Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:40, реферат
Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца (нидерл. Peterhof, «двор Петра»), расположенный в 29 км от Санкт-Петербурга и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов – все это выражает идею торжества России, “пирующей на морском просторе”.
Введение ……………………………………………………………………3-4
История создания дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»………….5-6
Верхний сад ………………………………………………………………....7-8
Большой Петергофский дворец ……………………………………………9-11
Нижний парк ……………………………………………………………....12-13
Ансамбль восточной части парка …………………………………………14-17
Ансамбль западной части парка ………………………………………….18-20
Заключение …………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………….
После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора.
В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.
Монплезирский сад был создан как регулярный парк в миниатюре. Пять фонтанов в центрах отдельных участков этого сада составляют его водную декорацию. Две перпендикулярные аллеи делят сад на четыре маленьких участка. На пересечении этих аллей сверкает фонтан “Сноп”. В маленьких квадратах-участках в круглых бассейнах на фигурных постаментах высятся четыре бронзовые золоченые статуи, вода из-под которых падает вокруг пьедесталов гадкими колоколами – отсюда и название: фонтаны-колокола. Скульптура, венчающая постаменты фонтанов-колоколов, отлита из бронзы и позолочена в 1817 году взамен прежних обветшалых свинцовых статуй. Это скульптуры “Сатир с козленком”, “Аполлино”, “Психея” и “Вакх”.
С востока к Банному корпусу “Монплезира”, Ассамблейному залу с кухнями примыкает Китайский сад. Он был распланирован в 1860 году по проекту архитектора Э. Гана в пейзажном стиле. Сад украшает скульптурная группа “Амур и Психея” и фонтан “Раковина”.
Одно из украшений Петродворца – это фонтаны-шутихи. Первыми из фонтанов-шутих, сохранившихся до нашего времени, были два диванчика в Монплезирском саду. Особенность их состоит с том, что они включаются неожиданно и обливают гостей, присевших на диванчики. Еще две шутихи появились в Нижнем парке в конце XVIII – начале XIX века. В 1803 году из Верхнего сада в Нижний парк переносится искусно выполненное по рисунку К. Растрелли металлическое деревце “Дубок”. Во время войны фонтан был уничтожен и чудом восстановлен. Был воссоздан и фонтан “Китайский зонтик”, первоначально построенный по проекту архитектора Ф. Броуэра в 1796 году. Невдалеке от Дубка” расположены фонтаны-шутихи “Елочки”, они были постоены в 1784 году.
В 1774-1775 гг. на участке, который назывался “менажерия”, то есть “зверинец”, архитекторами Ю. Фельтеном и И. Яковлевым вместо бывшего пруда устраивается императорская купальня, а в ее центре – фонтан, который обрызгивал купающихся. На высоком стержне укреплены два бронзовых диска с отверстиями по внешнему краю. В круглом постаменте установлено водяное колесо, благодаря которому стержень вращался. Диски сверкают на солнце позолотой, а вырывающиеся струи напоминают лучи. Поэтому фонтан называется “Солнце”.
Перед каскадом “Шахматная гора” расположены два симметричных “Римских” фонтана. Их архитектурное решение довольно просто – два восьмигранника поставлены один на другой, декорированы плитами белого, серого, розового мрамора и бронзовыми золочеными деталями – маскаронами, гирляндами и венками. Название этих фонтанов – “Римские” – объясняется тем, что они похожи на водометы у Собора святого Петра в Риме. “Римские” фонтаны создавались в 1739 году архитекторами И. Бланком и И. Давыдовым, а в 1763 году перестраивались В. Растрелли. В 1799 году их облицевали мрамором и добавили к ним бронзовые украшения.
КАСКАД “ШАХМАТНАЯ ГОРА”
Каскад “Шахматная гора” – это центральное фонтанное сооружение восточной части Нижнего парка, представляющее собой четыре сливных плато, декорированных туфовым камнем, с двумя гротами – верхним и нижним. Верхний грот закрыт массивной дверью, перед которой распростерлись три крылатых дракона, как бы охраняющих вход в волшебную сказочную страну.
Из
пастей драконов льется вода, спадающая
в небольшой полукруглый
Каскад начали строить в 1721 году по проекту архитектора Н. Микетти, после указа Петра I делать “кашкаду марморовую с малым гротом и дикою горою против модели”. Тогда это сооружение называли “Руинным каскадом”: в примечании к указу император велел поставить на горе разрушенную башню, как бы символ взятой шведской крепости.
Однако в конце 30-х годов XVIII века перестройка сооружения поручается архитектору М.Г. Земцову, который оформляет его четырьмя сливными плато, а перед верхним гротом скульптор К. Оснер по рисункам И. Давыдова и И. Бланка устанавливает три вырезанные из дерева и раскрашенные масляной краской фигуры драконов. Отсюда и название каскада – “Драконова гора”, нынешнее же свое имя он носит с середины XVIII века, когда сливные ступени раскрасили черными и белыми квадратами.
Облик каскада несколько меняется в середине XIX века, когда архитектор Н. Бенуа заменил деревянные фигуры свинцовыми, расставив их фронтально. Но во время войны они были похищены немцами, а теперь на их месте стоят бронзовые, воссозданные скульптором А. Ф. Гуржием по чертежам и рисункам XIX века в 1952 году.
Мраморные
статуи у “Шахматной горы” –
это редчайшая коллекция
В числе водометов, замысел которых относится к началу XVIII века, интересен также фонтан “Тритон” или “Оранжерейный”. В центре Оранжерейного сада, на подступах к большому каскаду с востока, в круглом бассейне установлена бронзовая группа “Тритон, разрывающий пасть морского чудовища”, по идее близкая “Самсону”. Первоначально скульптура фонтана была свинцовой, ее создал архитектор К. Растрелли в соответствии с проектом Т. Усова. Уже в конце XVIII века, во время своей инспекционной поездки в Петергоф, И. Мартос отмечал ее ветхость и необходимость замены. Однако только в 1876 году новая скульптурная группа “Тритон с крокодилом” была изготовлена гальванопластическим способом по рисункам и моделям Д. Энсена. Скульптурная группа была похищена во время войны. В настоящее время фонтан восстановлен. Его водное оформление состоит из пяти струй – центральной сильной струи, вырывающейся из пасти чудовища, и четырех невысоких, бьющих из раскрытых ртов бронзовых черепах. Фонтан дополняет убранство Оранжерейного комплекса и органически связывает его с остальными участками Нижнего парка.
В восточной части парка участок так называемого пирамидного сада оформляет один из самых красивых фонтанов – “Пирамида”. В архитектурном решении этого водного объекта главенствует вода. Фонтан “Пирамида” поражает своими декоративными особенностями. В центре квадратного бассейна, на гранитном постаменте с мраморными ступенями, окруженная изящной балюстрадой с вазами, возносится пенная масса воды в виде правильной пирамиды, образованной 505 струями различной высоты.
Фонтан создан архитекторами Н. Микетти и М. Земцовым в 1724 году. Проект его оригинального водопроводного устройства, позволяющего регулировать высоту струй и создавать геометрически правильную семиступенчатую пирамиду, создан талантливым французским гидравликом П. Суалемом.
ФОНТАНЫ “АДАМ” И “ЕВА”.
Это два одинаковых фонтана, которые замыкают перспективы косых аллей, ведущих от Большого каскада к “Эрмитажу” и “Монплезиру”. В центре восьмигранных бассейнов установлены мраморные статуи, окруженные венком из 16 струй. В восточной части Нижнего парка расположен “Адам”, в западной – “Ева”. Каждое из сооружений замыкает перспективу восьми аллей, радиусом сходящихся к площадке и бассейну, где стоит скульптура. Фонтан “Адам” – один из первых фонтанов в Нижнем парке. Фонтан “Ева” на несколько лет младше.
Мраморные
статуи, созданные Дж. Бонацца по оригиналам
А. Рицци в Венеции, привезенные Россию
в 1717 году, были, по мнению современников
так хороши, что и “в славной Версалии
таких мало видели”. Однако фонтан “Адам”
был открыт лишь в 1722 году, а “Ева” – в
1726. Сооружались оба фонтана по проектам
архитектора Н. Микетти. В 1949 году оба фонтана,
значительно пострадавшие после войны,
были восстановлены.
Ансамбль
западной части парка
Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая.
Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный.
Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).
Новый дворец получил название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены.
Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е.Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году. В настоящее время Марли закрыт на реставрацию.
Симметрично каскаду “Шахматная гора” по другую сторону канала, в западной части Нижнего парка расположено еще одно фонтанное сооружение – каскад “Золотая гора”. Строительство Марлинского каскада (“Золотая гора”) было начато по указу Петра I. Замысел возник по аналогии с подобным же сооружением в парке Марли, находящемся недалеко от Парижа. Каскады этого парка произвели на Петра очень сильное впечатление, и он приказал “кашкаду большую, что против пруда, надлежит сделать во всем пропорциею против кашкады Марлинской, которая против королевских палат”. Но особенности природных условий и творческая самобытность русских архитекторов позволили создать своеобразный, полный гармонии ансамбль западной части Нижнего парка Петродворца. Начало строительства “Золотой горы” относится к 1721 году, когда архитектор Н. Микетти создает проект оформления естественного склона торжественной двадцатидвухступенчатой каскадной лестницей, а скульптору К. Растрелли поручается создать для нее группу. Работы, в основном, завершаются к 1726 году, но скульптурная группа так и не была создана.
Свой нынешний облик каскад приобретает в 30-е годы XVIII века. В это время наиболее интенсивно в Петродворце работал архитектор М. Земцов. Он перестраивает Марлинский каскад, дополняя его мраморными и золочеными статуями, а ступени водопадной лестницы по его указанию облицовывают золочеными листами меди. Отсюда и нынешнее название каскада – “Золотая гора”. Значительная часть коллекции мраморной скульптуры появилась здесь позже: она сменила статуи, установленные по проекту М. Земцова, лишь в середине XIX века.
Шесть фонтанов украшают партер у каскада “Золотая гора”. Симметрично по отношению к каскаду, в двух круглых бассейнах поднимаются струи Менажерных фонтанов, создающие ощущение водного обилия и мощи. Фонтаны сооружались в 1722-1725 годах по проекту архитектора Н. Микетти. Их название происходит от французского слова “menager” – беречь. Многоводие этих фонтанов обманчиво, их струи внутри пусты.
Дополняется фонтанный ансамбль “Золотой горы” четырьмя фонтанными сооружениями оригинального устройства: это фонтаны – колокола “Тритоны”. Младенцы-тритоны над головами поддерживают чаши с краями, вогнутыми книзу. Вода на чашу попадает из форсунки, к которой плотно приклеплена вогнутая пластина, обеспечивающая падение воды в виде прозрачной пелены. Нынешние бронзовые фигуры заменили собой похищенную во время войны скульптуру, отлитую еще в 1721 году, в год создания фонтанов.