Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, курсовая работа
Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.
Задачи исследования:
• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений
• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии
• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений
• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях
• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений
Введение……………………………………………………….2
I.Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
II.Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
1.Понятие композиции……………………………………...12
2.Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
3.Специфические особенности различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33
Заключительная часть………………………………………...48
Библиография………………………………………………….51
Сценарий
театрализованного
«Драма как род литературы и драматургия – это отнюдь не синонимы. Однако сценарии, не являющийся драмами – драматургия. Нельзя считать драматургию театрализованных представлений и праздников родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родословной», - так утверждает О.Марков[10;98], но между драмой и драматургией есть много общих черт.
В
этой части работы я хочу найти
общие и особенные черты
Театрализованное представление, как любой другой вид искусства, определяется природой театра.
«Любой театральный спектакль, будь то драматическое представление, балет или опера, есть художественное произведение, раскрывающее своё содержание и смысл через призму сценического действия, осуществляемые с помощью всех средств театральной выразительности – творчества режиссера, игры актеров, искусства художника-декоратора, осветителя, костюмера и др.», - так в словаре по эстетике характеризуется понятие «сценическое искусство» [19;447]. В этом словаре дается акцент на то, что современное сценическое искусство сохраняет глубину жизненной правды, содержательность, гуманизм, образную выразительность, накала эмоций.
«Представление – это театральное зрелище, спектакль»[12;344] С.И.Ожегов, отсюда следует, что театрализованным представлениям и праздникам присущи все черты, характерные для сценических искусств. Как и в театральной драматургии, идейно-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, достигнув в развитии своей вершины, разрешается. Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спектакля, создается усилиями творческого коллектива под руководством режиссера, который использует разнообразную палитру средств выразительности.
Но когда мы говорим о драматургии театрализованных представлений и праздников, мы должны помнить, несмотря на её родство с театральной драматургией, имеем дело с особой, специфической драматургией.
В
чем же состоит специфика, каковы
отличительные особенности
Выбрать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых праздников – это значит, изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник в современном обществе.
Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие.
Специфичность
драматургии и режиссуры
Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое действо элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.
Если театрализованные группы и персонажи, действующие в празднике, связаны единым сценарно-режиссерским замыслом и взаимодействуют не только со зрителем, но и между собой, то такой массовый праздник можно назвать огромной театрализованной игрой.
Важной
специфической чертой режиссуры
и драматургии массового
Таким
образом, можно подвести черту, что
сценарий театрализованного
Важное место в создании сценария театрализованного представления принадлежит композиции. Сценарий театрализованного представления характеризуется еще и таким понятием, как архитектоника (композиция).
Архитектоника сценария – это структурная основа театрализованного представления, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей и элементов. Иначе говоря, архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Конструктивные основы сценария тесно связаны с проблемами композиции в драме.
Композиция (от лат. «compositio» - «расстановка», «составление») присуща всем видам искусств. Составление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке составляют определенную форму. В Большой Советской Энциклопедии композиция рассматривается как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением, а также во многом определяющее его восприятие.
Первыми трактатами по теории драмы была «Поэтика» Аристотеля (IV в. до н.э.) и «Натьяшастра» («Чтение о драме»), (около IV в. до н.э.). В «Поэтике» Аристотель называет части драмы, которыми следует пользоваться как образующими (eide) и части составляющие (kata to poson), на которые драма разделяется по объему (пролог, эписодий, эксод, хоровая часть, а в ней парод и стасим).
Говоря о «структурности драмы», Аристотель отмечает шесть частей:
Первые
четыре части относятся
Каким
же должен быть склад событий? Первое
условие - действие должно иметь «известный
объем», т.е. быть законченным, целым, имеющим
начало, середину и конец. Склад событий,
как и всякая вещь, состоящая из частей,
не только должен «иметь эти части в порядке»,
но и объем должен быть не случайным. Это
- закон единства и цельности и он выражает
отношение части к целому. Следующим принципом
Аристотель выделил положение, по которому
композиция должна выражать действие
сосредоточенное не вокруг одного лица,
но действия. «Потому, что с одним лицом
может происходить бесконечное множество
событий, их которых иные никакого единства
не имеют». Подражание театральное состоит
в подражании единому и целому действию,
которое вовлекает в свою зону всех персонажей.
Поэтому и склад событий есть выражение
этого общего действия. События же должны
быть сложены так, «чтобы с перестановкой
или изъятием одной из частей менялось
бы и расстраивалось целое, ибо то присутствие
или отсутствие чего незаметно, не есть
часть целого». Здесь следует отметить,
что это есть закон «исключения события»,
который необходимо применять в анализе
пьесы при выделении событий и отделения
их от фактов. Если исключаемое меняет
сюжет всей пьесы - это событие, если нет
- это факт, который затрагивает действие
персонажа или нескольких персонажей,
но не сюжета всей пьесы. Говоря о сюжете,
мы должны понимать под ним «сказание»,
по определению Аристотеля, которое, несомненно,
влияет на общую композицию пьесы. Сказания
бывают простые и сложные (сплетенные).
Сложные отличаются от простых - указывает
Аристотель - наличием перелома (перемены
судьбы), основанного на узнавании (более
подробно об этих понятиях см. «Поэтику»).
Выше названные части Аристотель называет
образующими, т.к. эти принципы организуют
и упорядочивают склад событий в некую
определенную последовательность. Вторая
категория частей драмы называется Аристотелем
- составляющими, т.е. те, на которые драма
делится по объему: пролог, эписодий, эксод,
хоровая часть.
Пролог - вступительный монолог, иногда
целая сцена, содержащая изложение завязки
сюжета или исходной ситуации.
Эписодий - непосредственное развитие
действия, диалогические сцены.
Эксод - финальная песня, сопровождающая
торжественный уход хора.
Хоровая часть - в нее входит стасим
(песнь хора без актеров), число и объем
стасимов неодинаков, но после третьего
действие движется к развязке, коммос
- совместная вокальная партия солиста
и хора.
Таковы части драмы, которые составляют
ее композицию. В каждой из этих частей
находятся различное количество событий,
но между ними есть определенная разница.
Термин композиция пришел в теорию драмы из теории живописи в XIX веке. То, что сейчас подразумевается под понятием композиция, у Дидро обозначалось понятием «план». И Дидро констатировал, что пьес с хорошим диалогом гораздо больше, нежели пьес хорошо построенных. «Талант к расположению сцен» он полагал самым редким свойством драматурга. Даже Мольер с этой точки зрения, по его мнению, далек от совершенства. Далее необходимо рассмотреть понятие композиции, как этот термин понимают современные режиссеры.
В учебном пособии «Композиция и постановка танца» Л.В.Буховстова, С.А.Щекотихина дается определение в постановке танца, как «сочинение, составление, применение. Оно осуществляется при помощи различных систем, категорий, понятий, находящихся во взаимодействии» [3;21]. Говоря о композиции, следует иметь в виду, что она дает возможность правильно и грамотно выстроить сценарий, то есть сценарий не только для массового действа, но и сценарий танца.
«Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» - такое определение композиции в своей работе «Основы сценарного мастерства» дает С.И.Гавдис [4;53]. Композиция позволяет автору целенаправленно организовать главное и второстепенное, добиться максимальной выразительности содержания и формы в образном единстве. Она не только ориентирует наше внимание при восприятии произведения, но и играет активную роль в самом раскрытии идейного замысла.
Под
композицией понимают - значимое соотношение
частей художественного произведения.
Драматургическая композиция может быть
определена как способ, с помощью которого
упорядочивается драматическое произведение
(в частности текст), как организация действия
в пространстве и во времени. Определений
может быть много, но в них мы встречаем
два различных по своей сути подхода. Один
рассматривает соотношение частей литературного
текста (дискурс персонажей), другой - непосредственно
склад событий, действий персонажей (дискурс
постановки). В теоретическом плане подобное
разделение имеет смысл, но в практике
сценической деятельности вряд ли возможно
его осуществить.
Здесь мы также обнаруживаем те же два
подхода к проблеме композиции. На это
же указывал Сахновский-Панкеев, говоря
о том, что одновременно возможно «изучение
композиции пьесы по формальным признакам
различия частей (подразделений) и анализ
построения, исходящий из особенностей
драматического действия»[13; 59]. Нам же
представляется, что эти два подхода на
самом деле являются этапами в анализе
драматической композиции.