Композиционное построение сценариев

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение и анализ композиции сценария театрализованного представления.

Задачи исследования:

• Выявление и изучение сценария - драматургической формы театрализованных представлений

• Определение общего и особенного в композициях театральной и театрализованной сценарной драматургии

• Анализ основных единиц композиции сценариев театрализованных представлений

• Анализ архитектоники в сценариях театрализованных представлениях

• Выявление основных специфических особенностей в различных жанрах театрализованных представлений

Содержание

Введение……………………………………………………….2

I.Сценарий - драматургическая форма театрализованных представлений………………………………………………....5
II.Композиционное построение сценария театрализованного представления……………..…………………………………..12
1.Понятие композиции……………………………………...12
2.Основные единицы композиции сценариев театрализованных представлений……………………………………………...20
3.Специфические особенности различных жанров театрализованных представлений и их построение…………………………..33
Заключительная часть………………………………………...48

Библиография………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    Основными элементами в построении композиции является повтор, который создает  определенные ритмические ряды и  нарушение этого повтора - контраст. Эти принципы всегда имеют смысловое значение, а в некоторых случаях - семантическое. Любая композиция, основываясь на какой-то модели (в роли которой выступает замысел) первоначально оформляется как некий «план», призванный максимально выразить замысел автора и основную идею произведения. Композиция на данном этапе подчинена задаче раскрытия, развития и разрешения основного конфликта. Поэтому если рассматривать конфликт как столкновение характеров то, «композиция - это реализация конфликтов в драматическом действии, которое в свою очередь реализуется в языке».

    Таким образом, мы снимаем противоречия в  проблеме понимания драматургической композиции. В вопросах «Поэтики» композиция - это закон построения уровней смысла в художественном произведении. Композиция позволяет восприятию идти от части к целому и наоборот, от одного уровня смысла к другому, от первичных значений и смыслов к некоему обобщению, обобщенному содержанию.

    Режиссер  в своей работе добавляет дополнительные структурные принципы, обусловленные  технологией воплощения пьесы на сцене: живописная композиция, архитектурная, организация зал - сцена, открытость или закрытость постановки и мн. др. К ним можно добавить и композицию парадоксальную, смысл которой состоит в том, чтобы перевернуть перспективу драматической структуры.

   Г.М.Фрумкин  говорит о композиции, что «композиция  – взаиморасположение и взаимодействие основных частей произведения литературы, в нашем случае – литературного  сценария. У слова «композиция» есть синонимы – архитектоника, конструкция, построение и др. Композиция сценария – это дом, в котором живет сценарист с момента, как он напишет первую фразу, и до того, как поставит последнюю точку» [15;65, 66].

   Автор учебника «Основы драматургии театрализованных представлений» А.И.Чечётин дает следующее  определение композиции. «Композиция театрализованного представления в общих чертах напоминает композицию драмы. Драма, как известно, состоит из нескольких таких циклов, название которых исторически менялось: акт, действие, часть. Композиционное расширение или сжатие событий, заострение средств выразительности, темп и скорость развития действия определяются как кульминацией каждого цикла в отдельности, так и кульминацией всего представления». [16;116].

     В композиции драмы причинно-следственные связи и мотивировки играют чрезвычайно большую роль. Специфика композиционной структуры сценария театрализованного представления заключается в том, что здесь вместо причинно-следственной связи единство действия создается за счет других средств, по-особому. Это не значит, конечно, что причинно-следственная связь вовсе исключается из структуры сценария театрализованного представления. Как в отдельном цикле действия (будь то эпизод, номер или документальный факт), так и во всем сценарии могут существовать и, как правило, имеют место несколько линий причинности; но они должны развиваться обязательно к единой, общей цели, ибо общий замысел — это в конечном счете главное в сценарии театрализованного представления (как и в любом роде искусства).

     Да  и по отношению к драме мнение, будто она являет собой непременную цепь причин и следствий, по мысли Лоусона, опасно, потому, что такое представление мешает накапливанию различных сил, ведущих к кульминации. В применении к сценарию театрализованного представления эта мысль теоретика еще более справедлива, потому что при очевидном отсутствии непрерывной цепи причин и следствий в сценарии все его части — это подчиненные элементы единого и непрерывного действия. Каждая часть (эпизод, номер), живя своей самостоятельной жизнью, имея свой смысл и внутреннее развитие драматического напряжения, так или иначе связана с целым, с главной мыслью всего сценария.

     Мы  совершенно сознательно пользуемся здесь термином непрерывность действия, который возник в кинематографии. В театральном лексиконе нет термина, точно соответствующего понятию непрерывность действия. Это можно объяснить либо стремлением рассматривать сцены и акты пьесы как самостоятельно существующие величины, либо отсутствием со стороны теоретиков должного внимания к связям и органическому развитию отдельных элементов и циклов драмы.

    Понятие непрерывность в применении к  сценарию театрализованного представления охватывает целый ряд проблем, и в том числе проблему отбора материала, проблему переходов и связок, поддержания внимания, драматического напряжения и т. д.

   Д.М.Генкин в своей работе «Массовые праздники» говорит о композиции следующее: «композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень  важно для режиссера массового праздника. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, то есть вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его»[6;108].

   Очень лаконичное определение композиции дает С.К.Борисов «Основы драматургии театрализованного действа»[1;96]. «Драматургическая кривая представляет собой графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения».

   Каждый  режиссер дает свое определение композиции. Но в одном они едины. Композиция – это последовательное построение  всего действия: от экспозиции, через  развития действия, кульминацию к  развязке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные  единицы композиции сценариев театрализованных представлений.

   Рассмотрим  основные единицы композиции сценариев  театрализованных представлений.

   Драматургическая  кривая характеризуется следующими элементами: экспозиция (начальная ситуация), завязка, развитие конфликта (основное действие, развитие действия), кульминация, развязка (событие), финал (эпилог).

   Выстраивая  сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента, называемых в практике: вступлением (экспозиция), развитием действия, разрешительным моментом (кульминация) и финал.

   Расшифруем  эти понятия.

Первый  момент развития действия называется экспозицией или выставкой действия. Экспозиция знакомит нас с обстоятельствами, событием, персонажами и т.д. экспозиция вводит нас в правила сценической игры. Не ознакомившись с ними, зрители не смогут сочувствовать или ненавидеть, анализировать, размышлять. Это значит, не состоится соучастие зрителей и зала – столь важный художественно-педагогический процесс.

   Экспозиция (от лат. «expositio» - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения. Даже само название пьесы служит в известной степени экспозицией. Кроме этого в задачу экспозиции, кроме изложения всей предыстории пьесы входит экспонирование действия. В зависимости от замысла экспозиция может быть: прямой (специальный монолог); косвенной (раскрытие обстоятельств по ходу действия); 
Так же в роли экспозиции может лежать быть показ событий произошедших задолго до основного действия пьесы (см. «Без вины виноватые» А.Н. Островского). Назначение этой части композиции - сообщение информации необходимой для понимания предстоящего действия, сообщение о стране, времени, месте действия, описание некоторых событий предшествовавших началу пьесы и оказавших на нее влияние. Рассказ об основной расстановке сил, об их группировке к конфликту, о системе взаимоотношений и взаимосвязи персонажей в данной ситуации, о контексте в котором необходимо все воспринимать. Наиболее распространенный вид экспозиции - показ последнего отрезка жизни, течение, которого прерывается возникновением конфликта.

   В экспозиции лежит событие, которое происходит в начале пьесы. С него начинается исходная ситуация, дающая толчок для движения всей пьесы. Это событие принято называть исходным. Оно способствует не только выявлению фабульной первоосновы, но действенно готовит завязку. Завязка и экспозиция - неразрывно связанные элементы единого, начального этапа пьесы, которое образует исток драматического действия. Не стоит думать, что исходное событие и составляет экспозицию - это неверно. Кроме него туда же могут входить еще несколько событий и различные факты. Отметим, что наше рассмотрение затрагивает экспозицию драматургическую, но существует еще и экспозиция театральная. В ее задачу входит ввод зрителя в мир предстоящего представления. В этом случае само расположение зрительного зала, освещение, сценография и мн. др. относящиеся к театру, но не к пьесе, будет своего рода экспозицией.

   Экспозиция – знакомство зрителя с персонажами, временем и местом действия.  Действие в экспозиции может развиваться постепенно, неторопливо, а может динамично, активно. Экспозиция вводит в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его.

  Поскольку действие представляет собой отражение  лишь некоторой, искусственно ограниченной  части реального жизненного действия, то одной из первоочередных задач драматурга является задача, верно, определить исходную ситуацию – как первооснову коллизии, из которой должен развернуться конфликт.

  Воспроизведя  исходную ситуацию, режиссер-сценарист  тем самым экспонирует (буквально  – выставляет на показ, показывает) начало действия. Способы экспонирования многообразны. Они могут быть разделены на два основных вида:

  1. Прямую экспозицию – когда вводят зрителя в курс ранее совершившихся событий, познакомить с действующими лицами,  решается прямолинейно.
  2. Косвенную экспозицию – когда режиссер вводит необходимые экспозиционные данные по ходу действия.[16;101]

  Роль  экспозиции призвана дать картину жизненной  среды, в которой развертывается борьба, и - в теснейшей связи со средой – анализ характеров, вступающих в борьбу.

   Экспозиция – расстановка и представление сторон, создающих своеобразную «критическую массу», в результате чего начинается реакция, то есть активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей   на аудиторию. Экспозиция действенно готовит завязку, то есть она в сценариях обычно перерастает в завязку.

   Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Сталкиваются, как правило, две противоположные точки зрения, разные интересы, мировоззрения, способы существования. И не просто сталкиваются, но завязываются в один конфликтный узел, разрешение которого и есть цель действия пьесы. Можно даже сказать, что развитие действия пьесы есть разрешение завязки.

   По  поводу того, что считать началом  действия, Гегель заметил, что «в эмпирической реальности у каждого действия очень много предпосылок, так, что трудно бывает установить, в каком месте следует отыскивать настоящее начало. Но поскольку драматическое действие существенным образом основывается на определенной коллизии, соответствующая исходная точка будет заключаться в той ситуации, из которой в дальнейшем должен развиться этот конфликт» . Именно эту ситуацию мы и называем завязкой.

  Завязка – возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, то есть возникновение и начало развития конфликта.

  Завязка дает толчок дальнейшему проведению персонажей. Она – начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные  и более или менее ощутимо развитые в экспозиции.

  Экспозиция  и завязка должны быть предельно  четкими, лаконичными. Они несут  большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад. В качестве экспозиции-завязки могут выступать стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кинофильмов, песни, театрализованные шествия.

  Следовательно, экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого  начального этапа сценария, образуют исток театрализованного действия.

  Следующая часть композиции – основное действие (развитие конфликта, развитие действия), то есть изображение процесса борьбы и ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Это самый сложный этап в построении сценария, драмы. Он охватывает основной массив действия. Одна схватка ведет за собой другую, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, вводятся в бой новые силы, возникают непреодолимые преграды, постепенно обостряя и повышая степень конфликта.

Информация о работе Композиционное построение сценариев