Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, курсовая работа
Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.
Задачи исследования:
• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений
• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии
• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений
• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях
• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений
Введение……………………………………………………….2
I.Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
II.Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
1.Понятие композиции……………………………………...12
2.Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
3.Специфические особенности различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33
Заключительная часть………………………………………...48
Библиография………………………………………………….51
План:
Введение……………………………………………………….
Заключительная часть………………………………………...48
Библиография……………………………………
Введение.
В
настоящее время
Безусловно, и то, что театрализованное представление является одной из составляющей духовной и художественной культуры общества. По определению князя С.Волконского, «культура есть некое одинаковое, проникающее в разнообразное и дающее разнообразное. Однообразное, проникнувшее в разнообразное и дающее однообразное есть отсутствие культуры. В этом случае личность только облачается в культуру, как в одежду. А одежда одного покроя, одной мерки». Необходимо иметь в виду, что здесь «однообразие» - это некий внешний раздражитель, имеющий место в окружающем нас мире, «разнообразное» - множество индивидуальностей с разными вкусами, характерами и способностями. Результат как однообразный, так и разнообразный есть оценка, отображение данного раздражителя этим множеством.
Вернемся к театрализованному представлению. В основе любого театрализованного представления всегда лежит сценарий, а в основу сценария всегда ложиться конфликт. Не будет конфликта, не будет интересно, не будет эмоционально-образного восприятия человеком события. Конфликтность в сценарии театрализованного представления является тем всеобщим родовым признаком и качеством, которое позволяет говорить именно о драматургии театрализованного представления как таковой.
Творческий процесс работы над сценарием театрализованного действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изучив «технологию» создания сценария, мы не можем себя считать сценаристами, так как нельзя научить писать сценарий, если нет дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и развиваться природные способности человека, только труд и практика может выработать и накопить действенную силу вдохновения, раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы». Только на основе накопленного материала и в процессе непрерывной работы возникает тот чудесный, необходимый творческий процесс, в результате которого сценарий как бы оживает, обретает плоть и кровь и возникает новое, законченное произведение. В книге «Театр одного актера» В.Яхонтов говорил: «Я создал как бы новое произведение на свой голос, в полном соответствии с моим замыслом, я нашел драматургию своего жанра». В.Яхонтов прав, создавая сценарий, мы создаем новое произведение, вкладывая в него частицу своей души, а значит драматургию своего жанра.
Вместе
с тем, сегодня мы можем, к сожалению,
наблюдать, что «пишут» сценарии
практически все кто мало-
По такому сценарию нередко и проводят большинство мероприятий, но это неинтересно людям.
Поэтому необходимо нам будущим режиссерам театрализованных представлений и праздников научится правильно создавать сценарии, чтоб уважали и чтили очень сложный процесс, процесс создания сценария.
При написании своей курсовой работы я придерживалась следующих компонентов исследования:
Актуальность исследования: Сценарий театрализованного представления не мыслим без наличия грамотно выстроенной композиции, в основе которой обязательно должны лежать законы драматургии.
Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.
Задачи исследования:
• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений
• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии
• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений
• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях
• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений
Объект исследования: Архитектоника и композиция сценария театрализованного представления
Предмет исследования: Композиционное построение сценария театрализованных представлений
При
написании данной курсовой работы использовались
многочисленные литературные источники.
Основная информация взята из работ авторов
как С.К.Борисов «Основы драматургии театрализованного
действа»; Д.М.Генкин «Массовые праздники»;
С.И.Гавдис «Основы сценарного мастерства»;
А.И.Чечётин «Основы драматургии театрализованных
представлений»; О.И.Марков «Сценарная
технология»; Л.В.Буховстова, С.А.Щекотихина
«Композиция и постановка танца»; Г.М.Фрумкин
«Сценарное мастерство».
I. Cценарий - драматургическая форма театрализованных представлений.
С развитием общества развивается и его праздничная культура, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно возросла потребность в добротной сценарной драматургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человеческих затрат процесс создания сценариев требует профессиональных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных представлений? В чем сущность и специфика сценария театрализованного представления? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного мастерства, так как они невольно возникают у нас, у начинающих сценаристов уже на первом этапе нашего творческого процесса.
К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праздничных действ Д.М.Генкина, А.И.Чечётина, А.А.Коновича, А.Д.Силина, О.И.Маркова и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и праздников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создает трудности для создания полной картины знаний о данном предмете.
В
настоящем параграфе я
Итак, сценарий является первоначальным моментом в творческом процессе работы по созданию театрализованных представлений и праздников. Это драматургическая форма любого театрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников. Поэтому, прежде чем приступить к постановочной работе над очередной праздничной программой, необходимо разработать сценарий будущего праздничного действа. По определению известного теоретика и практика массовых праздников Д.М.Генкина, «сценарий – это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, приводит примерное направление всех публицистических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия» [6; 102]. Это говорит о многоплановости и сложности сценария. Д.М.Генкиным предложена структура сценария, которая даёт возможность в процессе творческой работы над праздничным действом ничего не упустить, продумать и решить все необходимые моменты по воплощению сценарно-режиссерского замысла. В книге «Театр выходит на площадь» А.Д.Силин пишет: «Когда мы говорим о сценарии массового представления, то менее всего имеем в виду сценарий в кинематографическом или телевизионном значении этого слова, то есть некое литературное произведение, в котором по сравнению с традиционной пьесой лишь слегка расширенно описание зрительного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь общепринятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развернутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический режиссерский сценарий» [14;14].
Из
выше изложенного можно сделать
вывод: сценарий – это результат
тесного творческого
Кратко и ёмко сформулировал
понятия сценария С.М.
Сценарий соединяет в себе как художественную организацию сценарного материала. Так и организацию действий реальных участников праздничного действа. Об этом говорили ещё Д.М.Генкин и А.А.Конович, они утверждали, что сценарий театрализованного действа имеют два главных аспекта:
Работая над сценарием автор должен выстроить сценарный материал по законам драматургии, запрограммировать в нем приемы активизации участников будущего представления, их реакцию и поведение, также грамотно организовать зрительское восприятие разрабатываемого театрализованного представления. Режиссер-сценарист разрабатывая сценарий, выстраивает смену чувств и эмоций, настроений и действий аудитории по ходу развития праздничного действа, последовательно. Учитывая все эти составляющие сценарист не должен забывать о драматургии, о воздействии на аудиторию постепенно: от менее слабого к более сильному эмоциональному воздействию.
Режиссер или режиссер-сценарист должен быть хорошим психологом, уметь «играть на человеческой душе», и работая над сценарием обязан, выявить силу воздействия каждой единички сценической информации на конкретную аудиторию. Сценарист обязан прочувствовать уровень эмоционального воздействия отобранного им средства выразительности, суметь поставить его в контекст с другим сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей аудитории необходимую реакцию. Только при учете вышеперечисленных обстоятельств, можно вызвать эмоциональный отклик предполагаемой аудитории, на достижение поставленной цели педагогического воздействия.