Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца (нидерл. Peterhof, «двор Петра»), расположенный в 29 км от Санкт-Петербурга и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов – все это выражает идею торжества России, “пирующей на морском просторе”.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4

История создания дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»………….5-6

Верхний сад ………………………………………………………………....7-8

Большой Петергофский дворец ……………………………………………9-11

Нижний парк ……………………………………………………………....12-13

Ансамбль восточной части парка …………………………………………14-17

Ансамбль западной части парка ………………………………………….18-20

Заключение …………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Реферат ИЗО.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

     Сами  пруды появились еще в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны  декорированы скульптурами «Весна»  и «Лето» и, помимо фонтанов, также  являются накопительными прудами с  водой для фонтанов Нижнего парка.

     «Межеумный» (1738 год)

     Этот  фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.

     Верхний сад декорирован четырьмя произведениями известного итальянского скульптора Дж. Бонацца – “Флора”, “Зефир”, “Вертумн” и “Помона”, установленные в 1757 году.

     К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний  сад разросся. Высокие деревья  закрыли вид на фасад Большого дворца.

     Во  время Великой Отечественной  войны сад был сильно поврежден  — его пересекал противотанковый  ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах  была проведена реставрация, проходившая  по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. 
 
 
 
 
 
 

 

     Большой Дворец  

     В архитектурно-художественный ансамбль Петродворца входят два зеленых  массива – Верхний сад (15 га) и  Нижний парк (102,5 га). Верхний сад  расположен над естественным склоном, а от подножия склона до Финского залива (ширина 0,5 км) простирается Нижний парк. Связующим звеном композиции парков служит Большой дворец.

     Дворец  насчитывает прим. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами. Вот некоторые из них:

     Парадная  лестница

     Танцевальный  зал

     Голубая приёмная

     Чесменский  зал

     Тронный зал

     Аудиенц-зал

     Белая столовая

     Китайские кабинеты

     Картинный зал

     Куропаточная гостиница

     Диванная

     Туалетная

     Тронный зал-самый большой (330 кв. м.) и наиболее торжественный зал дворца. Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения. Интерьер создан Ю. М. Фельтеном в 1777—1778 годах. От предыдущего барочного интерьера, разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет. Основной элемент декорирования зала — живопись, ей отведены наиболее значимые места в интерьере. Западную торцовую стену почти сплошь занимают четыре полотна работы Р. Петона, изображающие эпизоды Чесменского сражения, тем самым образуя сюжетную связку с предыдущим залом. Рядом, над дверными порталами, в лепном обрамлении размещены парадные портреты Петра I и Екатерины I, на противоположной стене симметрично им расположены портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (все созданы Г. Бухгольцем); в простенки между окнами второго яруса помещены 12 портретов родственников Петра I.

     Центральное место восточной стены занимает конный портрет Екатерины II, самое  крупное живописное полотно зала. Картина, которая называется «Шествие на Петергоф», создана в 1762 году В. Эриксеном. Екатерина изображена в мундире полковника Семёновского полка верхом на любимом коне Бриллианте. На полотне зафиксирован исторический момент дворцового переворота 28 июня 1762 года, когда Екатерина, которую только что провозгласили императрицей, возглавляет поход гвардии из столицы в Петергоф для окончательного отстранения от власти своего супруга Петра III. Современники отмечали, что это самый похожий портрет императрицы. У этой картины богатая событиями история. После смерти Екатерины вместо работы В. Эриксена зал украсил гобелен «Пётр I спасает рыбаков в Ладожском озере» (зал при этом получил название Петровского). Тронный зал создавался и оформлялся с целью наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование, её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I.

     Дворец  сооружен в стиле «петровского барокко» 1714-1725, затем достроен в стиле  «зрелого барокко».

     Автор первоначального проекта дворца неизвестен. В основе первого варианта лежали рисунки Петра I. Работы начались в 1714 году. С 1716 года руководство строительством дворца было поручено французскому архитектору Ж.-Б. Леблону, которого Петр пригласил в Россию для возведения зданий в новой столице Санкт–Петербурге.

     Ж.-Б. Леблон подчеркнул парадное значение дворца: построил сквозной парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна, а центральном зале, украсил его деревянными панелями, живописью и резьбой. Леблон не успел завершить строительство и в 1719 году его преемником стал архитектор И. Браунштейн, который пользовался проектами отделки дворца, разработанными Леблоном. Наиболее значительной следует считать работу по украшению кабинета Петра I. По рисункам французского скульптора Н. Пино были выполнены 14 резных дубовых панно для кабинета.

       В 1721 году руководство строительством  перешло к архитектору Н. Микетти, который пристроил к дворцу с двух сторон галереи, завершенные двухэтажными флигелями.

     С 1747 года началась длившаяся несколько  лет перестройка дворца, которая  осуществлялась по проекту выдающегося  архитектора В. Растрелли. В основу композиции была положена старая схема: центральная часть, примыкающие  к ней галереи и боковые  корпуса. Растрелли, в основном, сохранив внешний облик здания, характерный  для архитектуры петровского  времени, увеличил центральную часть  дворца, пристроив два боковых  флигеля, и соединил их галереями  с двумя боковыми корпусами –  Церковным и Гербовым.

     Внутри  дворца архитектор создал роскошную  анфиладу парадных залов и жилых  покоев в стиле барокко. Все помещения  были богато украшены золоченой деревянной резьбой, зеркалами, живописными плафонами  и наборными паркетами. В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. Сохранившиеся  до 1941 года Парадная лестница, Танцевальный и Аудиенц-залы были ценнейшими памятниками русского искусства XVIII века. В 60-70-х гг. XVIII века в Большом дворце некоторые залы были переделаны в духе установившегося в архитектуре нового стиля – классицизма. Столовая, Тронный им Чесменский залы были оформлены заново. Золоченый резной декор уступил место лепке. Проекты отделки этих залов принадлежали архитектору Ю.М. Фельтену. По проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота были созданы два Китайских кабинета, украшенные лаковой китайской живописью.

     В XIX веке в Большом дворце проводились работы по декоративному оформлению помещений восточной половины, которыми руководил архитектор А. Штакеншнейдер.

     С террасы от Большого дворца открывается  панорама центрального парадного ансамбля – Большого грота с каскадом, канала и моря. Большой грот с  каскадом – одно из самых грандиозных  фонтанных сооружений мира, которое  объединяет 64 фонтана, 255 скульптур  и декоративных украшений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  парк  

     Регулярный  Нижний парк, в плане представляющий собой удлиненный треугольник, имеет  площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километров, в то время как его протяженность  с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трех взаимосвязанных  частей. Это центральный, западный и  восточный ансамбли. Каждый из них  состоит из самостоятельных небольших  ансамблей.

     Основа  планировки парка — две системы  лучевых аллей (направления север-юг и запад-восток), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего  парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В  планировке четко соблюдается принцип  симметрии.

     Художественный  замысел оформления Большого каскада  восходит к началу XVIII века. Его идея – прославление тожества России, получившей выход к Балтийскому морю и  ставшей одной из могущественных держав Европы. Эта идея в аллегорической форме многократно утверждается в скульптурном убранстве Каскада. Более 30 бронзовых золоченых статуй богов и героев древности, 29 барельефов на мифологические сюжеты в той или  иной форме трактуют эту тему. Общая  сюжетная канва скульптурной декорации  воплощает три темы: прославление триумфальной победы России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны, хвала России, плодородной и могущественной, подчинившей себе водную стихию, и  сатира на побежденного врага.

     Композиционный  и идейный центр всего грандиозного фонтанного комплекса – это скульптурная группа “Самсона российского, рыкающего  льва Свейского преславно растерзавшего”. Трехметровая статуя, в образе библейского героя представляющая Россию-победительницу, установлена на постаменте, напоминающем скалу, и окружена восемью водометами, бьющими из пастей золоченых дельфинов. Над ними, вырываясь и пасти поверженного льва, взлетает 20-метровый водяной столб.

     Здесь, в самом центре всего ансамбля Нижнего парка, иносказательный  смысл скульптурной группы “Самсон, разрывающий пасть льва” обретает особое значение. Монумент был воздвигнут в 1735 году, в честь двадцатилетнего  юбилея Полтавской победы, окончательно решившей исход войны в пользу России. Создателем его был К. Растрелли. Знаменитая битва произошла 27 июня 1709 года, в день святого Самсония, считавшегося “небесным” покровителем русского воинства, а герб Швеции включает изображение льва. Таким образом, в скульптурном монументе получает окончательное оформление основная идея, определившая цель создания Петергофской резиденции – прославление России, победившей грозного врага.

Большой каскад создавался одновременно с дворцом  “Монплезир”. Однако первоначальная скульптура была изготовлена из свинца. Свинцовая декоративная скульптура Большого каскада, выполненная К. Растрелли, Ф. Вассу по рисункам Ж.-Б. Леблона, И. Браунштейна, Н. Микетти и М.Г. Земцова, к концу XVIII века пришла в ветхость. 19 августа 1799 года был издан указ отлить новые скульптуры из бронзы. В создании новых скульптур приняла участие плеяда блестящих русских скульпторов XVIII века. Многие статуи были воссозданы по античным оригиналам, для других модели изготовили Ф. Щедрин (“Персей” и “Сирены”), Ф. Шубин (“Пандора”) и другие. Скульптурная группа фонтана “Самсон” отливалась по модели выдающегося русского мастера скульптуры М. Козловского, автора памятника Суворову на Марсовом поле в Петербурге.

     Каскад, сооруженный в 1714 –1721 гг. сохранил свой первоначальный облик до наших дней.

     Фонтан  сильно пострадал в ходе Великой  Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона была утрачена. В 1941 году во время наступления фашистов на Ленинград, Самсон был спешно демонтирован, вывезен и закопан в окрестностях Петергофа работниками музея, на обратном пути грузовик попал под  обстрел и все участники акции  погибли. Место с «захоронением» статуей Самсона остаётся неизвестно. Восстановленный ансамбль, но уже  с позолоченной статуей открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 статуя демонтированна и отправлена на реставрацию. В 2011 статуя снова установлена.

     Симметрично по отношению к Большому каскаду, в западной и восточной частях Нижнего парка, украшающие естественный склон, который окаймляет парк с юга. В восточной части – это каскад “Шахматная гора”, в западной – каскад “Золотая гора”.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Ансамбль  восточной части парка 

     Дворец  Монплезир - в переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

     Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объем здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

Информация о работе Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»