Композиционное построение сценариев

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.

Задачи исследования:

• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений

• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии

• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений

• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях

• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений

Содержание

Введение……………………………………………………….2

I.Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
II.Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
1.Понятие композиции……………………………………...12
2.Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
3.Специфические особенности различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33
Заключительная часть………………………………………...48

Библиография………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

  Вечер-воспоминание о фронтовиках в одном из сельских Домов культуры Вологодской области был построен на документальных солдатских письмах с фронта, принадлежавших жителям села. За этими страничками фронтовой летописи, прочитанными на вечере, вставал великий образ народа—труженика, воина и патриота. Там, где учитывается необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера, где постоянно занимаются сбором материалов, изучением биографий людей, вечера получаются интересными, на них царит атмосфера праздничности. В этом состоит третье методическое требование к организации театрализованного тематического вечера.

Тематический  клубный вечер — по форме многожанровое явление, дающее простор творчеству, инициативе, выдумке. К наиболее распространенным жанрам тематического вечера относятся: вечер-рассказ, вечер-рапорт, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал, тематический киновечер и др.

Вечеру-рассказу свойственна спокойная повествовательная форма. Выступления ведущих и приглашенных лиц, скомпонованные с литературно-художественным материалом, последовательно освещают какое-либо важное событие, информируют об исторических фактах и новых явлениях политической и культурной жизни. В год празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина большое распространение получили театрализованные вечера-рассказы об отдельных этапах и периодах жизни вождя. Для примера можно назвать серию таких театрализованных вечеров — “Долгую жизнь товарища Ленина надо писать и описывать заново”. Она включает обширную информацию о жизни и деятельности В. И. Ленина в Ульяновске, Казани, Шушенском, о памятных ленинских местах в Париже, Польше, в Ленинграде и Москве. А вот схема вечера-рассказа “Колумбы XX века”. В зале звучит мелодия студенческой песни “Глобус”. Под звуки песни медленно раздвигается занавес, открывая огромный экран, на котором карта нашей Родины. Ведущий у карты начинает свой монолог: “Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых! Когда-то на твоей карте было много белых пятен, неведомых земель и скрытых богатств. Но каждый день поезда, самолеты, машины уносили по твоим просторам, к твоим еще не изведанным сокровищам тысячи людей. Первооткрывателям — колумбам XX века мы посвящаем этот вечер”. Далее следует несколько эпизодов, каждый из которых представляет собой документально-художественный рассказ. Первый эпизод – о строителях Кузбасса и Магнитки, Комсомольска и Днепрогэса. Рассказ перемежают стихи В. Маяковского, песни И. Дунаевского, кинокадры из документальных и художественных фильмов... Потом выступают герои первых пятилеток... Затем идут эпизоды, посвященные комсомольцам-добровольцам, строившим новые индустриальные центры на просторах Сибири. Они иллюстрированы известными песнями А. Пахмутовой и А. Петрова, стихами молодых поэтов. Потом выступают строители. Показываются фрагменты из документальных и художественных фильмов. Ведущий заключает вечер рассказом о новостройках последней пятилетки и ее героях. Отметим, что характерная черта жанра вечера-рассказа – развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений и спокойные, повествовательные интонации выступлений при сравнительно сдержанном использовании многообразных режиссерских примеров и художественных средств выразительности.

К вечерам-рассказам примыкают вечера-репортажи, объединяющие короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных знаменательных событий.

Вечера-репортажи  отличаются особой оперативностью в  освещении злободневных вопросов и  актуальных тем жизни и быта народа. В них активная роль принадлежит ведущим. Часто такие вечера ведут журналисты. Например, на клубном вечере-репортаже “Хорошеет наш город” выступили несколько журналистов. Рассказ каждого из них касался одной из сторон жизни, быта и деятельности работников науки, искусства, промышленности, сферы обслуживания, создающих красоту города и предметы, окружающие человека в его доме. Вечер-репортаж “Парни из нашего села” велся от лица молодого человека. О своих встречах, о тех, кто живет и трудится рядом с ним, он рассказывает сидящим в зале. По ходу своего рассказа он также ведет диалог с несколькими молодыми людьми, сидящими в зале.

Вечера-портреты позволяют подробно рассказать о конкретном человеке, показать достоинства и раскрыть его характер всеми имеющимися средствами. Кроме того, на вечере-портрете можно рассказать о целом коллективе или знатной бригаде. Сценарий вечера-портрета – это яркий образец документальной драматургии. К каждому такому вечеру собирается большой фактический материал, на основе которого и составляется сценарий. В нем могут быть использованы коллективный рассказ и интервью, кинофрагмент, фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение документов, стихов, исполнены песни и инсценировки. Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии. В этом жанре пропаганда здравого образа жизни и примера лучших людей обретает особую конкретность, силу, убедительность.

Вечер-митинг имеет свои специфические отличия. Все выступления на таком вечере носят митинговый характер. Каждое выступление – это короткое, страстное обращение к зрителям, призыв к действию. На вечерах-митингах звучат трудовые рапорты и нередко принимаются резолюции. Эти вечера в известной степени примыкают к массовому уличному действию. В них часто используются такие элементы, как вынос знамени, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное исполнение песен.

Вечера-ритуалы, т. е. вечера, отмечающие то или иное важное событие в жизни человека или целого трудового коллектива. Наряду с элементами митинга вечер-ритуал содержит в себе элементы торжественного акта. Причем этому, жанру свойственны традиционно повторяющиеся, общеустановленные составные элементы и церемониальные действия. Вот как был проведен вечер-ритуал “Посвящение в хлеборобы” в сельском Доме культуры Ярославской области. За несколько дней до торжественного вечера во всех селах колхоза были вывешены красочные афиши с эмблемой золотого колоса, обрамленного зубчатым колесом. Они оповещали о предстоящем торжественном вечере “Посвящение в хлеборобы”. В хлеборобы посвящалось девять молодых людей, вернувшихся со службы в рядах Советской Армии, и три девушки, пришедших после учебы из училищ механизации сельского хозяйства. Молодым людям и их родителям заранее были направлены пригласительные билеты с эмблемой вечер Сцена была оформлена разноцветными лентами, в центре – эмблема вечера, по краям – два снопа пшеницы, перехваченные алыми лентами… ...Прозвучал “Марш энтузиастов”. На сцену поднялись ветераны труда, которые внесли знамя колхоза. Вслед за ними вышла молодежь. К ней обратилась ветеран колхозного труда, мать одного из юношей, посвящаемых в хлеборобы. Она передала знамя колхоза в руки сына. Приняв знамя, он заверил колхозников, что молодые отдадут свои силы, знания и энергию родному колхозу... Раздается бой Кремлевских курантов. Все встают. Один из посвящаемых в хлеборобы говорит: “Мы, недавние воины Советских Вооруженных Сил, возвратились в славные ряды хлеборобов нашего колхоза. Клянемся, что твердо пойдем по дороге отцов и матерей, старших братьев и сестер и с честью пронесем через всю жизнь высокое звание советского хлебороба. Клянемся!” Молодые люди клянутся. От лица старшего поколения юношей и девушек горячо поздравляют с посвящением в хлеборобы ветераны колхоза. Они надевают каждому из посвящаемых памятные ленты с надписью: “Посвящен в хлеборобы 9 февраля 1974 г. в колхозе “Новая Кештома”. Звучит музыка. На сцену поднялся председатель колхоза. Он преподнес молодежи на вышитом полотенце каравай хлеба. Секретарь комсомольского комитета вручил каждому молодому хлеборобу сувенир…

Тематические  киновечер как жанр театрализованного тематического вечера. В дни традиционных праздников полезно проводить различные тематические киновечера. Причем, они могут быть эпизодическими или составлять серию, цикл, посвященный какой-либо одной теме. Для этого составляют репертуарный план с учетом фильм фонда, имеющегося в конторе кинопроката. Хорошо разработанный план – залог успешного проведения подобных вечеров. В прокате может быть немало различных произведений. Демонстрация этих картин сделает образы их героев еще более близкими и родными людям. Желательно использовать на таком вечере и другие компоненты: художественное чтение, концерт художественной самодеятельности, выставку литературы, - которые помогут глубже раскрыть тему, послужат отличным дополнительным материалом для передачи интересных исторических сведений, фактов. Таковы основные жанры тематического вечера. Можно назвать еще ряд разновидностей этого вида театрализованного представления (вечер-концерт, вечер-хроника). Однако приведенные примеры наиболее типичны. Очевидно, тенденция к такому многообразию тематического вечера будет развиваться и дальше.

В этой части  своей работы я опиралась на материал, взятый из книги  Шароев И.Г. «Режиссер эстрады и массовых представлений». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Сценарий  является драматургической основой  любого театрализованного представления.  Это результат тесного творческого  сотрудничества сценариста и режиссера, или творчества режиссера-сценариста в одном лице. Поэтому сценарий не предназначен для чтения, он служит драматургической основой для сценического воплощения, будущего театрализованного действа. Сценарий соединяет в себе как художественную организацию сценарного материала. Так и организацию действий реальных участников праздничного действа.

     В процессе работы над сценарием автор  должен не только выстроить сценарный  материал по законам драматургии, но и запрограммировать в нем  приемы активизации участников будущего театрализованного представления  и их предполагаемую реакцию и  поведение, грамотно организовать зрительское восприятие разрабатываемого действа.

     Важное  место в создании сценария театрализованного представления принадлежит композиции.

     Композиция  сценария театрализованного представления состоит из тех же пяти частей-событий, что и композиция драматического произведения: исходное событие — экспозиция; основное событие — завязка; центральное событие — кульминация; финальное событие — развязка; и, наконец, главное событие — то, что хотел сказать сценарист.

    Композиция  позволяет автору целенаправленно организовать главное и второстепенное, добиться максимальной выразительности содержания и формы в образном единстве. Она не только ориентирует наше внимание  при восприятии произведения, но и играет активную роль в самом раскрытии идейного замысла.

     Под композицией понимают - значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение (в частности текст), как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соотношение частей литературного текста (дискурс персонажей), другой - непосредственно склад событий, действий персонажей (дискурс постановки).

   Каждый  режиссер дает свое определение композиции. Но в одном они едины. Композиция – это последовательное построение  всего действия: от экспозиции, через  развития действия, кульминацию к  развязке.

   Выстраивая  сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента, называемых в практике: вступлением (экспозиция), завязка, развитием действия, разрешительным моментом (кульминация) и финал.

Экспозиция знакомит нас с обстоятельствами, событием, персонажами и т.д. экспозиция вводит нас в правила сценической игры. Не ознакомившись с ними, зрители не смогут сочувствовать или ненавидеть, анализировать, размышлять. Это значит, не состоится соучастие зрителей и зала – столь важный художественно-педагогический процесс. Завязка дает толчок дальнейшему проведению персонажей. Она – начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные  и более или менее ощутимо развитые в экспозиции. Сценарий театрализованного представления состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен  обязательно, закончиться прежде, чем начинается другой эпизод. Эпизод в сценарии есть структурная единица, или драматургический модуль, театрализованного представления, который представляет собой отдельный и драматургически целостный фрагмент последнего. Эпизод является художественным воплощением одной из граней, одного из аспектов той или иной проблемы театрализованного представления. Развитие конфликта через сценическое действие внутри эпизода происходит по закону драматургической кривой. В сценариях театрализованного представления развитие действия всегда строится на эпизодах. Эпизодное построение сценарий театрализованных представлений заимствован у театральной драматургии. Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы. Начинает стремительно надвигаться развязка. Она играет важную роль идейно-художественной концепции пьесы. Развязка помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Развязка завершает мысль автора, ставит точку в действии. Развязка это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности театрализованного представления. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для проявления активности участников театрализованного представления.

     В связи с этим можно сделать вывод что, сценарий театрализованного представления должен  строиться строго по законам драматургии, при этом должны соблюдаться все единицы композиционной структуры.  Не зная основных единиц композиции, нельзя грамотно выстроить сценарий театрализованного представления.

     Таким образом, процесс создания сценария театрализованного представления, процесс сложный и требует многостороннего, комплексного подхода. 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография: 

   
  1. Большая советская  энциклопедия / т.12 – М, 1973
  2. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. Учеб. пособие/Челяб. гос. акад. культ. и ис-в. Челябинск, 2000
  3. Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. Композиция и постановка танца. Учеб. пособие/ Орел, 2002
  4. Волькенштейн В.М. Драматургия./ 5-е изд.доп.:Сов.писатель,1969
  5. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. Учеб. пособие для студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников»/ Орел: ОГИИК. Полиграфическая фирма «Картуш», 2005
  6. Генкин Д.М. Массовые праздники./ Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры/ М.: Просвещение, 1975
  7. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культработника/ Генкин Д.М., Конович А.А./ М.: Просвещение, 1984
  8. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР/ М.: Высш. шк., 1990
  9. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников (Сценарная технология). /Учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств./ Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004
  10. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-преподавательской деятельности клуба. /Учеб. пособие для институтов культуры/  Просвещение, 1988
  11. Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе. /Пособие для работников клубных учреждений, КСК, ПК и О / Мин.культ. СССР ВНМЦНТ и КПР, 1988
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / 1960
  13. Сахновский-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая речь./ Искусство, 1960
  14. Силин А.Д. Театр выходит на площадь/ Силин А.Д., 1991
  15. Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство. /Учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2008
  16. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория./ Учеб. пособие для студентов ин-та культуры/Просвещение, 1981
  17. Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений./ Сов. Россия, 1979
  18. Шароев И.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений./ Учеб. для студентов Высш. театр. учеб. заведений/Просвещение,1986
  19. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. Беляева А.А. и др./ Политиздат, 1989

Информация о работе Композиционное построение сценариев