Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:17, дипломная работа
Каждый народный художественный промысел – это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры. К числу таких самобытных центров принадлежит и Мстера - большое село Владимирской области.
Введение…………………………………………………………………….….....3
Глава1. Возникновение и развитие мстерской техники лаковой миниатюры.....................................................................................................4
1.1.Появление в России лакового промысла...........………..........................4
1.2. Возникновение Палехского, Мстерского и Холуйского промыслов...6
1.3.Развитие Мстерского промысла лаковой миниатюры………………....6
1.4Начало нового искусства……………………….……………...................11
1.5 Куликовская Битва…………………………….………..…................…...24
1.6. Краткая биография Дмитрия Донского……………………….............27
Глава 2. Технологическая последовательность выполнения дипломного проекта…………………………………..……………….………......................28
2.1. Последовательность работы……….……………………………............28
2.2. Работа над орнаментом……………..……………………....................30
2.3. Краски и золото…………………………………………….............…....32
2.4 Работа над пейзажем………………………………………….........….....35
2.5. Исполнение горок и деревьев…………………………..…….................35
2.6. Особенности стиля мстёрской миниатюры..........................................36
Глава 3. Экономический раздел..................................................................41
3.1. Стоимость работ....................................................................................41
3.2. Стоимость материала............................................................................42
Глава 4. Разработка методического пособия по лаковой миниатюре......45
Заключение...................................................................................................51
Библиография...............................................................................................52
После роскрыши цветом орнаментального мотива начинается самое увлекательное – соревнование с художником, создавшим образец. Здесь требуется вдумчивость. Начинается таинство технической отработки, моделирование формы при помощи теневой росписи. Тут пригодится линия как средство изобразительности. Она используется применительно к конкретным условиям создания разнообразных форм орнамента. После этого выполняются околоконтурные притенения отдельных листьев, лепестков цветов, веток.
Если при помощи теневой росписи ограничивается форма рисунка, и разбираются детали внутри нее, то околоконтурные притенения придают форме условный объем, а локальный цвет роскрыши играет роль среднего полутона. По такой подготовке техническую отделку заканчивают росписью золотом. Работа золотом требует виртуозного мастерства. Оно приходит не сразу, а с длительным опытом. Когда работу заканчивают живописными средствами, то после роскрыши, теневой росписи, околоконтурных притенений форму моделируют цветными полутонами приемами плавей, приплесков, световой росписью, оживками и лессировками. Все это требует высокого профессионального уровня исполнения.
2.3.Краски
и золото
Приготовление красок и золота к работе – главный вопрос технологии миниатюрной живописи. Известно, что темперные краски приготовляются из порошковых пигментов на специальной эмульсии, основой которой является желток куриного яйца. Эта эмульсия представляет собой раствор, состоящий из клея и воды. При разделывании яйца необходимо тщательно отделить желток от белка с тем, чтобы белок не попал в эмульсию: присутствие в ней белка приведет к растрескиванию красочного слоя. Так же тщательно отделяют оболочку желтка, а содержимое спускают с ладони в стаканчик.
Нужно налить такое количество чистой воды, чтобы она была равной объему белка. Это и будет наиболее верное пропорциональное отношение воды к желтку. Отклонения могут быть незначительными в ту или другую сторону, в зависимости от жирности яйца. Приготовленный желток тщательно размешивают специальным бойком – миниатюрной деревянной лопаткой. Яичная эмульсия готова к употреблению.
Желтковая темпера называется средневековой, потому что перешла нам по наследству от старых мастеров древнерусской живописи так же, как и сам способ приготовления красок. Это выдающийся материал, как по прочности, так и по красоте бархатистой фактуры.
Краски для работы нужно уметь хорошо приготовить. Этот процесс - своего рода таинство. Не случайно старые мастера называли утирание красок душевным словом «творить». Обычно сухой порошок краски в определенной дозе насыпают в специальные чашечки, добавляют несколько капель яичной эмульсии и творят пальцем правой руки, держа чашечку в левой, положенной на рабочий стол. По мере готовности их постепенно разжижают яичной эмульсией до такой степени, чтобы можно было легко писать. Хорошо приготовленные краски подвижны и пластичны.
Прежде чем приступить к работе с красками, необходимо сделать хороший рисунок и без искажений перевести его на кальку. Подготовить на поверхности шкатулки белильный грунт. Покрытие белилами делают не менее трех раз. После каждого покрытия грунту дают хорошо высохнуть и подчищают его поверхность специальным ножом. Смысл этой операции состоит в том, чтобы слой грунта не получился толстым, но плотным и однородным по массе.
Покрытие делается сплошным под всю живопись. Затем уже известным способом с кальки на грунт тщательно переводится рисунок.
А как приготовить золото для письма? Обычно сусальное листовое золото продается в тонких книжечках из папиросной бумаги. Сначала делается водно-клеевой раствор: в чистое чайное блюдце насыпают два, два с половиной грамма мелко толченого гуммиарабика. Затем добавляют несколько капель воды и размешивают указательным пальцем правой руки до тех пор, пока не получится однородная водно-клеевая масса. Необходимо помнить, что творить золото – дело весьма деликатное, оно требует долготерпения и аккуратности. Указательным пальцем правой руки переносят из книжки в блюдце лист золота. Палец осторожно поднимают и снова прижимают ко дну блюдца. Нужно не крутить золото пальцем на дне блюдца, а рвать его вертикальной оттяжкой пальца от блюдца. Иначе золото можно закатать в клее, и оно будет плохо растираться. Так постепенно смешиваются все десять – пятнадцать листов золота. На этом первая операция работы заканчивается.
Вторая операция начинается с растирания золота. Его втваривают энергичными движениями по окружности блюдца. Растирают с большим нажимом в течение полутора часов. Время от времени добавляют капельки воды. Когда видно на глаз, а палец чувствует, что золото утворилось, в полученную массу добавляют два грамма гуммиарабика, и снова творят. После этого в блюдце наливают одну треть стакана чистой воды. Смывают со стенок и с пальца прилипшее золото и ставят его на отстой. Затем воду осторожно сливают, чтобы не было утечки золота. Блюдце с золотом ставят сушить в духовку, а летом выставляют на солнце, предохраняя от пыли. Золото готово к работе.
Следующим этапом освоения приемов миниатюрной живописи является работа над пейзажем. Знакомство с ним начинается с выполнения его деталей, затем фрагментов, потом в целом. Поэтому весь процесс его письма для большей наглядности раскладывается подетально на приемы исполнения облаков, горок, деревьев и так далее. Но прежде, чем приступить к их описанию, необходимо сказать о прориси. Прориси уделялось большое место и в древнерусской живописи.
Прорись – это специальный технически отработанный рисунок кистью, выполненный обычно в трех тональностях: тени пишутся умброй, а светлые места – киноварью или светлой охрой. Она позволяет до живописи выразить пластику форм будущего изображения.
Как
выполняется прорись? Сначала на
бумагу переводят с кальки хорошо
проработанный рисунок, а затем
темной краской – умброй – делают
контурную прорись по форме изображения.
После этого отрабатывают тени тональной
подплавкой умбры, слабым тоном красной
краски проплавляют крупные массы лещадок.
Активным тоном выплавляют кремешки на
лещадках. После этого в полную силу красной
краски на самых светлых местах выполняют
оживки.
2.4
Работа над пейзажем
Когда освоен технический рисунок, можно приступить к выполнению деталей пейзажа, например, фона, облаков, горок. Вначале надо выполнить гладкий фон, сделать слитные переходы из одного цвета в другой. Весь живописный процесс строится на постепенном цветовых переходов через полутон, путем тщательной отработки их кистью.
По написанному фону приступают к исполнению облаков. Работа над ними начинается с роскрыши цветом групп облаков, строго в границах рисунка. Затем делаются околоконтурные притенения тоном, темнее локальной роскрыши. После этого темной краской пишут контуры облаков. Эта роспись должна быть выполнена тонко, изящно.
Первая
проплавка светлого полутона выполняется
в центре облака, затем – вторая
плавь, светлее первой меньше по площади
покрытия. За ней – сплавка, для чего составляется
средний полутон, которым смягчают тональные
переходы в облаке или гасят цвет отдельных
групп облаков. В центре облака делается
оживка самым светлым тоном или белилами.
Работа над облаками заканчивается световой
росписью белилами по внешнему контуру
теневой росписи облаков.
2.5.
Исполнение горок и
деревьев
Приступая к выполнению горки, делают роскрышь локальным цветом, затем – околоконтурные притенения, а также притеняют вокруг горных уступов-лещадок. Притенения делают тоном темнее локальной роскрыши. Этим выявляют условный объем горки. Затем делают теневую роспись по контуру, а также подчеркивают уступы лещадок. Выполняют проплавку первого полутона лещадок тоном светлее локальной роскрыши. Затем второй плавью, более светлой по тону, выполняют кремешки лещадок. Для наибольшей цветовой связи с локальной роскрышью горки сплавка выполняется средним тоном в переходах плавей между кремешками и лещадками. После этого белилами делается оживка кончиков лещадок и кремешков. Работа заканчивается восстановлением теневой росписи горки в границах рисунка.
Поняв, как пишутся горки, можно перейти к выполнению деревьев, кустиков и травок в характере новгородского и строгановского письма. Новгородские горки проще и строже строгановских, последние вольнее по форме и похожи на скалистые уступы. Такая же разница существует и в деревьях. Новгородские деревца очень скупы и лаконичны по рисунку, но в то же время довольно изящны, грациозны. Деревья строгановского письма отличаются пышностью форм, во многом напоминающих природные кроны деревьев.
Технические приемы исполнения деревьев в обоих видах письма совпадают с приемами исполнения горок. В деревьях новгородской школы разделки проще, лаконичнее.
Работа
над исполнением деревьев начинается,
как обычно, с рисунка, переведенного
на загрунтованную поверхность, и локальной
роскрыши кроны деревьев и ствола. Теневая
роспись делается в тоне цвета роскрыши
путем варьирования линии то слабее, то
сильнее, с тем, чтобы роспись была живой
и красивой. После этого тоном темнее локальной
роскрыши жидко, прозрачно пишутся околоконтурные
притенения в окончаниях кроны, наносится
цветовой полутон на светлые места кроны
так, чтобы он слитно сплавлялся с ее основным
цветом. Затем делаются разделки в виде
оживок светлым полутоном и отметочки
белилами. Поскольку крона дерева строгановского
письма сложнее по рисунку, в ее окончаниях
притеняются также места между группами
листьев внутри кроны дерева. Потом обычным
путем выполняется цветовая выплавка
отдельных участков кроны в ее светлых
частях. Работа заканчивается разделкой
деталей твореным золотом.
2.6.
Особенности стиля мстёрской
миниатюры
Всякий
стиль характеризуется целым
рядом признаков. Главный из них
– специфика образной выразительности,
которая в искусстве
Процесс
становления художественного
Условность
изобразительного языка мстерской
миниатюры имеет две
Но как бы ни были индивидуальны особенности творчества отдельных мастеров, их всегда объединяет общее: декоративность, цветовая наполненность и жизнерадостность, колористическая согласованность деталей, орнаментальная узорчатость, метафоричность передаваемого образа. Мстерский стиль характеризуется также своим пониманием композиции: она всегда строится в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии с живыми существами – человеком, животными и птицами. Образная выразительность проявляется и в своеобразии понимания пейзажа, отличающегося от изображения природы в других родственных промыслах лаковой миниатюры. Особенность лучших работ основоположников мстерского искусства состоит в отсутствии манерности и предвзятой стилизации. Их отличает чувство меры и мудрой простоты. Мстерский стиль в миниатюре имеет свое художественное обоснование и в особой культуре цвета. Суть ее состоит в единстве цветового многообразия, достигаемом градацией тоновых переходов.
Для мстерской миниатюры характерен пейзаж, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев, когда стушевываются признаки дуба, вяза, березы, рябины и остаются понятия «дерево», «деревья», а какое оно, так ли это важно? Такой общевидовой пейзаж художественно конкретен и поэтичен.