но изображения отличаются верной передачей
натуры.
3. Искусство эпохи палеолита
Следующая ступень развития каменного
века — неолит — новокаменный век
(8—4 тысячелетия до н.э.). Наступление этой
эпохи можно проследить в Передней и Средней
Азии, в Европе и в Индии. От охоты и собирательства
человечество переходит к производящей
хозяйственной деятельности, к умножению
продуктов природы. Появляются новые формы
производства — скотоводство и земледелие.
Расширение источников существования
способствовало расселению человека на
большей территории. Для неолита характерна
новая техника обработки каменных орудий,
развитие гончарного производства и строительного
дела, совершенствование ткачества и обработки
кожи. Рождаются маленькие поселения,
усиление родовых общин.
Широкое распространение получает мелкая
пластика из камня, кости, рога, глины.
Фигурки животных реальны, хотя трактованы
обобщенно. Упрощены и схематичны изображения
женских фигурок, иногда покрытых орнаментами,
воспроизводящими узоры на одежде. Особенно
характерно для неолита развитие декоративного
искусства; почти всюду видим стремление
украсить вещи, находящиеся в повседневном
употреблении у человека.
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной
посуды. По формам неолитических сосудов,
а особенно по способу и разнообразию
их украшения одна область отличалась
от другой. Можно проследить развитие
орнамента от простейших узоров на сосудах
ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа)
до превосходно сделанных и богато расписанных
сосудов Египта или Триполья.
Ярким и выразительным примером неолитической
культуры может служить культура Триполья,
широко распространенная в 4—3 тысячелетиях
до н.э. на юге Европейской части России
и Украины и на территории целого ряда
Балканских стран..
4. Искусство эпохи бронзы
Бронзовый век (сер. III тыс. – начало I тыс. до н.э.) – принципиально новый период в истории человечества. Освоение металла изменило жизнь древних коллективов. Сначала медь, а затем бронза (сплав меди с оловом) значительно расширили возможности хозяйственного освоения природного окружения.
В эпоху бронзового века широко развивается мегалитическая архитектура не для жилищ.Мегалит - большой камень (от греч. megas - большой и litos - камень.) Встречается в основном в северном полушарии, от Скандинавии до Алжира и от Португалии до Японии. К типам мегалитических сооружений относятся следующие: 1) менгир - одиночный вертикально стоящий камень (много во Франции); 2) дольмен - камень, установленный на несколько вертикально стоящих камня (В Ирландии, некоторых странах Европы, в России около Черноморского побережья); 3) кромлех - несколько менгиров, образующих круг или полукруг (самый известный - Стоунхэндж); 4) сейд - культовое сооружение северо-европейских народов, камень, группа камней, поставленных на узкое ребро или на три маленьких камня, называют "летящими камнями" (Скандинавия, в России на Кольском полуострове, в Мурманской области); 5) таула - камень установлен на другой камень вертикаль стоящий, образуют букву "Т". Мегалитическая архитектура использовалась в качестве культовых сооружений, для религиозных обрядов. Идея общая для всех народов Земли, живших в ту эпоху.
5. О чем свидетельствуют
памятники первобытного
Искусство на ранних этапах своего исторического
развития еще не выделилось в самостоятельную
сферу духовной жизни человека. В
первобытном обществе существовало
только безымянное художественное творчество,
принадлежавшее всему обществу. Оно
было тесно переплетено с
С возникновением цивилизаций углубляется познание и содержание искусства, расширяются его познавательные и эстетические возможности, развиваются все его виды и направления, появляются художники-профессионалы. Этот процесс сопровождается утратой наивной непосредственности, характерной для первобытного искусства.
6. искусство древнего Египта. Переодизация истории.
Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире, возникшая в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Историю культуры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:
7. Сакральный характер культуры Древнего Египта. Символы культуры
Сакральный (священный) характер древнеегипетской культуры проявлялся в ее глубочайшей символичности. Основные символы- сфинкс, фараоны, боги Ра, Осирис, анкх, пирамиды.
Сфинкс – олицетворение тайной
премудрости. Представая в облике фантастического
существа с человеческой головой
на теле льва, он раскрывает загадку
сущности человека, которая мыслилась
египтянам как сочетание
Фараоны – потомки и наместники
богов, призванные устанавливать божественный
порядок и вершить
Бог Ра- по представлению египтян им была создана вселенная. Бог солнца. Родился из бутона голубого лотоса – символа жизни. Из уст Ра вышли первые боги, а из его слез появились люди.
Характерные особенности религии – фетишизм, обожествление растений, зооморфизм (культ животных)
Анкх – священный атрибут богов, знак их мудрости и власти (египетский крест с петлей, «ключ Нила»). Он символизирует жизни как точку сообщения между мирами – божественным и земным; духовным и материальным. Анкх выражает идею бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривается как переход к иной, лучшей жизни. Огромное влияние на развитие духовной и материальной культуры Древнего Египта оказал культ мертвых.
Пирамиды – символ божественного происхождения и земной власти.
Основные статьи: Пирамида Джосера, Пирамиды Гизы, Ломаная пирамида, Розовая пирамида, Пирамида в Медуме
Расцвет архитектуры Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны. Начало Древнего царства связывают с восшествием на престол первого фараона III Династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа. Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) в гизском некрополе под Каиром. Ступенчатая пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) представляет собой если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером. Ему же мы обязаны изобретением первого нивелира. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.
Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона. Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.
Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.
В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе[6].
Во времена первых династий скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина.
Некоторые погребения Египта содержали весьма элементарные человекообразные фигурки. Эти фигурки, зачастую женского пола, говорят о религиозных установках, уже получивших развитие в эпоху фараонов, о вере в то, что загробная жизнь испытывала те же потребности, что и земная. Женская фигурка эпохи додинастическо-го Египта, которая хранится в Лувре. Эта стереотипная статуэтка, выполненная с высокой степенью стилизованности и бесспорными чертами индивидуальности, иногда интерпретировалась по своим половым атрибутам как изображение богини-матери |