Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Искусство".
Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела.
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. |
Одним из самых выдающихся изображений божественного величия фараонов Древнего Царства является "Триада царя Менкауры» (гранит, высотой 97 см) из храма данного монарха в Гизэ, которая хранится в Египетском музее в Каире. В этой скульптурной группе фараон в сопровождении богини Хатхор и персонифицированного седьмого нома Верхнего Египта был высечен в несколько выступающем плане по отношению к обоим женским персонажам, хотя его более тесное отношение к богине подчеркнуто одинаковым расположением ног. Тем не менее весь ансамбль излучает все ту же красоту молодости и гармонии как идеальный символ жизни и вечности |
Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, и единственное, что выступает над ним, — это голова. Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва. Гигантская статуя смотрит на восток, туда, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли этого царя. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — отгоняет злых духов, возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов.
Один из самых прекрасных образцов деревянной скульптуры Древнего Царства, фигура жреца Каапера, начальника над чтецами или церемониалом (высота 109 см), которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире. Обнаруженная в его собственном мастабе в Саккаре, эта скульптура, созданная в конце IV или начале V династии, известна под общераспространенным названием Шейх-эль-Белед, что означает «сельский староста». Это прозвище она получила по причине необычайного сходства с представителями властей, которые в то время правили тем муниципалитетом, где она была найдена. Эта фигура, одно из множества творений из дерева, которое, к сожалению, сохранилось не в полной мере, не имела в нижней части обеих ног и слоя гипса, который помогал подчеркнуть ее особый реализм. Тем не менее до сих пор сохранилась часть ее прежнего блеска. Кроме того, в настоящее время данная скульптура отреставрирована |
Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем V династии. Один из них хранится в Лувре, а другой в Египетском музее Каира.
Скромное, но реалистичное изображение мужской фигуры «Сидящего писца» (высотой 53,5 см), которая хранится в Лувре. Речь идет о небольшой статуэтке из гробницы, построенной в Саккаре важным вельможен по имени Кай, который был правителем во время V династии. Выражение лица этого персонажа впечатляет своей загадочной улыбкой и пристальностью взгляда. Предназначенная обеспечивать бессмертие усопшего, данная статуэтка пребывает в спокойной позе, лишенной напряженности мышц, — характеристика, которая, однако, не лишает ее некоторой живости |
У группы статуй Древнего Царства, изображающих как фараонов, так и лиц, не обладающих высоким рангом, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки.
Искусство Среднего царства представляло
собой сложное явление. В городах
Среднего Египта, получивших значительную
самостоятельность, возникли ведущие
художественные направления времени
Среднего царства, отличавшиеся в силу
некоторой изолированности от придворной
школы усилением реалистических
черт.
От эпохи Среднего царства сохранилось
сравнительно немного памятников дворцовой
архитектуры.
Индивидуализм египтян проявился прежде
всего в том, что каждый стал заботиться
о собственном бессмертии. Теперь уже
не только фараон и вельможная знать, но
и простые смертные стали претендовать
на привилегии в потустороннем мире. Так
возникла идея равенства после смерти,
что сразу же отразилось на технической
стороне культа умерших. Он очень упростился.
Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже
достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны
магические тексты и все, что требовалось
умершему в загробном мире.
Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса.
Значительные изменения в
Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.
Искусство Среднего Царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами . Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В эпоху Нового царства важное самостоятельное
значение придавалось росписям. Усилившиеся
во всех областях искусства декоративные
тенденции в первую очередь нашли
отражение в живописи. Стенопись
царских гробниц напоминала развернутый
свиток папируса, где священные тексты
сопровождались сюжетными композициями.
Наряду с монументальными росписями создавались
иллюстрации к каноническим текстам «Книги
мертвых».
Свои непосредственные наблюдения египетские
мастера фиксировали в зарисовках, которые
они делали на черепках (остраконах).
«Имперский стиль» отличался большим
разнообразием: ритуальные сцены царских
гробниц напоминают графику, тогда как
росписи некрополя фиванской знати более
живописны. В композициях выделялись три
основные цикла: сиены земного бытия, обряд
оживления тела покойного для перехода
к вечной жизни и жертвенный пир. Расположение
композиций отвечают планировке гробниц.
В погребальных склепах знатных персон,
в отличие от царских гробниц, живопись
поражала свободой движения, , тончайшим
разнообразием цвета. Например, для фресок
гробницы Нахта. жреца Амона (XV в. до н.э.),
характерны изысканная красота и пластичность
женских тел. Живописец подметил интересную
деталь — одна из музыкантш так резко
повернула голову, что ее многочисленные
косички взметнулись. Сцены воскрешения
и жертвенного пира показаны с реалистической
убедительностью.
В росписи «Охота на болотах » из Фив (Британский
музей) подробно показаны приемы охоты.
растительность и животный мир Нила. Фигура
фараона — самая крупная, маленькая фигурка
у его ног — эго жена.
Гробницы великих царей XIX и XX династий
также дают прекрасные образцы живописи
Нового царства. Погребальные комплексы
этих фиванских династий отличаются от
более ранних несравнимой монументальностью.
Во многих гробницах сохранились изображения
картин роскошной жизни посте смерти.
Они рассказывают о жизни фараона, продолжающейся
в обшении с богами, гг о его победе над
смертью как проявлении его божественности.
Росписи царских гробниц но замыкаются
только на сюжетах загробного бытия. Настенная
живопись — ценнейшее свидетельство древнеегипетской
истории.
В гробнице Рамсеса VI в зале с саркофагом
на потолке дважды изображена гигантская
фигура богини неба Нут. Два полушария
заполнены рядами звездных богов, следующих
за солнечными ладьями, которые плывут
по небесному Нилу.
Долина цариц расположена примерно в 1.5
км от Долины царей. В Долине нариц было
найдено около 80 гробниц, но все они сильно
повреждены. Одна из самых красивых гробниц
принадлежит иариис Нифертари. Благодаря
тщательной реставрации росписи гробницы
поражают своим великолепием. Именно они
составляют главное сокровище гробницы.
потому что все ее богатое убранство было
разграблено еще в древности.
13. Амарнский стиль.
Скульптура и живопись.
Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства. Изображение Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.
. Откровенным новшеством стало
изображение фигур целиком в
профиль, что прежде не
Из росписи парадного зала дворца в Ахетатоне лучше всего сохранился фрагмент с двумя обнажёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золотистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогательны в своей наивной беззащитности.
Они, наивные, верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в "пирамиду", то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает "себя" и войдет в свое тело.