Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы основана на повышении интереса к народному костюму со стороны современных модельеров-дизайнеров.
Цель: Изучить теоретические основы возникновения костюма, его структуру на примере русского национального костюма, а также рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА 5
1.1. История и структура русского национального костюма. 5
1.2. Некоторые понятия и определения 9
1.3. Основные формы и виды костюма 11
1.3.1.Мужской костюм 12
1.3.2 Женский костюм 16
1.4.Костюм как оберег, магический предмет у русского народа 21
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 25
2.1. Роль народного костюма в современном мире. 25
2.2. Творческие изменения традиций русского народного костюма 27
2.3. Элементы русского народного костюма и его использование в современной индустрии моды. 32
2.3.1.Ткани 32
2.3.2. Орнамент 33
2.3.3. Вышивка 35
2.3.3. Цвет в костюме. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения художник обращается к различным источникам творческого процесса. Основным таким источником является сама жизнь и её проявления.
При
создании современного костюма идет
процесс творческого
Принцип вариантности кроя и приемов декора
– одно из основных средств. Этот принцип
интуитивно широко использован в создании
народной одежды. Художники предлагают
не этнографический, а вполне современный
костюм, используя красоту народного кроя
– конструкции русской рубахи и косоклинного
сарафана, душегреи и поддёвки. Отсюда
ведут своё происхождение столь популярные
низкие проймы, рубашечный рукав (прямой
или с ластовицей).7
Часто современный костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма, например, полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Но не правильный подход к источнику творчества может привести к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма.
В
настоящее время изменился
Народный
национальный костюм – отнюдь не застывшая
в своих формах неизменная категория.
Народ вырабатывал и сохранил
для костюмов формы, в наибольшей
степени соответствовавшие
Присутствии
в грузинском женском национальном
костюме вышивки шелком, а также
ношение металлических
И такие примеры можно приводить бесконечно, они говорят о том, что виды и формы национальной одежды представляют собой неслучайное, а вполне закономерные явление, обусловленное всей жизнью народа или нации.
Основной
смысл и ценность народного костюма,
его философия – в
Творческая трансформация первоисточника начинается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника.
Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе.
Выполняя
копии, зарисовки, надо стремится прочувствовать
все богатство первоисточника – выявить
пластику формы и закономерности её развития,
красоту пропорциональных отношений элементов
друг к другу и к целой форме, разнообразия
ритмов, характер цветового построения,
фактурное разнообразие и определить
важность всего этого в целостной композиции.
Первоисточник для художника – это тоже,
что мелодия, такт, мотив для композитора,
который, по-своему аранжируя эту мелодию,
ставит звуковые сочетания в новые тональности,
добивается новой выразительности, нового
содержания. Первоисточник может вдохновить
художника на создание своих, чисто специфических
решений, которые будут теми или иными
качествами напоминать о первоисточнике.
Однако строя композицию на первоисточник
нельзя полностью использовать старую
форму. Художник обязан создавать модели,
в которых отражается современность, мода
времени. Не копирование старого, а осмысление
его богатства и создание новых, интересных
предложений – такое требование предъявляется
к художнику, который работает, например,
по материалам исторического и народного
костюма, архитектуры и классического
искусства. Это постоянный поиск и вместе
с тем неиссякаемый живительный источник,
к которому обязан обращаться художник,
чтобы его идеи были всегда согреты с оптимизмом
и гуманизмом, присутствующие в народном
классическом искусстве. Художник-конструктор,
создающий современную одежду, в своей
деятельности достигает выразительности
и образности, осмысления первоисточника
средствами ассоциативного представления
[10].
Особый интерес к народному костюму проявляется
в настоящее время. При создании современного
костюма идет процесс творческого переосмысления
традиций народного костюма, с учетом
развития искусства, науки, промышленности,
новых форм быта. Так, русские народные
рубахи, сарафаны, душегреи, казакины используются
для создания современных блуз, платьев,
курток, полупальто. Прием декоративного
решения народной одежды используется
при проектировании современных трикотажных
полотен и изделий из них. Неповторимое
национальное своеобразие современным
детским изделиям придает использование
элементов народной вышивки, играют роль
и другие приёмы декорирования. Обеспеченность
населения разнообразной одеждой зависит
от правильности выбора материалов, от
оригинальности конструкции, соответствующих
назначению одежды, сезону и возрастным
особенностям человека.
В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение моды. Форма народных одежд, её силуэтные и конструктивные линии могут передавать в одних случаях настроение спокойствия и монументальности, в других – динамику, плавность, певучесть. Линия служит обобщением ощущений изломанности, угловатости или плавности, прямолинейности или кривизны. Кроме качества формы предмета, линия передаёт и качество движения: напряженного и вялого, быстрого и медленного, спокойного и взволнованного, упорядоченного и хаотичного и т.д. Поэтому образ в прикладном искусстве не отделим от вещи, которая сама является носителем своего образного содержания.
Художественно
оформленная одежда, так же , как
и художественно решенные мебель,
посуда, становятся произведениями прикладного
искусства. Сущность художественного
творчества состоит в том, что
оно является художественно-образным
отражением действительности.
Суть деятельности художника-модельера
заключается в том, что он создает вещи
художественные по сравнению с нехудожественными,
чисто утилитарными вещами. В костюме,
созданном с позиции искусства, кроме
наличия утилитарности, всегда присутствует
определенный заряд выразительности,
выявляющий художественно-психологическую
сторону вещи.
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего цветов.
С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
Народные костюмы с малиновыми розами и ярко- зелёнными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.
Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропо-морфным и геометрическим. Весьма характерна для русского на-родного орнамента полиморфность, т.е. гибридность образов - со-четание в них антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных черт, причем, чем дальше в глубь времен, тем ярче она проявляется.9
В древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворя-ли солнце, "горизонтальная линия обозначала землю, волнообраз-ная ритмическая линия - воду, ломаная - грозные силы природы.
В русском народном костюме с особой силой проявилась "любовь славянских народов к композиционным рядам, ярко выраженным в ткачестве, вышивке, несущим долевой масштаб"'.
Прямолинейность и геометричность орнамента объясняются тем, что техника тканья и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга - символ солнца - заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол, что подтверждается названием этих узоров - "круги", "круговые"
На русском севере глубоко традиционными мотивами орнамента были изображения женской фигуры - символа плодородия, Матери сырой земли; солярных знаков - кругов, крестов, свастики, усложненных ромбов, коня, оленя, птицы; дерева - символа вечно живой природы; двух птиц - голова к голове - символа счастливого брака.
Для южнорусского костюма характерны разработки раститель-ных и геометрических узоров. Часто встречались мотивы косых кре-стов, крючковидных фигур ("гусары"), розеток, восьмиугольных звезд; ромбы с загнутыми отростками, или "рогами", на углах ("рогулечки"), с прямыми отростками ("репьи"), с маленькими ромби-ками на углах ("городки"), гребенчатые ромбы и др.
Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканых домашних вещей (полотенец, занавесок, белья и пр.) играла вышивка. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями, двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка цветными нитя-ми и др.).
К началу XX в. во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве.
В отделке крестьянской праздничной одежды получили развитие техника и орнаментальные мотивы древнерусской золотой вышивки, первоначально украшавшей предметы культового и великосветского обихода. Особенно пышно расшивались золотыми нитями головные уборы, платки и душегреи русских крестьянок. Золотошвейки пользовались пряденными или волоченными нитями, битью - тонкой узкой полосой металла, канителью - скрученной спиралью тонкой проволочкой, плетенными шнурами. Металлическая нить накладывалась на ткань и в разнообразных комбинациях-ритмах прикреплялась мелкими стежками шелковой или льняной нитью. Растительные, зооморфные и другие узоры воплощались с помощью большого количества разнообразных швов-прикрепов: "клопчик", "денежка", "ягодка простая", "ягодка с черенком", "перышки", "рядки" и др. Известно, что золотошвейками Торжка применялось более сотни различных швов. Золотом шили по бархату, шелку, кисее, коже, дополняя шитье жемчугом, блест-ками, бисером, гранеными стеклышками в металлических гнездах и проч.
Разнообразие орнаментики народной одежды достигалось использованием разномасштабности мотивов, их простой и сложной повторностью, техникой швов, варьированием цветов и т.д. Орнамент при этом выполнял ряд художественных конструктивных функций: соединение разных материалов, цветов, конструирование формы и определение ее тяжести, разбивка
Следует отметить, что народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьянства. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный и сказочнопоэтический смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические, часто бытовые мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Так, распространившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов постепенно вытесняет традиционные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием и все больше выделяет декоративную сторону орнаментики. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в костюме.
В народной вышивке, преимущественно счетной (по счету нитей ткани), обычно ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами ни-тей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего эта вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя, став многоцветной, но не пестрой. Так, в большинстве районов России в вышивке XVIII - XIX вв. доминировал красный цвет с вкраплением синего и черного (смоленская вышивка), в сочетании с белым и синим (в тульской), с зеленым (в калужской), с черным (в тамбовской), с многоцветным дополнением (в каргопольской).
Информация о работе Русский народный костюм и его интерпретация в современном мире