Композиционное построение сценариев

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.

Задачи исследования:

• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений

• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии

• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений

• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях

• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений

Содержание

Введение……………………………………………………….2

I.Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
II.Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
1.Понятие композиции……………………………………...12
2.Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
3.Специфические особенности различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33
Заключительная часть………………………………………...48

Библиография………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

  В ходе развития действия становятся явными все связи и противоречия между  людьми, заложенными автором в  произведении, раскрываются человеческие характеры, происходит формирование личности каждого персонажа. Если завязка  подводит к пониманию поставленной проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее решения.

  Каждый  из «циклов действия», которые могут  быть выделены  с  разной мерой  отчетливости в произведениях любого драматурга или сценариста, должен знаменовать собой более высокий этап развертывания конфликта по сравнению с предыдущим этапом, обострять противоречия вплоть до последнего этапа – развязки. То есть действие в сценарии развивается по восходящей, напряжение по мере  развития действия усиливается.

    Развитие действия в сценариях должно подчиняться следующим основным требованиям, имеющим как искусствоведческое, так и психолого-педагогическое значение:

    1. Строгая логичность построение темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.
    2. Нарастание действия. Заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.
    3. Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.
    4. Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрализованного представления, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотреблять той или иной краской, однообразия, монотонности. [6;109]

   Следовательно, конструктивно единое действие в  сценарии строится из совокупности «циклов  действий», обладающий всеми признаками драматической композиции: в каждом из эпизодов есть своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

     Завершенная внутри себя композиционная структура театрализованного представления, в сущности, делится на ряд циклов действия. Драма, как известно, состоит из нескольких таких циклов, название которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии театрализованного представления, чаще всего одночастного, эти тематически однородные циклы принято называть эпизодами. Каждый эпизод в сценарии театрализованного представления распадается на еще более мелкие, относительно завершенные структуры.

     Развитие  действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия. Число актов в принципе не ограничено, но, как правило, колеблется от 3 до 5. Гегель считал, что число актов должно быть три:  
1-й - обнаружение коллизии;  
2-й - раскрытие этой коллизии, «как живое столкновение интересов, как разделение, борьба и конфликт» . 
3-й - разрешение в предельно обострении своего противоречия; 
Но практически вся Европейская драматургия придерживается 5-актного построения: 
1-й - экспозиция; 
2,3,4-й - развитие действия; 
5-й - финал; 
Необходимо отметить, что в развитии действия находить и кульминация - еще один структурные элемент композиции. Он носит независимый характер и функционально отличается, от развития действия. Именно поэтому мы его определяем как самостоятельный (по функции) элемент.

     Сценарий  театрализованного представления  состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и  должен обязательно, закончиться прежде, чем начинается другой эпизод.

     Эпизод  в сценарии есть структурная единица, или драматургический модуль, театрализованного представления, который представляет собой отдельный и драматургически целостный фрагмент последнего. Эпизод является художественным воплощением одной из граней, одного из аспектов той или иной проблемы театрализованного представления. Развитие конфликта через сценическое действие внутри эпизода происходит по закону драматургической кривой.

     Эпизодное построение сценарий театрализованных представлений заимствован у театральной драматургии. Принцип эпизодического построения восходит еще к шекспировскому театру. Конструктивные элементы всякого произведения драматургии состоят из многих звеньев, в каждом из которых решаются отдельные драматургические задачи.

     В том, что сценарий театрализованных представлений заимствует у театра именно эпизодный, и не иной принцип построения, отнюдь не формальный прием. Он обусловлен содержанием художественно-педагогического воздействия. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно уже говорить, что движения драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому.

     Блок  эпизодов – это совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием. В любом сценарии театрализованного представления выделяются эпизоды, тематически тяготеющие друг к другу и образующие по этому признаку относительно самостоятельные группы.

     Поскольку каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта, поскольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть грани авторской концепции с нескольких сторон. Как правило авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть ровно числу аспектов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.

     Реализация  сценического задания для каждого  блока эпизодов вступает в качестве своеобразной сверхзадачи. Сценические  задания на уровне блоков эпизодов определяет:

    1. количество блоков;
    2. тему каждого блока (аспект проблемы);
    3. сверхзадачу каждого блока.

     Эпизоды группируются в блок единым сценическим заданием. Путь реализации этого сценического задания лежит через разработку сценических заданий на уровне эпизодов. Количество и содержание сценических заданий  на этом уровне определяют:

    1. количество эпизодов в блоке;
    2. тему каждого эпизода;
    3. сверхзадачу каждого эпизода.

     Сценарий  театрализованных представлений делится  на следующие уровни: 

    1. сценарий состоит из блоков;
    2. блоки состоят из эпизодов;
    3. эпизоды состоят из единиц сценической информации.[10;158-160]

     Последовательно развиваясь, действие нас подводит к кульминации.

     Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы. Начинает стремительно надвигаться развязка, Именно этот момент принято называть - кульминацией. В основе кульминации лежит центральное событие, которое является коренным переломом в действии пьесы, в пользу той или иной, занятой в конфликте стороны. По своему строению кульминация, как элемент композиции, может быть сложной, т. е. состоять из нескольких сцен.

      Кульминация (от лат. «culmen» – «вершина») – это событие, в котором действие достигает высшего своего напряжения, где полностью проясняется суть характеров и начинается движение действия к развязке. Это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоречий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев и участников праздничного действа.

      Действие  обязательно должно подводиться  к кульминации. В момент кульминации  наиболее концентрированное выражение  находит идея театрализованного  сценарного произведения. Например, сценарий торжественного митинга  посвященного Дню Великой Победы, которое широко распространенно сегодня. Кульминационным моментом этого митинга является приобщение молодого поколения к уважению тех, кто нас защищал, чтобы помнили о них и не забывали о тех страшных событиях 40-х годов. Оно включает в себя обязательно возложение цветов, тем самым, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с войны.

      Аристотель  придавал огромное значение кульминационному моменту, называя его «пределом, с которого наступает переход  к счастью < от несчастья или от счастья к несчастью>» «Об искусстве поэзии» [5;97].

      Несмотря  на кажущуюся архаичность, это определение  наиболее глубоко и точно выражает сущность кульминации. Только понимая  внутреннюю обусловленность идейной  и композиционной структуры произведения, можно безошибочно отыскать кульминационный момент, перелом в развитии действия.

      Архитектоника кульминации может быть весьма сложной, кульминация может состоять из нескольких сцен. Попытки теоретически установить ее место в каждом отдельном случае определяются стилевым и жанровым обликом произведения, но прежде всего – смысловой задачей. Неизменно лишь одно – эстетическая сущность кульминации, знаменующей собой перелом в ходе борьбы.

      В развитии действия каждого произведения есть рубеж, знаменующий собой решительный  переворот, после которого изменяется характер борьбы и неудержимо надвигается развязка, финал.

      Развязка  – событие, знаменующее собой исчезновение, разрешения конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне. Она играет важную роль идейно-художественной концепции пьесы. Развязка помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Развязка завершает мысль автора, ставит точку в действии.

     Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие пьесы и герои приходят к тому или иному результату, как говориться в теории санскритской драмы - «обретению плода», но не всегда он сладок. В европейской трагедии это момент гибели героя.

      Финал (эпилог)- итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею.

      Развязка  это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности театрализованного представления. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для проявления активности участников театрализованного представления.

         Эпилог - (epilogos) - часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки. Не только содержание, стиль, форма, но и само назначение его менялось в истории драмы. В античности эпилог - обращение хора к зрителю, которое комментировало происшедшие события и объясняло авторский замысел. В эпоху Возрождения эпилог выступает как обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий, резюмирующей идею пьесы. В драматургии Классицизма - просьба благожелательно отнестись к актерам и автору. В реалистической драматургии XIX века эпилог приобретает черты дополнительной сцены, раскрывающей закономерности, определяющие судьбы героев. Очень часто, поэтому эпилог изображал жизнь героев, спустя много лет. В ХХ веке существует полифония в понимании и использовании эпилога. Он часто бывает в начале пьесы, а в ходе пьесы объясняется, как герои пришли к подобному финалу. Чехов постоянно был занят вопросом об «оригинальном» финале пьесы. Он писал: «есть у меня интересный сюжет для комедии, но не придумал еще конца. Кто изобретет новые концы для пьес, тот изобретет новую эру! Не даются подлые концы! Герой или женись или застрелись, другого выхода нет» . [9;115]

   Волькенштейн  наоборот считал, что «эпилог - является обычно статистическими сценическими положениями: признак неумелости автора дать в последнем акте исчерпывающее разрешение «драматической борьбы» . Весьма спорное определение, но все же не лишенное своего смысла. Действительно, некоторые драматурги чересчур злоупотребляют эпилогом для выражения не столько своих идей, но завершения действия. Насколько важна проблема финала пьесы и вытекающего из всего содержания пьесы эпилога подчеркивает следующее мнение. «Проблема последнего акта - это прежде всего проблема идеологическая и лишь затем технологическая. Именно в последнем акте, как правило, дается разрешение драматического конфликта, следовательно, именно здесь наиболее активно и определенно заявляет себя идейная позиция драматического писателя» . Под эпилогом можно понимать и некий взгляд в будущее, отвечающий на вопрос: что будет с персонажами пьесы в дальнейшем?

Информация о работе Композиционное построение сценариев