Использование приёмов создания многофигурной композиции в технике мстёрского письма на тему: «Куликовская битва»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:17, дипломная работа

Описание работы

Каждый народный художественный промысел – это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры. К числу таких самобытных центров принадлежит и Мстера - большое село Владимирской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….....3
Глава1. Возникновение и развитие мстерской техники лаковой миниатюры.....................................................................................................4
1.1.Появление в России лакового промысла...........………..........................4
1.2. Возникновение Палехского, Мстерского и Холуйского промыслов...6
1.3.Развитие Мстерского промысла лаковой миниатюры………………....6
1.4Начало нового искусства……………………….……………...................11
1.5 Куликовская Битва…………………………….………..…................…...24
1.6. Краткая биография Дмитрия Донского……………………….............27
Глава 2. Технологическая последовательность выполнения дипломного проекта…………………………………..……………….………......................28
2.1. Последовательность работы……….……………………………............28
2.2. Работа над орнаментом……………..……………………....................30
2.3. Краски и золото…………………………………………….............…....32
2.4 Работа над пейзажем………………………………………….........….....35
2.5. Исполнение горок и деревьев…………………………..…….................35
2.6. Особенности стиля мстёрской миниатюры..........................................36
Глава 3. Экономический раздел..................................................................41
3.1. Стоимость работ....................................................................................41
3.2. Стоимость материала............................................................................42
Глава 4. Разработка методического пособия по лаковой миниатюре......45
Заключение...................................................................................................51
Библиография...............................................................................................52

Работа содержит 1 файл

диплом Гиляровская.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Известно, что традиционная основа древнерусской  живописи состояла из левкасного грунта. Левкас состоит из толченого просеянного мела с добавкой воды и клея. Хорошо размешанная масса доводится до густоты сметаны, затем накладывается специальным шпателем на грунтуемую поверхность. После высыхания грунт соответствующим образом обрабатывается и шлифуется до глянцевитой гладкости. С освоением нового материала – папье-маше – необходимость левкашения поверхности отпала вследствие того, что папье-маше не нуждалось в таком грунте. Единственной, казалось, помехой был черный цвет изделий. Если писать непосредственно по черной поверхности, то краски теряют яркость, они как бы замирают. Необходима была белильная подготовка под живопись. Во Мстере она делается сплошной, за исключением полей, которые остаются черными и заполняются в конце работы орнаментальной каймой. Такая заготовка обусловлена живописной задачей, связанной с многоцветными фонами пейзажной живописи. В этом принципиальное отличие Мстеры от Палеха. Но наряду с положительными здесь имеются и отрицательные качества. Возникает сложность связи живописного решения с черным цветом изделия.

     Палех в отличие от Мстеры использует черный фон как цвет. Тем самым достигается  большая связь живописного решения  с самим предметом. Поэтому белильная  подготовка грунта в палехской миниатюре делается только в тех участках поверхности, где будет цветная роскрышь, и делается она особым способом, который был найден в процессе освоения папье-маше: разной тональности, с учетом лепки формы, в тенях – слабее по тону, на свету – плотнее. По такой подготовке локальный цвет роскрыши ложится не одинаково, он вибрирует и создает разную тональность необходимого цвета. Поскольку во Мстере белильная подготовка принципиально иная, в ней по-иному используют и технические возможности роскрыши. Новый прием роскрыши возник также в результате освоения папье-маше. В отличие от традиционной роскрыши в иконописи, на папье-маше лепка формы возникла одновременно с роскрышью цветом, которую делали несколько разбельнее. Особенность метода заключалась в том, что все краски задуманной гаммы предварительно раскладывались на палитре, а потом переносились на живописную поверхность. Цветом нужно было не просто окрашивать то или иное место, а рисовать им, создавая законченную форму горки или дерева.

     При такой технике исполнения роль плавей стала второстепенной. Но к жизни было вызвано другое: система лессировок, приплесков. Таким способом выполняемая роскрышь занимала основную часть рабочего времени. Она была подробной и существенно меняла дальнейшую моделировку формы. По этому поводу А.Ф. Котягин говорил, что роскрышь берет девяносто процентов времени и только десять процентов используется на техническую обработку деталей.

     Подобный  принцип письма есть и в станковом  искусстве, и мстерские художники  его использовали. Он открывал более широкие возможности в моделировании формы, но вместе с тем утрачивалась самобытность традиционной декоративной пластики. Приобреталось одно, терялось другое. Однако, это не значит, что данный технический прием изжил себя, и что в его пользу ничего положительного нельзя сказать. На примере творческого опыта народного художника РСФСР И.А. Фомичева можно убедиться, что новый технический прием получил свое дальнейшее развитие и никоим образом не противоречит декоративной основе мстерского искусства. Наоборот, он выгодно отличает Мстеру от других родственных художественных промыслов.

     Глава 3. Экономический расчет себестоимости изделия

     3.1. Стоимость работ

 
Вид работ Площадь, см² Расценка,

руб. коп./см²

Стоимость,

руб. коп.

Подготовительные

работы

(покрытие тушью,

лакировка,

пемзование).

300 6.00 1800.00
Написание

блюда

50 25.00 1250.00
 
Написание орнамента сусальным золотом
30 15.00 450
Отделочные  работы (лакировка, шлифовка, полировка) 80 12.00 960
Всего 360 58 3860.00

     3.2. Стоимость материала

 
Наименование материала Количество Цена,

руб. коп.

Стоимость,

руб. коп.

Бумага А-4 20л. 2.50 50.00
Бумага  А-3 5л. 5.00 25.00
Бумага  А-2 5л. 7.50 37.50
Бумага  А-1 3л. 15.00 45.00272
Тушь  черная,

для графических  работ

140 см² 18.00 36.00
Золото  сусальное 25г. 2.00 50.00
Карандаши 7 шт. 7.00 49.00
Кисти (колонок)

№00

3шт. 30.00 60.00
Кисти (колонок)

№1

2шт. 40.00 80.00
Кисти (колонок)

№2

2 шт. 45.00 90.00
Кисти (колонок)

№4

1шт. 60.00 60.00
Краски 170 мл. 8.00 1360.00
Полуфабрикат

(пластик)

1 блюдо 200.00 200.00
Подставка 2 шт. 30.00 60.00
Ластики 2шт. 4.50 9.00
Наждачная бумага 4 листа 15.00 60.00
Пемза 10 г. 1.00 10.00
Лак НЦ 1 л. 100.00 100.00
Яйца 8 шт. 3.00 24.00
Гуашь художественная 20 см² 15.65 313.00
Всего   983.15 2718.50
 

     Общая стоимость выполненного изделия равна 6578.50 рубль 

     
  • Для разработки эскизов к дипломному проекту  было использовано 20 листов бумаги формата  А4, графитные карандаши и ластики.
  • Было приобретено блюдо -  полуфабрикат стоимостью 700 рублей.
  • При подготовке полуфабриката к работе изделие покрывалось  чёрной тушью для графических работ объемом 140 см², лаком ПФ-283 около 0,6л., наждачной бумагой (4 листа).
  • Специально для работ лаком ПФ-283 была приобретена плоская синтетическая кисть №10.
  • Для разработки цветового эскиза использовались гуашевые художественные краски 150г. и кисти различных номеров (6 шт).
  • Непосредственно для работы над дипломной работой было куплено:

      2 упаковки темперных художественных  красок (12 цветов по 18 мл. в тюбике) общей стоимостью 1000 рублей. Из них на работу ушло 170 мл.

  • При написании орнамента нам потребовалось 25г. сусального золота.
  • Пемза использовалась для подготовки полуфабриката к работе

     темперными  красками.  

Глава 4. Разработка методического  пособия по лаковой  миниатюре 
 

     Урок  №1

     Тема: «Русские живописные лаки. История  развития лаковой миниатюры Мстеры»

     Первый  урок – это урок ознакомления с  промыслом лаковой миниатюры (конкретно  – мстеры). На этом уроке дается краткое описание становления и развития данного промысла, его истории, имен мастеров, прославивших данное направление в искусстве, материалов, с помощью которых идеи авторов воплощались в шедевры.

     Тип урока: урок сообщения нового материала.

     Целью этого урока является расширение кругозора учащихся, ознакомление с одной из разновидностей изобразительного искусства.

       Оборудованием для учителя на данном уроке являются пособия с репродукциями мстерской лаковой миниатюры, необходимые для лучшего понимания учащимися данного вида искусства.

     План  урока:

  1. организационный момент;
  2. объяснение нового материала;
  3. закрепление пройденного материала;
  4. подведение итогов;
  5. домашнее задание.

     1.Приветствие  класса, установка дисциплины, объявление  темы урока:  «Русские живописные  лаки. История развития лаковой миниатюры Мстеры», объяснение целей урока.

     2. Русскими живописными лаками принято называть изящные небольшие изделия из папье-маше с миниатюрной живописью.

     Папье-маше («битая бумага») – это изделия  из прессованного картона, пропитанного растительными  маслами и просушенного при температуре до 100С.

     В настоящее время в России наибольшую известность получили четыре центра миниатюрной лаковой живописи на папье-маше: Федоскино, Палех, Мстера и  Холуй. Особое место занимает Мстера благодаря своей, может быть, наиболее древней истории.

     В XII веке на берегу реки Мстеры был установлен христианский храм, в который были привезены византийские иконы. Прошло не одно столетие, прежде чем стал складываться неповторимый мстерский иконописный стиль.

     Для дальнейшего развития промысла  был очень важен  1930 год. Это  связано с тем, что искусство  лаковой миниатюры претерпело значительные изменения. Именно в этом году основоположниками  нового искусства стали бывшие иконописцы. Так появилась лаковая миниатюрная роспись на папье-маше.

     Первым  среди миниатюристов Мстеры был  Николай Прокофьевич Клыков (1861 – 1944). Именно он в течение долгого  времени вел поиски оригинального  стиля мстерской лаковой миниатюры.

     Мстера  начала свой путь в искусство лаковой  миниатюры — в новую неведомую для нее область. Стремление передать общее настроение того или другого пейзажа, выдержать его в определенной цветовой гамме, побуждало мастеров умерять силу красок, делать более плавные переходы от цвета к цвету.

     3. Для лучшего усвоения пройденного материала необходимо задать несколько вопросов:

     Сколько вы знаете основных центров лаковой  миниатюры? Назовите их.

     Из  какого материала делаются изделия  для лаковой живописи?

     Назовите  имя человека играющего важную роль в развитии мстерской лаковой миниатюры?

     4. Итак, сегодня вы узнали о новой  неизвестной для вас отрасли  изобразительного искусства - о  мстерской лаковой миниатюре,  ее особенностях и истории  развития.

     5. Домашнее задание: сообщение на  тему «Русские лаки» или «Стиль  Палех и Мстера»  

     Урок  №2

     Тема: «Мстерская техника лаковой миниатюры  и приемы ее написания»

           Учитель знакомит учащихся с некоторыми технологическими приемами письма мстерской лаковой живописи. После объяснений и наглядной  демонстрации выполнения данной задачи  ученики приступают к практической работе, протекающей под руководством учителя.

     Тип урока: смешанный урок.

     Целью данного урока является развитие творческих способностей учащихся, воспитание любви к искусству, аккуратности и усидчивости.

     Оборудование  для учителя:

     приготовленный  заранее проработанный рисунок, калька с переведенным на нее рисунком, краски, кисти, баночка для воды, зачерненная картонка.

     Оборудование  для ученика:

     альбом  для рисования, карандаш, ластик, краски, кисти, калька, зачерненная плакетка, банка для воды.

     План  урока:

  1. организационный момент;
  2. повторение пройденного материала;
  3. объяснение учебного материала;
  4. выполнение практической работы;
  5. подведение итогов;
  6. домашнее задание.

           Ход урока.

     1. Приветствие класса, установка дисциплины, объявление темы урока: «Мстерская техника лаковой миниатюры и приемы ее написания», объяснение целей урока, проверка подготовленности учеников к данному занятию.

     2. На данном этапе учитель выявляет  какой результат имел предыдущий  урок. Задает вопросы для закрепления  ранее изученного материала.

     3. Для того чтобы научится использовать  основные приемы письма мстерской  живописи необходимо ознакомиться  с технологической последовательностью  их выполнения, которая состоит  из нескольких этапов:

    1. выполнение подробно проработанного рисунка;
    2. рисунок переводится на кальку;
    3. обратная сторона кальки с переведенным на нее рисунком натирается сухим порошком краски (коричневым);
    4. натертая порошком калька накладывается на зачерненную поверхность картонки и при помощи карандаша рисунок переводится на картон;
    5. затем всю площадь данной композиции покрывают белилами. Этот этап называется белильной подготовкой. При выполнении этого этапа нужно следить за тем, чтобы белильный грунт лег ровным слоем с наименьшим количеством комочков;
    6. после этого приступают к раскрытию рисунка цветом. Этот процесс называется роскрышью. Роскрышь – это подготовительный этап, который определяет всю живописную основу произведения;
    7. затем с помощью кальки с переведенным рисунком или на глаз восстанавливается рисунок;
    8. после чего с помощью теневой росписи выполняется моделировка деталей рисунка;
    9. следующей стадией живописного процесса является работа в светлых частях формы. На этом этапе выполняется работа светлыми красками на освещенных частях данного изображения.
    10. заключительным этапом является рисование чистыми белилами на самых светлых местах работы.

Информация о работе Использование приёмов создания многофигурной композиции в технике мстёрского письма на тему: «Куликовская битва»