Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.
Цель: Изучить теоретические основы возникновения костюма, его структуру на примере русского национального костюма, а также рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА 5
1.1. История и структура русского национального костюма. 5
1.2. Некоторые понятия и определения 9
1.3. Основные формы и виды костюма 11
1.3.1.Мужской костюм 12
1.3.2 Женский костюм 16
1.4.Костюм как оберег, магический предмет у русского народа 21
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 25
2.1. Роль народного костюма в современном мире. 25
2.2. Творческие изменения традиций русского народного костюма 27
2.3. Элементы русского народного костюма и его использование в современной индустрии моды. 32
2.3.1.Ткани 32
2.3.2. Орнамент 33
2.3.3. Вышивка 35
2.3.3. Цвет в костюме. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Женский
костюм в северных и южных областях
различался отдельными деталями, расположением
отделки. Главным же различием было
преобладание в северном костюме сарафана,
в южном — поневы.
Основными частями женского народного
костюма были рубаха, передник, занавеска,
сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый (рис. 3). Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины (рис. 4). Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.
По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины (рис. 5).
Рис. 5
Холщовые белые
рубахи и передники северные крестьянки
носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой
половине XIX в. сарафаны делали из однотонной,
без узора ткани: синего холста, бязи, красной
крашенины, черной домотканой шерсти.
Многоузорная и многокрасочная вышивка
рубах и передников очень выигрывала на
темном гладком фоне сарафана. Косоклинный
покрой сарафана имел несколько вариантов.
Наиболее распространенным был сарафан
со швом посередине переда, отделанным
узорными лентами, мишурным кружевом и
вертикальным рядом медных и оловянных
пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного
конуса с большим расширением книзу (до
6 м), придающий фигуре стройность.В одежде
Русского Севера от древнерусского костюма
сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные
на вате, с рукавами. На рис. 7, слева — костюм
крестьянки Тверской губернии: сарафан,
«епанечка», парчовая рубаха и нарядный
кокошник.В южнорусском костюме вместо
сарафана более широко применялась понева —
поясная одежда из шерстяной ткани, иногда
на холщовой подкладке. Ткань, используемая
для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная,
красная, с клетчатым или полосатым (с
поперечным расположением полос) узором.
Будничные поневы отделывались скромно:
шерстяной домотканой узорной тесьмой
(пояском) по низу. Праздничные поневы
богато украшались вышивкой, узорной тесьмой,
вставками из кумача, крашенины, мишурным
кружевом, блестками. Широкая горизонтальная
полоса подола сочеталась с прошвами,
вертикальными цветными вставками. Колористическое
решение понев было особенно ярким и красочным
благодаря их темному фону. По конструкции
понева представляет собой три — пять
полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний
край широко подогнут для вздержки шнурка
(гашника), укрепляемого на талии. Понева
могла быть глухой и распашной. Распашные
поневы иногда носили «с подтыком подола».
В этом случае поневу орнаментировали
с изнанки.
В поневе женская фигура утрачивала величавую
стройность, придаваемую ей сарафаном.
Линия талии, выявляемая поневой, обычно
маскировалась напуском рубахи или передником.
Часто поверх рубахи, поневы и передника
надевался нагрудник — накладная или распашная
одежда из шерсти или холста (прямой силуэт).
Нагрудник отделывали тканой или плетеной
тесьмой по горловине, борту, низу изделия
и низу рукавов (рис. 8, справа).
Многослойность костюма, имевшего различную
длину одновременно надеваемых рубах,
поневы, передника, нагрудника, создавала
горизонтальное членение силуэта, зрительно
расширявшее фигуру. В русском народном
костюме сохраняются старинные головные
уборы и сам обычай для замужней женщины
прятать волосы, для девушки — оставлять
непокрытыми. Этим обычаем обусловлена
форма женского головного убора в виде
закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча
или повязки. Широко распространены кокошники
(рис. 9, слева) «сороки» (рис. 9, справа),
разнообразные повязки и венцы.
Из ювелирных
украшений применяли жемчужные,
бисерные, янтарные, коралловые ожерелья,
подвески, бусы, серьги.
Женской обувью служили кожаные полусапожки,
коты, отороченные вверху красным сукном
или сафьяном, а также лапти с онучами
и оборами.
В конце XIX в. в народной одежде вместе
с фабричными тканями постепенно утверждаются
и формы городского костюма, более однообразные
и стандартизованные. Это юбки и кофты
прямого или прилегающего силуэта с баской,
наплечные платки, косынки. Эта одежда
была очень яркой по цвету. Её шили из сатина,
атласа, переливчатой тафты, насыщенного
оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого,
малинового цвета. Отделывали белым машинным
кружевом, оборками, пуговицами. Самыми
красочными были платок, кофточка и более
приглушенной по цвету — юбка. Большое
распространение в крестьянской одежде
конца XIX в. получает вышивка по печатным
рисункам, специально изготовляемым для
деревни: пышные букеты садовых цветов,
венки и гирлянды из крупных роз.
«В древние времена, когда нашим далеким предкам приходилось отвоевывать у природы право на жизнь, и весь окружающий мир был полон коварных неожиданностей, которые было трудно предвидеть, чтобы оградить себя от них создали систему «оберегов» - предметов-символов, имевших, по вере людей, силу охранять их от возможного зла. Самым же неизведанным, таящим в себе удачу, радость или горе была судьба – будущее в жизни человека».1
Люди, оберегая себя, своих близких и родных старались, как можно больше защититься теми самыми оберегами, амулетами и талисманами. Ими служили различные подвески, украшения, вышивка на одежде и т. д. Но и сама одежда, части костюма использовались как ритуальные, оберегающие вещи.
Например, рубаха, самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма, «встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху».
Множество
обычаев, поверий и обрядов связано с рубахой,
с ее изготовлением и ношением. Родился
человек. Первые минуты, часы, дни его пребывания
в незнакомом ему мире сопровождались
многочисленными ритуалами. Они исполнялись
для того, чтобы обеспечить новому человеку
здоровье, приобщить его к миру людей,
определить его жизненный путь.
Родившегося ребенка завертывали в рубаху
отца, непосредственно с него снятую: "чтобы
ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец
жалел его". Завертывание ребенка в
рубаху отца - общераспространенный обычай
у восточных славян. Стирать ее не полагалось:
"тогда смоешь силу и любовь отца".
Одежда мужа и отца имела охранительную
символику.
Заворачивание
ребенка в отцовскую рубаху означало принятие
ребенка отцом. Ребенок становился продолжением
не только матери, но и отца, его частью.
А старые поношенные вещи воплощали идею
преемственности, передачу благ и ценностей
от одного поколения к другому.
Через шесть недель после рождения ребенка
его крестная мать приносила ребенку в
подарок рубашечку, крестик и поясок. Крестильная
пеленка особо украшалась. В некоторых
местах ею служила венчальная рубаха отца.
После крещения крестная мать впервые
подпоясывала ребенка, с этого момента
он носил пояс. В некоторых губерниях обряд
первого опоясывания совершается лишь
через год после рождения ребенка; при
этом крестная ставит своего крестника
к печному столбу и говорит, одевая ему
пояс: "будь здоров и толстой, как столб
печной!"
Так
как рубаха служила основной
одеждой, практически как
Также важной деталью в русском костюме, как мужчины так и женщины, и оберегом, служил пояс. Пояс – знак дороги, пути через образные и настоящие преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь).
С древнейших времен
человеческого общества пояс рассматривался
как некий оберег, способствующий благополучию
и удаче. Народ верил в могущественную
силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные
книги простонародной медицины, где пояс
рассматривался как оберег: "А от всякой
порчи и злых колдунов носит на голом теле
пояс вязаный. И при этом не может действовать
никакое колдовство".
Чаще на поясах замечены узоры - ромбы
с крючками. Изображения духа древа в вышивках
очень часто также знаки поля. Этот знак
плодородия связан с входом в новое жилище,
в хозяйственные постройки.
От пояса веет
древними временами, когда каждое дело
сопровождалось таинственными обрядами
и заклинаниями сил природы. Обращаясь
к этим силам, люди ищут у них помощи и
покровительства.
Во время свадьбы невесты раздаривают
в предсвадебные дни до ста поясов, и потому
некоторые девушки с девяти лет начинали
готовить приданое.
Пояс употреблялся
в заговорах от болезни. Больной
лихорадкой шёл в лес, находил
осину, кланялся ей и говорил: "Осина,
осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье".
После чего перевязывал осину своим поясом.
Пояс имеет место в народных гаданиях,
обрядах, и во многих заговорах и как оберег.
Люди верили, что можно навредить человеку,
произведя над его поясом различные колдовские
действия. Так, в Вологодской области девушки
на поясе гадали о своем суженом: к поясу
на ночь привязывали замок, запирали его,
и ключ клали под голову со словами: "Суженый-ряженый,
отомкни меня".
Девушки, желавшие
выйти замуж, искали в лесу две
такие осины, которые можно было перевязать
одним поясом. Если находили, то считали,
что желание их о замужестве сбудется.
Вера в глубокое значение пояса имела
несомненное место и при дарении поясов
во время сватовства и свадьбы. Если невеста
передала жениху пояс, то уже не имела
права изменить решение и отказать жениху.
Как правило, невеста дарила жениху вытканный
ею узкий шерстяной пояс в красных тонах.
Вместе с тем снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и так далее. Поэтому пояс снимали при добывании "цветка папоротника" в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота; этот же прием используют северорусские девушки для гаданий: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд".
бутылку для
жениха и многое другое.
У славян пояс - это источник жизненной
силы, поэтому он часто наделяется оплодотворяющими
и оздоровливающими свойствами. В некоторых
областях с целью расположить молодую
к рождению детей к ней на колени сажали
мальчика, она целовала его и дарила "девичий
пояс".
Пояса используются в свадебном обряде: поясом обвязывают невесту или жениха и невесту, узел с приданым невесты, пирог для жениха после первой брачной ночи, рюмку или другое.
Люди верили и следовали
обычаям, хранили традиции, передавали
их по наследству. Для русского народа
они являлись ценностью и основой счастливой,
благополучной жизни.
После
петровских указов русский дворянский
и городской костюмы
Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII - XIX вв.
Во второй половине XIX - начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды. Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.
Условия исторического развития, начиная с XII-XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XVII в. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов, обусловили более частую смену форм одежды и многообразие её видов.
Кроме наиболее
общих особенностей, разделивших
формы северного и южного костюмов,
отдельные черты характеризуют
костюм каждой губернии, уезда и
даже села. Народная одежда различалась
по назначению (будничная, праздничная,
свадебная, траурная), возрасту, семейному
положению. Чаще всего знаками различия
были не покрой и вид одежды, а её цветность,
количество декора (вышитых и вытканных
узоров), применение шелковых, золотых
и серебряных ниток. Самой нарядной была
одежда из красной
Информация о работе Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире