Композиционное построение сценариев

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.

Задачи исследования:

• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений

• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии

• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений

• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях

• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений

Содержание

Введение……………………………………………………….2

I.Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
II.Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
1.Понятие композиции……………………………………...12
2.Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
3.Специфические особенности различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33
Заключительная часть………………………………………...48

Библиография………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

   Сценарий  театрализованного представления  и праздника представляет собой  единство художественной, психолого-педагогической  и режиссерской деятельности. Отсюда следует, что автор сценария, выступает не только сценаристом и режиссером, но еще социолога, педагога, психолога и художника.[7; 40]

   «Драма  как род литературы и драматургия  – это отнюдь не синонимы. Однако сценарии, не являющийся драмами – драматургия. Нельзя считать драматургию театрализованных представлений и праздников родом литературы, так как драма  составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родословной», - так утверждает О.Марков[10;98], но между драмой и драматургией есть много общих черт.

   В этой части работы я хочу найти  общие и особенные черты драматургии  театральной и драматургии сценария театрализованных представлений и  праздников.

   Театрализованное  представление, как любой другой вид искусства, определяется природой театра.

   «Любой  театральный спектакль, будь то драматическое  представление, балет или опера, есть художественное произведение, раскрывающее своё содержание и смысл через призму сценического действия, осуществляемые с помощью всех средств театральной выразительности – творчества режиссера, игры актеров, искусства художника-декоратора, осветителя, костюмера и др.», - так в словаре по эстетике характеризуется понятие «сценическое искусство» [19;447]. В этом словаре дается акцент на то, что современное сценическое искусство сохраняет глубину жизненной правды, содержательность, гуманизм, образную выразительность, накала эмоций.

   «Представление  – это театральное зрелище, спектакль»[12;344] С.И.Ожегов, отсюда следует, что театрализованным представлениям и праздникам присущи все черты, характерные для сценических искусств. Как и в театральной драматургии, идейно-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, достигнув в развитии своей вершины, разрешается. Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спектакля, создается усилиями творческого коллектива под руководством режиссера, который использует разнообразную палитру средств выразительности.

   Но  когда мы говорим о драматургии  театрализованных представлений и  праздников, мы должны помнить, несмотря на её родство с театральной драматургией, имеем дело с особой, специфической драматургией.

   В чем же состоит специфика, каковы отличительные особенности драматургии  массового праздника? Прежде всего, в документальности. Драматургия массового праздника, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это означает, что она лишена художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив.  Именно сочетание двух линий – документальной и художественной – придает сценарию масштабность, выразительность, глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках (Великая Отечественная Война) сегодня распространен и в театре, кино и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому празднику, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах и клубах.

   Выбрать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых праздников –  это значит, изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник в современном обществе.

   Знание  живых прототипов тех образов, что  воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие.

   Специфичность драматургии и режиссуры театрализованного  праздника, обусловлена их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников.

   Другая  результативная  возможность заключается  во внесении в массовое действо элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.

   Если  театрализованные группы и персонажи, действующие в празднике, связаны  единым сценарно-режиссерским замыслом и взаимодействуют не только со зрителем, но и между собой, то такой массовый праздник можно назвать огромной театрализованной игрой.

   Важной  специфической чертой режиссуры  и драматургии массового праздника  является их синтетический, комплексный  характер при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового действа выступает синтез.

   Таким образом, можно подвести черту, что  сценарий театрализованного представления, есть синтез документальности, художественного  замысла и элемента игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Композиционное построение сценариев театрализованных представлений.
    1. Понятие композиции.

   Важное место в создании сценария театрализованного представления принадлежит композиции. Сценарий театрализованного представления  характеризуется еще и таким понятием, как  архитектоника (композиция).

   Архитектоника сценария – это структурная основа театрализованного представления, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей и элементов. Иначе говоря, архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Конструктивные основы сценария тесно связаны с проблемами композиции в драме.

  Композиция  (от лат. «compositio» - «расстановка», «составление») присуща всем видам искусств. Составление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке составляют определенную форму. В Большой Советской Энциклопедии композиция рассматривается как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением, а также во многом определяющее его восприятие.

  Первыми трактатами по теории драмы была «Поэтика»  Аристотеля (IV в. до н.э.) и «Натьяшастра» («Чтение о драме»), (около IV в. до н.э.). В «Поэтике» Аристотель называет части драмы, которыми следует пользоваться как образующими (eide) и части составляющие (kata to poson), на которые драма разделяется по объему (пролог, эписодий, эксод, хоровая часть, а в ней парод и стасим).

  Говоря  о «структурности драмы», Аристотель отмечает шесть частей:

    • Сказание (фабулу);
    • Характеры («этос», «нравственная направленность деятельности персонажей»);
    • Речь («лексис»);
    • Мысль («дианоя», «способ мышления персонажей»);
    • Зрелище (сценическая интерпретация драмы);
    • Мелос (синтез слова и музыки в греческом театре).

    Первые  четыре части относятся непосредственно  к драматургии, две последние непосредственно к представлению. Самой важной из всех частей Аристотель считает склад событий (сказание), т.к. целью подражания является изображение какого-нибудь действия, а не качества. По его мнению, характеры придают людям именно качества. «Счастливым или несчастливыми… бывают только в результате действия… в драме не для того ведется действие, чтобы подражать характерам, а, наоборот, характера затрагиваются через посредство действия; таким образом, цель драмы составляют события». Обозначая склад событий как самую важную часть драмы, Аристотель рассматривает принципы организации событий в единое целое, как основы построения композиции.

    Каким же должен быть склад событий? Первое условие - действие должно иметь «известный объем», т.е. быть законченным, целым, имеющим начало, середину и конец. Склад событий, как и всякая вещь, состоящая из частей, не только должен «иметь эти части в порядке», но и объем должен быть не случайным. Это - закон единства и цельности и он выражает отношение части к целому. Следующим принципом Аристотель выделил положение, по которому композиция должна выражать действие сосредоточенное не вокруг одного лица, но действия. «Потому, что с одним лицом может происходить бесконечное множество событий, их которых иные никакого единства не имеют». Подражание театральное состоит в подражании единому и целому действию, которое вовлекает в свою зону всех персонажей. Поэтому и склад событий есть выражение этого общего действия. События же должны быть сложены так, «чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстраивалось целое, ибо то присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого». Здесь следует отметить, что это есть закон «исключения события», который необходимо применять в анализе пьесы при выделении событий и отделения их от фактов. Если исключаемое меняет сюжет всей пьесы - это событие, если нет - это факт, который затрагивает действие персонажа или нескольких персонажей, но не сюжета всей пьесы. Говоря о сюжете, мы должны понимать под ним «сказание», по определению Аристотеля, которое, несомненно, влияет на общую композицию пьесы. Сказания бывают простые и сложные (сплетенные). Сложные отличаются от простых - указывает Аристотель - наличием перелома (перемены судьбы), основанного на узнавании (более подробно об этих понятиях см. «Поэтику»). Выше названные части Аристотель называет образующими, т.к. эти принципы организуют и упорядочивают склад событий в некую определенную последовательность. Вторая категория частей драмы называется Аристотелем - составляющими, т.е. те, на которые драма делится по объему: пролог, эписодий, эксод, хоровая часть. 
Пролог - вступительный монолог, иногда целая сцена, содержащая изложение завязки сюжета или исходной ситуации. 
Эписодий - непосредственное развитие действия, диалогические сцены.  
Эксод - финальная песня, сопровождающая торжественный уход хора. 
Хоровая часть - в нее входит стасим (песнь хора без актеров), число и объем стасимов неодинаков, но после третьего действие движется к развязке, коммос - совместная вокальная партия солиста и хора. 
Таковы части драмы, которые составляют ее композицию. В каждой из этих частей находятся различное количество событий, но между ними есть определенная разница.

  Термин  композиция пришел в теорию драмы из теории живописи в XIX веке. То, что сейчас подразумевается под понятием композиция, у Дидро обозначалось понятием «план». И Дидро констатировал, что пьес с хорошим диалогом гораздо больше, нежели пьес хорошо построенных. «Талант к расположению сцен» он полагал самым редким свойством драматурга. Даже Мольер с этой точки зрения, по его мнению, далек от совершенства. Далее необходимо рассмотреть понятие композиции, как этот термин понимают современные режиссеры.

   В учебном пособии «Композиция  и постановка танца» Л.В.Буховстова, С.А.Щекотихина дается определение в постановке танца, как «сочинение, составление, применение. Оно осуществляется при помощи различных систем, категорий, понятий, находящихся во взаимодействии» [3;21]. Говоря о композиции, следует иметь в виду, что она дает возможность правильно и грамотно выстроить сценарий, то есть сценарий не только для массового действа, но и сценарий танца.

   «Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» - такое определение композиции в своей работе «Основы сценарного мастерства» дает С.И.Гавдис [4;53]. Композиция позволяет автору целенаправленно организовать главное и второстепенное, добиться максимальной выразительности содержания и формы в образном единстве. Она не только ориентирует наше внимание  при восприятии произведения, но и играет активную роль в самом раскрытии идейного замысла.

    Под композицией понимают - значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение (в частности текст), как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соотношение частей литературного текста (дискурс персонажей), другой - непосредственно склад событий, действий персонажей (дискурс постановки). В теоретическом плане подобное разделение имеет смысл, но в практике сценической деятельности вряд ли возможно его осуществить. 
Здесь мы также обнаруживаем те же два подхода к проблеме композиции. На это же указывал Сахновский-Панкеев, говоря о том, что одновременно возможно «изучение композиции пьесы по формальным признакам различия частей (подразделений) и анализ построения, исходящий из особенностей драматического действия»[13; 59]. Нам же представляется, что эти два подхода на самом деле являются этапами в анализе драматической композиции.

Информация о работе Композиционное построение сценариев