Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.
Цель: Изучить теоретические основы возникновения костюма, его структуру на примере русского национального костюма, а также рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА 5
1.1. История и структура русского национального костюма. 5
1.2. Некоторые понятия и определения 9
1.3. Основные формы и виды костюма 11
1.3.1.Мужской костюм 12
1.3.2 Женский костюм 16
1.4.Костюм как оберег, магический предмет у русского народа 21
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 25
2.1. Роль народного костюма в современном мире. 25
2.2. Творческие изменения традиций русского народного костюма 27
2.3. Элементы русского народного костюма и его использование в современной индустрии моды. 32
2.3.1.Ткани 32
2.3.2. Орнамент 33
2.3.3. Вышивка 35
2.3.3. Цвет в костюме. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»
Специализация:
«Театральное творчество»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Русский народный костюм
и его интерпретация в современном мире»
по дисциплине:
«Социально-культурная деятельность»
Ижевск, 2009
Содержание
Народы разных стран и всех частей света создавали и создают свои виды одежды, формируя из них костюмы определенного типа, в которых выражен национальный вкус и понимание красоты.
Слово «костюм» пришло в Россию из Франции в 18 веке после петровских реформ. Но само понятие костюма еще с 12 века обозначалось на Руси старославянским словом «одеяние»1. В настоящее время понятие «костюм» – означает устойчивые формы одежды определенного народа, сословия, эпохи.
В последние годы у многих народов возрос интерес к своим национальным традициям. Многие начали понимать, что народная культура это их достояние и ценность. Только в национальных традиционных, произведениях искусства хранится вся красота, любовь и память народа. Нельзя забывать о том, что, забыв сегодня традиции предков, их невозможно будет уже вернуть.
В последнее время появляется множество музеев, в которых хранятся экспонаты, собранные профессионалами и энтузиастами, в том числе и образцы традиционной одежды.
С течением времени
Костюм, будь то национальный или современный городской, сам по себе просто предмет повседневного быта. Но, изучая историю его возникновения и развития, изначальное значение, обряды, традиции, связанные с ним, приходишь к выводу о том, что это целая история, жизнь и вечность, которую хоть самую малую часть нужно знать каждому человеку.
Источником творческих идей многих современных модельеров-дизайнеров является народный костюм. Способы использования народного костюма в дизайне современной одежды могут быть самыми различными. В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а также функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности. Во второй половине ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появляются даже фольклорный, этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения.
Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.
Цель:
Изучить теоретические основы возникновения
костюма, его структуру на примере русского
национального костюма, а также рассмотреть
роль народного костюма в конструировании
современной одежды.
История костюма – составная часть материальной и духовной культуры. Костюм содержит в себе различные виды прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения, ювелирного дела, вышивки, орнамента и др. Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти каждое значительное событие в истории человечества вызвал в нем перемены. Появление одежды в жизни человека имеет двоякую функцию: с одной стороны он возник как предмет, защищающий тело человека от окружающей среды, с другой – обладает своим идейно-образным содержанием, обусловленным многообразием функций одежды, мировоззрением народа.
Зримая знаковая структура
Еще на ранних этапах развития человеческого общества всем народам было свойственно стремление к красоте. До наших дней дошли образцы национального костюма, из поколения в поколение передающие навыки и особенности ремесла. При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений.
Народный костюм представляет собой художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом. Всем известно, что история возникновения одежды таится где-то в глубокой первобытной древности. Изначально, чтоб защитить свое тело от окружающей среды и от насекомых, предки людей прикрывали себя листьями различных растений, размазывались грязью и глиной, со временем научились оборачиваться в шкуры животных.
Человек развивался, развивались культуры и цивилизации. Люди открывали все новое, начинали жить в других условиях и, конечно, одеваться стали по-иному.
С появлением основных видов
простых тканей на свет
Женщины наряжались в длинные ионические туники из холстины с поясом, называвшимся зона. Это платье специально делалось очень длинным, как так для дополнительного эффекта часть ткани вытягивалась из-за пояса и напускалась на него сверху. Длинное платье у женщин и короткий дорический стиль одежды мужчин и по сей день остаются основной формой национального костюма большинства европейских крестьян.
С течением времени мужская туника сохранилась, но под нее начали надевать разнообразные «рейтузы», короткие или длинные брюки и так далее. Нижняя часть ноги или штанины часто обматывалась полосками материи, и со временем эти обмотки превратились в одно целое со шнурками сапог или ботинок. Обувь и штаны как бы связывались друг с другом в один единый предмет одежды. Следующим шагом в развитии костюма служило то, что научились заправлять тунику в штаны, которая, таким образом, превратилась в рубаху. Обыденная крестьянская одежда женщины в течении многих веков представляла собой длинное цельнокроеное платье. Так продолжалось вплоть до 15 века, когда силуэты женской одежды стали меняться под влиянием появившегося тогда корсажа, или лифа. Кроме того, Европейские женщины надели на себя передники. Однако все эти изменения происходили крайне медленно, и прошло еще немало лет, прежде чем корсаж вошел в повсеместное употребление. Сперва его надевали поверх основного платья. Первые корсажи, или лифы, были очень простыми по крою, с прямой или заостренной книзу линией по талии. Особое внимание уделялось шнуровке на груди. «Зрительное разделение женской фигуры на две части с помощью корсажа со временем привело к тому, что платье превратилось в отдельные блузку и юбку». Корсаж претерпел значительные изменения, к нему добавились бретельки, а покрой и силуэт усовершенствовались. Он стал основной деталью большинства европейских женских костюмов, и даже внутри одной и той же страны или области можно встретить сразу несколько его различных вариантов. Также претерпела изменения блузка, вырез и длина рукавов которой стали определяться климатом, модой и религиозными ограничениями.
Мода высших слоев общества менялась чуть ли не каждый день, однако простые крестьяне не спешили расставаться со своими привычными костюмами. Во многих странах существовали даже специальные законы «о нарядах» для простых людей. Эти законы, которые часто вводили насильно, определяли, какие ткани следовало использовать крестьянам для пошива одежды, какова должна быть длина тех или иных деталей костюма и в какие цвета их можно было окрашивать. Кроме того, строго ограничивались любые вольности в узорах и вышивке, равно как и использование кружев. Не поощрялось ношение ювелирных украшений, нарядных пряжек, застежек и пуговиц, а также пышные и затейливые прически.
Церковь боялась того, что простые люди захотят выделиться из толпы и могут перейти все границы дозволенного и перенять «неприличие» моды, поэтому вводила такие строгости и ограничения.
Власть же желала, чтобы в ход
для изготовления тканей шли
в первую очередь местные
Вместе с этим, начало появляться
множество новых тканей и
В национальных костюмах
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически и грима. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы.
Информация о работе Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире