Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, шпаргалка

Описание работы

Характер взаимосвязи, взаимодействия произведений одного вида искусства по принципу рядоположения можно наблюдать в сборнике стихотворений или выставке живописных полотен. Принцип серийности способен повысить содержательную емкость и ассоциативность, углубить образность каждого отдельного произведения и всей серии в целом путем создания контекста, способного дать более глубокое и всестороннее представление о творчестве данного художника, чем то, которое можно получить от отдельно взятого произведения.

Содержание

Синтез искусств: понятие, история формирования понятия «синтез искусств». Сравнить понятия «синтез искусств» и «взаимодействие искусств».
Морфология искусства. Место «синтеза искусств» в морфологической системе художественной культуры (исторический подход).
Формы взаимодействия искусств. Основания соединения видов и жанров пространственных искусств в архитектуре и градостроительстве.
Взаимодействие пространственных искусств и стилеобразование. Структура стиля.
Синтез пространственных искусств как метод художественного преобразования мира в эстетике Р.Вагнера и У. Морриса.
Синтез пространственных искусств в мегалитическую эпоху (на примере Стоунхенджа) и в эпоху Древнего Египта.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима
Искусство западноевропейского Средневековья и синтез пространственных искусств.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Византии и Древней Руси.
Особенности синтеза искусств в эпоху Возрождения.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля классицизм.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля барокко.
Стиль модерн как осознанное применение синтеза пространственных искусств.
Открытие новых форм синтеза пространственных в искусстве русского авангарда. Деятельность Живскулптарха.
Синтез пространственных искусств как метод идеологической пропаганды: искусство СССР, США, Германии.
Современные тенденции синтеза пространственных искусств: «соединение несоединимого».

Работа содержит 1 файл

Sintez_v_arkhitekture_-_voprosy_i_otvety.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Вопросы к экзамену по курсу

«Синтез пространственных искусств в архитектуре»

 

  1. Синтез искусств: понятие, история формирования понятия «синтез искусств». Сравнить понятия «синтез искусств» и «взаимодействие искусств».
  2. Морфология искусства. Место «синтеза искусств» в морфологической системе художественной культуры (исторический подход).
  3. Формы взаимодействия искусств. Основания соединения видов и жанров пространственных искусств в архитектуре и градостроительстве.
  4. Взаимодействие пространственных искусств и стилеобразование. Структура стиля.
  5. Синтез пространственных искусств как метод художественного преобразования мира в эстетике Р.Вагнера и У. Морриса.
  6. Синтез пространственных искусств в мегалитическую эпоху (на примере Стоунхенджа)  и в эпоху Древнего Египта.
  7. Синтез пространственных искусств в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима
  8. Искусство западноевропейского Средневековья и синтез пространственных искусств.
  9. Синтез пространственных искусств в архитектуре Византии и Древней Руси.
  10. Особенности синтеза искусств в эпоху Возрождения.
  11. Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля классицизм.
  12. Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля барокко.
  13. Стиль модерн как осознанное применение синтеза пространственных искусств.
  14. Открытие новых форм синтеза пространственных в искусстве русского авангарда. Деятельность Живскулптарха.
  15. Синтез пространственных искусств как метод идеологической пропаганды: искусство СССР, США, Германии.
  16. Современные тенденции синтеза пространственных искусств: «соединение несоединимого».

 

1. Синтез искусств: понятие, история  формирования понятия «синтез  искусств».

С.иск-в-  органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства и между искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.). Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм — первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С. и. начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеческого начала. В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готических церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняемое литургической поэзией и музыкой. В древности все памятники имели в основе мифологич. и ритуальную основу. В средневековье дух. основание - крестьянская вера и ученье о душе. В эпоху Возрождения весь мир иск-ва распадается на виды, каждое иск-во само по себе. При этом взаимодействие происходит на уровне сопоставления. Барокко- два направления: церковное барокко и дворцовое. Важно цветовое сочетание. Классицизм - виды иск-ва в арх-ре сочетаются на сопоставлении. У каждого вида иск-ва свое место.  Эклектика - потеряна монумент. иск-во, остается декоратив. скульптура и живопись. Арх-ра становится бедной.

взаимодействие  искусств – это простейшая форма контактирования, характерная участием двух или нескольких видов, среди которых могут быть виды как пластических, так и мусических искусств (живопись и прикладные искусства, сценические – с художественным и музыкальным оформлением и т. д.);

Характер  взаимосвязи, взаимодействия произведений одного вида искусства по принципу рядоположения можно наблюдать в сборнике стихотворений или выставке живописных полотен. Принцип серийности способен повысить содержательную емкость и ассоциативность, углубить образность каждого отдельного произведения и всей серии в целом путем создания контекста, способного дать более глубокое и всестороннее представление о творчестве данного художника, чем то, которое можно получить от отдельно взятого произведения. Но такое объединение произведений нельзя назвать синтезом иску сств, потому что, во-первых, серия, сюита, вообще любое рядоположение произведений одного вида иск-а — это более простая, механическая форма их объединения, чем синтез, дающий в итоге качественно новое худ. явление, и, во-вторых, в сопоставлении одновидовых произв-й не обязательно должен появиться обогащающий их смысл: может возникнуть и нечто противоположное, когда отдельные (самодостаточные) произв-я создают разнобой, некий эстетический шум, который мешает их художественному восприятию и ослабляет воздействие соседствующих вещей.

 

2. Морфология искусства.

М. и. относится  к научному изучению формы и структуры  в иск-ве.. Изучение  морфологии искусств помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусств. Существуют представления, что в определ. историч. периоды выделялся один вид иск-ва- доминанитный (в нем формируются все перспективные, передовые цели). Примеры: Др. Греция- скульптура; Др. Русская культура-архитектура. Зачатки морфологии иск-ва в Др. Греции. . Все более четко осознавались границы мира искусств. «Технические» - (техне) искусства выделялись из ремесел, в них относили скульптуру, ДПИ, архитектуру, «мусические» – из наук(12 муз покровительниц). Гераклит считал, что природа стремиться к противоположностям. Из этого утверждения он сделал вывод, что искусство подражая природе, поступает также. Живопись, грамматику и музыку Гераклит объединил как искусства, основанные на противоположностях. В эстетике Платона представлен принцип деления искусства на родовое и жанровое. Они зависят, думал философ, с одной стороны, от особенности предмета подражания, а с другой стороны, от применения того или иного способа изображения. В Средневековье все виды иск-ва делятся на: * свободные (тривизм-риторика,логика; квадривизм (арифметика, музыка, геометрия, астрономия)) и механические (изобр-ые иск-ва,прикладное иск-во). Возрождение-Новые попытки к классификации иск-в, повтор. античн. классиф-ии. Появляется: живопись выявляется, как высокий вид иск-ва. Исследование природы и человека. 17-18 вв.-появляется наука- эстетика (Александр Баурганте). Мендельсон критиковал учение Баумгартена и утверждал, что эстетика должна относиться с равным вниманием ко всем видам искусства. Изящные искусства он разделил по  принципу восприятия – слышимое: музыка; зримое. Зримое по принципу выражения: динамическое (танец) и статистическое. Статистическое: плоскостное – живопись и объемное – скульптура, архитектура.  Идеальной моделью искусства стала поэзия, а живопись должна была брать с нее пример. В XVII веке четко проводились разделения между жанрами. К 19 в в Философии Гегеля сформировалась классич-ая модель морфологии иск-ва: 1.поэзия; 2.Музыка;3. Живопись; 4.скульптура; 5.арх-ра и ДПИ.

К нонцу 19 в. было предложены основные методы морфологического анализа искусства:

  1. 1.Психологический. - заключался в группировке искусств по характеру чувственного восприятия. Лало определил искусство как всякую человеческую и искусственную деятельность. Он выделил семь «специфических суперструктур» - аудиальная ( различные музыкальные явления); зрительная (различные живописные явления); двигательная (танец и гидравлика); действенная (различные театральные явления); конструктивная (архитектура, промышленное, прикладное, садовое искусство и скульптура); языковая (литература); чувственная (любовь, гастрономия, парфюмерия и т. п.) Но в теории Лало искусство теряет свою специфику – связь с духовными ощущениями.
  2. 2.Функциональный. (Уильям Морис) – попытка классифицировать искусства в зависимости от того, какую роль они играют в человеческой жизни. Изобразительное(скульптура, живопись) – иск-во копирует,в основе лежит мимнезис - копирование, и неизобразительное иск-во(архит-ра). Вы разительность архитектуры  - заключается в тектонике(соотношение форм, масс, объемов)
  3. 3.Структурное. Структурный подход – это системное не линейное построение мира искусств. Попытки объединить неск. подходов к классифик-ии искусств. К 20 в. Формир. Представление о пространств., времен.,пространство-временном вида иск-в.
  4. 4. Историко-культурный. Границы видов иск-ва не являются прочными. Все виды иск-ва имеют возможность проникать друг в друга на основании стремления к возвышенному. «Система иск-в должна рассматриваться в историческом контексте», термин СИНКРЕТИЗМ ввел Веселовский – существовал в древнем мире – неразрывное сосуществование элементов различных искусств.

 

3. Формы взаимодействия искусств. Основания соединения видов и  жанров простр-х искусств в арх-ре и градостроительстве.

Один вид может  полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура  подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко).

Границы видов  иск-ва не являются прочными. Все виды иск-ва имеют возможность проникать  друг в друга на основании стремления к возвышенному. Виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.)

2 вида синтеза:

•Временный (синкретичный), случается на время, чаще всего связан с праздниками или религиозными обрядами (включает в себя костюмы, шествия, временную архитектуру), бывает наиболее полным, в нем участвуют наибольшее кол-во видов.

•Постоянный – более беден(синтез пространственных искусств).

Разновидности синтеза пространственных искусств:

1) Соединение  взаимодействия жанров(пример Томас  Гейсборо – соединение пейзажа  и портрета, скульптура «Граждане Кале» Роден) – нет в чистом виде какого-то жанра(в лит-ре, арх-ре, )

2) Синтез между  видами искусств (Нотр дам де пари): скульптура, живопись, графика, ДПИ

1. синкретизм – форма синтеза характеризуется как нерасчлененное, органическое единство разных искусств.

2. соподчинение, при котором один вид искусства доминирует над сосуществующим с ним другим видом. Такие взаимоотношения стали складываться еще в древней архитектуре, вступавшей во взаимодействие с монументальной скульптурой, живописью и мозаикой. В этом синтезе архитектура доминирует

3. симбиоз, при котором виды искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое.

 

4.Взаимодействие пространственных  искусств и стилеобразование. Структура  стиля.(Азизян стр 17-19)

Вопросы взаимодействия и синтеза искусств принадлежат  к тем творческим проблемам, которые  возникают на каждом историческом этапе  и каждый раз решаются по-новому — в соответствии с эстетическими идеалами своего времени. В сущности, без единения искусств ни в одну эпоху дело не обходилось, ибо музыка всегда искала связь со словом, движением, танцем; рукопись, книга — с иллюстрацией, орнаментикой; архитектура — с живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. История знает множество примеров активного взаимодействия монументальных и станковых родов творчества, различных пространственных искусств, в результате чего возникали оригинальные художественные явления. Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства и между искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко). Границы видов иск-ва не являются прочными. Все виды иск-ва имеют возможность проникать друг в друга на основании стремления к возвышенному. Виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.)

Стиль в искусствах (в том числе – пространственных) – это исторически формирующаяся  и относительно устойчивая в определенный период времени общность образной системы, отличительных средств и приемов художественной выразительности произведений искусств, обусловленная единством идейно-смыслового содержания и проникнутая определенным мироощущением. Стиль не умирает бесследно, он переходит в другой - новую совокупность устойчивых форм (функциональных, конструктивных, художественных). Нет стилей в чистом виде, в них всегда присутствуют части старого и ростки нового. Стиль нельзя отделить от породившей его эпохи, нельзя искусственно восстановить. У каждой эпохи свои эталоны красоты и гармонии, свое видение окружающего мира. Структура стиля многослойна, разнопланова и разномасштабная. Но разные слои стиля, разные аспекты его рассмотрения и критической оценки не изолированы друг от друга, а представляют собой части единого целого, имеющие свою специфику и выявляющие диалектику отношений общего, группового и единичного во всем многообразии их проявлений. Параллельное существование разных стилей (стилевых направлений, стилизаций) стало закономерностью развития художественного творчества во всем его многообразии. Единство-основа стиля.

 

5. Синтез пространственных искусств как метод художественного преобразования мира в эстетике Р.Вагнера и У. Морриса.

В условиях буржуазного  общества С. получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь худ-го начала, о гармоническом развитии чел., а в социалистических учениях - и с представ-ми о совершенном обществе. Задачи форм-ия цельного, гармонически развитого чел., выдвинутые  Гёте, Шиллером, ранними романтиками, преломились в романт-их теориях 19 в. в проблему создания синтетических произведений искусства, которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к музыкальной драме как современной основе С. у Р. Вагнера.

На рубеже ХIХ - ХХ веков зародился стиль - модерн, основная цель которого состояла не только в возрождении искусств, но и в преображении повседневного мира вещей. Развивая идеи синтетической культуры (У. Моррис, X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители Конструктивизма, «Баухаузе» стремились к созданию целостной худ-ой среды, активно направляющей жизненные процессы; при этом часто аналитические, образно-познавательные функции искусства отрицались, а художественное творчество утопически рассм-лось как главный фактор «жизнестроения»). Представления об искусстве англичанина У.Морриса(Мурина стр 23), стоявшего у истоков не только английского, но и всего европейского стиля модерн, были непосредственно связаны с его идеями утопического социализма. Моррис видел цель искусства в том, чтобы “увеличить счастье людей, наполнить их досуг красотой и интересом к жизни, не давая им уставать даже от отдыха”.  Идея соединения различных видов творчества в единое совершенное искусство, идеи ГЕЗАМКУНСТВЕРКА, также перекликались с надеждами социального переустройства общества. ГЕЗАМТКУНСТВЕРК  - нем. объединенное, совокупное, универсальное произведение искусства — ключевое понятие эстетики немецкого композитора Рихарда Вагнера, выражающее его стремление к универсальной синтетической форме, способной объединить в себе все виды искусства — музыку, поэзию, танец, живопись, скульптуру и архитектуру. Идея Г., по мысли Вагнера, должна осуществиться в будущем, когда само общество, преодолев индивидуализм, раскол и борьбу эгоистических интересов, станет единым. Композитор стремился приблизиться к этому идеалу в собственных грандиозных сочинениях, названных им «музыкальными драмами» в противоположность традиционной опере. С последней четверти 19 в. в связи с усиливающимся стремлением художников к воссозданию синтеза пластических искусств понятие Г. приобретает несколько иное значение. Под «совместным произведением искусства» имеется в виду созданная по единому проекту (или по согласованным проектам) архитектурная и предметно-пространственная среда, преобразующая быт человека и организующая его по законам искусства. Характ-м выражением Г. в таком понимании стали резиденции короля Людвига II Баварского, некоторые комплексные создания стиля модерн, напр. дом арх-ра Хенри ван де Велде («Блуменверф» (1895) в Юккле (Брюссель). К идее Г. неоднократно обращались архитекторы 20 в., стремившиеся к синтезу искусств, к эстетической организации окружающей среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"