Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.
Цель: Изучить теоретические основы возникновения костюма, его структуру на примере русского национального костюма, а также рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА 5
1.1. История и структура русского национального костюма. 5
1.2. Некоторые понятия и определения 9
1.3. Основные формы и виды костюма 11
1.3.1.Мужской костюм 12
1.3.2 Женский костюм 16
1.4.Костюм как оберег, магический предмет у русского народа 21
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 25
2.1. Роль народного костюма в современном мире. 25
2.2. Творческие изменения традиций русского народного костюма 27
2.3. Элементы русского народного костюма и его использование в современной индустрии моды. 32
2.3.1.Ткани 32
2.3.2. Орнамент 33
2.3.3. Вышивка 35
2.3.3. Цвет в костюме. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
В русской вышивке наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культурам (ромб -- символ Солнца в вышивке центральных районов, геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посередине в вышивке северных районов), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов, орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые, например, в вышивку на Севере и в центральных районах. Во второй половине XIX в. в результате закрытия помещичьих и монастырских мастерских возникли вышивальные промыслы, которые получили большое распространение в следующем столетии, сыграв важную роль в сохранении народных традиций в культуре XX в. Особое значение в народном костюме придавали цвету как средству наибольшей выразительности.
У разных народов существовали различные обозначения и названия цвета. Нередко встречаются такие названия, как веселые и грустные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. В традиционной одежде встречаются практически все основные цвета, известные по шкале цветовосприятия: белый, красный, черный, зеленый, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый, серый.
Известно, что эмоционально-психологическое воздействие цвета на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств (возбуждающем, успокаивающем, угнетающем). Человек воспринимает цвета как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плоские, легкие и тяжелые. Теплые цвета зрительно увеличивают объем и поверхность одежды, а холодные - уменьшают их.
Через цветовую гамму выражалась возрастная принадлежность одежды: для детей - нежные, светлые пастельные цвета; для подростков яркие, контрастные; для взрослых - сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для людей пожилого возраста, стариков - спокойная, зачастую темная цветовая гамма.
Цвет, таким образом, играл существенную роль в народной одежде, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. При этом различие в цвете костюма воспринималось гораздо легче, чем изменения в крое или ткани, особенно на расстоянии. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию нужно занять в отношении этой особы. Такую задачу в народной культуре выполняли очень многие цвета, а сообщаемая ими информация была столь существенна, что носитель костюма однозначно занимал определенное место в общественной иерархии. Так, цвет одежды мог выступать как символ национальной и региональной принадлежности или как определитель возраста и пола, цвет выполнял престижную функцию или маркировал гражданское состояние носителя костюма. Несомненна и магическая функция цвета одежды или украшения, входящего в комплекс одежды.
Для декоративного
оформления народного костюма кроме цветового
компонента было характерно сочетание
различных материалов и фактур (текстиль,
кожа, кружево, металл, кость и т. д.
Использование народного костюма в современном мире.
Создание
модного костюма – одна из
главных задач индустрии мод как
направления специализации сервиса. Главное
в создании образа − это новизна решений,
а новизну мы обычно рассматриваем как
одну из существенных сторон моды. Но,
как гласит пословица, новое − это хорошо
забытое старое.
Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая модную одежду. Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством. Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Особый интерес
к народному костюму Неповторимое национальное своеобразие современным изделиям придает использование элементов народной вышивки, играют роль и другие приёмы декорирования. Обеспеченность населения разнообразной одеждой зависит от правильности выбора материалов, от оригинальности конструкции, соответствующих назначению одежды, сезону и возрастным особенностям человека. Применение элементов русского народного костюма в современной одежде представляет большое научное и практическое значение, которое требует необходимых знаний и умений. Поэтому наши экспериментальные исследования по совмещению двух стилевых направлений представляют большой интерес. Основным методом исследования является анализ модели, созданный на основе народного костюма, а также метод сравнительного анализа. Результатом исследования
является определение степени К элементам и особенностям русского народного костюма, можно отнести следующее: а) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнута обувью - плетёнными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами - туфлями, которые иногда надевались на семь - восемь пар толстых шерстяных чулок; б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях; в) использование домотканой, а позднее фабричной ткани, отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов; г) большое значение головного убора в решении композиции костюма. [2]. Все эти черты народного костюма составляют содержание понятия «народные мотивы». Народные мотивы − это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей. Основным элементом русского народного костюма в исследовании была взята вышивка. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометрические формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья или цветущие кустарники. Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. В задачи вышивки не входит добиться реалистических изображений. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность. Живой интерес к изучению и современному переосмыслению русского народного костюма проявляла Н. Ламанова − замечательный художник, работавший в области бытового и театрального костюма. Она утверждала, что основные формы народной одежды всегда мудры − их простота и целесообразность должны быть использованы в современном костюме. Народные мотивы в современную одежду, как считает В. Зайцев, следует привносить чрезвычайно тактично, бережно, осторожно. Чтобы оно не кричали и не выглядели надуманными. Необходимо, видимо, извлекать то рациональное зерно, которое присутствовало и всегда присутствует в национальном костюме, − его художественную выразительность и функциональность. Не бездумно копировать те или иные элементы, а творчески перерабатывать их и приспосабливать к современным условиям Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. |
Модельное агентство Николая Терюхина.
За 12 лет агентство
стало официальным
Николай Терюхин – автор более 70
коллекций. Показы коллекций состоялись
в российских городах: Сочи, Екатеринбурге,
Ярославле, Вологде, Архангельске, Москве,
а так же в городе Олоу (Финляндия – 1999,
2000 гг.). В 2005 году Николай Терюхин принял
участие в днях российской моды в Париже,
где показывал коллекции «Городской
романс», «Откудова
экой фасон?», «Пестрядинная
артель» после этого был принят в «Ассоциацию
русских художников в Париже».8
Народный костюм является образной
летописью жизни наших предков, которая
языком цвета, формы, орнамента, раскрывает
нам многие тайны и законы красоты народного
искусства. Использование народных мотивов
в современной моде приводит к созданию
интересных моделей в этническом стиле.
Николай Терюхин использует традиционный
материал, характерный для северного народного
костюма: ситец, сатин, лён, парча, холст,
бязь, павлово-посадские шерстяные платки,
а так же современные ткани: джинсовая,
габардин, декорированные кружевом, атласными
ленами, искусственным жемчугом, вставками
из жаккардовой тесьмы имитирующими элемент
северного костюма – вышивку, браное ткачество.
А так же блёстки, стеклярус, бисер, стеклянные
и металлические пуговицы, бусины.
Этническому костюму модельера присуще
использование полихромных цветовых сочетаний,
многослойность компонентов костюма,
включение традиционных орнаментальных
мотивов в текстиле. в работах широко используется
лоскутный стиль как при создании целых
ансамблей, так и отдельных элементов костюма:
манжеты, воротники, карманы самых разнообразных
форм, аксессуары, шляпки, шапочки, гетры,
нарукавники. в этой технике модельер
сотрудничает с мастерами: Г. Б. и Д. И. Зубовыми
(лоскутное шитьё), Л. В. Усачёва (вязание).
В изделиях используются постижёрные
изделия (автор – О. В. Шабанова), имитирующие
женский северный головной убор – кокошник.Несмотря
на большое количество сногсшибательных
фантазийных коллекций, этнические традиции
стали определяющими в творчестве модельера
и принесли заслуженный успех, как у зрителей,
так и на профессиональных российских
и международных конкурсах и фестивалях
моды.
Колдовская сила русского костюма очень велика. Однажды, заглянув в эту сокровищницу, ты осознаешь её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращается в эстетическое. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
Народный
костюм, его колорит и вышивки и сейчас
заставляют нас восхищаться. Они заражают
нас оптимизмом, настроением праздничности
и веселья. Народные мастера умеют превращать
утилитарную вещь в произведение искусства.
При этом они добивались величайшего разнообразия,
основываясь на простом конструктивном
строе.
Коллекции русского народного костюма,
хранящиеся в фондах музеев открывают
перед нами прекрасное народное искусство,
являются свидетельством богатейшей фантазии
русских людей, их тонкого художественного
вкуса, изобретательности и высокого мастерства.
Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один
народ не располагает таким богатством
традиций в области национального народного
искусства, как Россия: многообразие форм
и образов, необычность конструктивно-композиционных
решений, красочности элементов и всего
костюма в целом, изящество и неповторимость
декора, особенно вышивки – это большой
и увлекательный мир, своеобразная академия
знаний и творческих идей для специалистов
современного костюма.
Сейчас фольклорный стиль не является
главенствующим, но он занял своё место
в общем широком международном русле моды.
Известно, что к народным традициям постоянно
обращаются художники-конструкторы, создавая
бытовую модную одежду.
Талант художника определяет умение не
только увидеть, но и отобрать существенное,
суметь обобщить увиденное, творчески
переработать его в своей художественной
практике. Художник дает не только познанную
реальность, но и выявляет своё индивидуальное
отношение к ней, своё виденье жизни. Способность
к образному мышлению, развитие этой способности
расширяет сферу видения и общения художника-модельера
с народных обычаях и образах XIX-XХ веков».
Женские
головные уборы
Сарафан
Рубахи
1."Русский костюм 1750-1917" ,в пяти выпусках, под редакцией В.Рындина,Москва,ВТО,1960 г.,том 1-3.
2."Иллюстрированная энциклопедия моды",Прага, Издательство Артия,1966г
3."Краткая
Энциклопедия Домашнего
4.Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г.
5. Пармон Ф.М. «Композиция костюма», Москва, 1997г.
6.Пармон Ф.М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества», Москва, 1994г.
7. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г.
8. Темерин С.М. «Национальные традиции и современный костюм», «Журнал мод», 1964г.
9.Сидоренко В. И. «История стилей в искусстве и костюме», Ростов Н/Д; Феникс, 2004 - 480 с.
10.С. П. Исенко «Русский народный костюм и его сценическое воплощение».
М.,
ИПО Профиздат, Издательство
11. М. Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма». Изд. «Молодая гвардия»,
1988 г.
Информация о работе Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире