Цыганский народный танец

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп — ромб, си́нти, муга́т, ка́лос, лом и некоторые другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Содержание

Введение 2
Глава I. Цыгане как нация 4
1.1 Цыгане как нация. 4
1.2 История цыган. 8
1.3 Цыгане на территории России: наши дни 19
Глава II. Цыганская культура 25
2.1 Система ценностей. 26
2.2 Обряды и обычаи цыган. 39
2.3 Цыганская система имён. 60
2.4 Цыганский национальный костюм 61
2.5 Структура цыганской общины 72
2.6 Цыганский дом. 76
2.7 Цыганская кухня 80
2.8 Цыганская литература. 81
2.9 Цыганская музыка 97
Список литературы 115

Введение

Работа содержит 1 файл

цыгане.docx

— 171.58 Кб (Скачать)

Самым древним из известных  нам цыганских головных уборов является тюрбан, перевитый по ободу лентами. Мужчины не долго носили такие  тюрбаны - уже через столетие после  появления в Западной Европе они  привыкли к шапкам, шляпам и беретам  местных фасонов.

Что же касается женских  головных уборов, то первым серьёзным  изменением стала завязка вокруг подбородка. Поначалу это была просто широкая полоска ткани, которую  обвязывали вокруг головы, прижимая тюрбан сверху. Произошло это к концу XV века. Далее цыганкам понравились  те вещи, которые выработала женская  мода эпохи Возрождения. Многие из цыганок  носили тюрбаны очень большого диаметра, поэтому переход произошёл плавно.

Тюрбан был заменён  на широкий твёрдый диск с завязками. Такой фасон был красив, и в  то же время удобен в кочевье, поскольку  надёжно защищал от солнца и дождя. Твёрдая основа обматывалась со всех сторон тканью. Если прежде головной убор целиком состоял из материи, то теперь ткань превратилась в декоративный элемент.

Следующий этап относится уже к семнадцатому и восемнадцатому столетию. В это  время цыганки стали носить то же, что и все окружающие женщины: вначале покрывала из гладкой  или узорчатой ткани, а потом  обычные европейские чепцы, а  также завязанные узлом под подбородком  платки. Только в XIX женщины в кэлдэрарских таборах стали носить косынки, закрученные  по бокам жгутом.

2.5 Структура цыганской общины

 

Социальная  структура цыганской общины - это  практически структура касты. Поскольку  традиционная форма социальной организации  лучше всего сохранилась у  цыган-лудильщиков (кэлдэраров), будет  правильным рассматривать её функцирование  именно на этом примере.

Традиционный  цыганский табор, это объединение  нескольких семей. На кэлдэрарском диалекте он называется кумпания. Члены табора не обязательно были родственниками. Они кочевали вместе по разным причинам - чаще всего из соображений безопасности. Самый большой котлярский табор включал в себя 20-25 палаток. От табора в любое время могла отделиться одна из семей. Заработанные деньги делились на всех, в том числе на стариков.

В настоящее  время кумпания тоже существует, но, естественно, в изменённом виде. Теперь это цыганская община, проживающая  в определённой местности.

Второй  распространённой формой организации  труда была вортэчия. Вортэчия - это  товарищество. Создавалось оно для  совместной работы. Несколько человек  собирались вместе (отдельно мужчины, отдельно женщины) и божились друг другу, что не будут утаивать доходы, которые  должны делиться на всех. Расходы тоже оплачивали все члены товарищества. Неженатому мужчине (или незамужней девушке) давали половину пая. Вортэчия у русских цыган называется амал.

Основной  составляющей табора, естественно, являлась семья. По материалам XIX-XX веков можно  сделать вывод, что в основном семья кочующих цыган состояла из родителей и детей, то есть это  была простая семья, обычно многодетная, но можно с уверенностью сказать, что наряду с простой семьёй сохранялась  и сложная.

Табор возглавлялся вожаком, но его значение в литературе сильно преувеличено и искажено. Обычно вожака рисуют как полновластного хозяина, эксплуататора. В действительности вожаком становился (без какой-либо формальной выборной процедуры) цыган, хорошо владеющий языком окружающего  населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Важно отметить, что его власть не была сродни государственной власти. У него не было никаких возможностей к принуждению - ни полиции, ни дружины. К его словам прислушивались, только если они были справедливы. Авторитет  вожака был духовным и никаким более.

Если  бы вожак вздумал нарушать цыганские  понятия о справедливости, он остался  бы без табора: цыгане стали бы кочевать отдельно от него или присоединились к другому табору, во главе которого стоял более разумный человек.

Широко  известен термин «цыганский барон». С  дворянским титулом он не имеет ничего общего. Баро по-цыгански означает большой, главный. Остальное - результат фантазии европейцев.

Само  существование вожака вполне закономерно. Даже у первобытных племён обязательно  есть вождь. Цыганские племена, вышедшие из Индии, конечно же, имели во главе  уважаемых и авторитетных людей, принимающих основные решения.

Уже в  те времена зародился миф о  всесилии цыганских правителей. Родоначальниками этого мифа были и сами вожаки. Добиваясь  для своих таборов права неподсудности, они расписывали свою строгость, присваивали себе пышные титулы «графов», «герцогов» или «воевод». Далее, в  период репрессий роль тех, кто принимал решения, не могла не усилиться - но всё же она не могла быть так  велика, как писали многие авторы.

Многие  исследователи немецкой школы утверждали, что глава табора имел неограниченную власть над своими подданными, вёл  списки своих цыган, регистрируя  рождения и смерти и сообщая обо  всех изменениях властям. Он один обладал  печатью, подтверждал браки и  разводы, мирил спорящих и назначал виновным телесные наказания, включая  калечащие. Он же изгонял провинившихся  из табора.

На наш  взгляд, многое из сказанного о вожаке верно по сути. Вместе с тем некоторые  из функций явно навязаны главе табора официальными властями Германии. Неграмотным  цыганам не нужна была печать, точные списки и прочие канцелярские принадлежности. Логичнее предположить, что как раз  в это время наметилось некоторое  смягчение антицыганской политики, поэтому уничтожение цыган решено было заменить тотальным контролем. Скорее всего на вожака и возложили обязанность главного информатора об изменениях в таборе. Для этого ему дали печать, и право применять телесные наказания.

Взгляд  немецких учёных был взглядом извне. Они не могли даже представить  себе, что для цыган есть более  страшные наказания, и это наказания  духовного свойства. Во всей цыганской  истории нам неизвестен достоверный  случай, чтобы вожак кого-нибудь казнил или покалечил. Провинившегося могли объявить «осквернённым», или  в особо тяжких случаях изгнать  из табора. В обоих случаях это  означало социальную смерть.

Сомнение  вызывает и тезис о том, что  вожак заключал браки, а также  регистрировал разводы. Брак не нуждался в регистрации (а также в церковном  венчании). Собственно свадьба была ритуалом, подтверждающим создание новой  семьи. Свидетелями этого обряда становилась вся община, а не только вожак.

Очень здравые  суждения о роли вожака были высказаны  нашим соотечественником А Шиле. Главная его мысль состоит  в том, что не страх, а уважение заставляет цыган повиноваться вожаку. Автор справедливо отводит вожаку роль хранителя древнего закона, а  не законодателя, и тем более не тирана.

Не надо забывать ещё одно - в условиях репрессий  роль руководителя была опасна. Ради интересов  табора он должен был рисковать своей  жизнью (и порой действительно  подвергался казни первым из соплеменников).

В литературе советского периода, научной и художественной, вожаку была навязана новая роль «классового  врага». Теперь его описывали ещё  и как эксплуататора бедных цыган. Естественно, в реальной жизни для  этого не было ни малейших оснований.

К сожалению, часто сами цыгане способствуют распространению  мифа о цыганском бароне. Давая  интервью журналистам, которые ищут «изюминку» для своих статей, они  рассказывают, что должность эта  передаётся по наследству, и тому подобные небылицы.

В наши дни  образ эксплуататора-вожака сменился образом мафиози, вожака преступного  клана, который растиражирован в  десятках статей. В качестве примера  приведём характерную цитату.

Важнейшим общественным институтом у всех групп  цыган был и остаётся так называемый цыганский суд. Такой суд - одна из немногих традиций, существующих ещё  с «индийского» периода цыганской  истории. Как уже говорилось, при  своём появлении в Западной Европе, кочевники старались добиться неподсудности  местным законам. Цыгане настаивали на собственном судопроизводстве в  первую очередь потому, что были уверены: чужаки, не знающие их обычаев, никогда не смогут рассудить их по справедливости. Крис или сэндо - это  названия цыганского суда. В него входили  в основном цыгане пожилого возраста; один из них вёл суд. По сути это  было собрание, где разбирали конфликт и выносили решение, которое выполнялось  беспрекословно. Все расходы на проведение собрания несла сторона, которая  требовала разбора дела. В конфликтной  ситуации цыган обычно становился прежде всего на сторону своей семьи, затем своего рода и, наконец, своей  кумпании.

В местах компактного проживания и сегодня  такой суд является единственной формой решения любого спорного вопроса. К официальным властям цыгане предпочитают не обращаться.

2.6 Цыганский дом

 

Теперь мы рассмотрим устройство традиционного для цыган жилища – цыганского шатра.

Ландшафт влияет и на тип  шатра. Ошибочно думать, что цыгане повсюду раскладывают палатки одинаково.

В Афганистане ставится даже не шатёр, а «распластанный» по земле  навес. Упор сделан на устойчивость походного  жилья от сильного ветра, который  может быть на безлесной равнине. Конструкция навеса состоит из восьми опорных шестов, полотнища огромных размеров и растяжек с кольями. «Парусность» сведена к минимуму.

В Турции некоторые группы цыган ставят свои палатки в виде свода. Эта конструкция напоминает цыганскую повозку, накрытую сверху тканью. Полукруглые согнутые жерди  связаны между собой и образуют очень прочную крышу. Скорее всего  палатку такого типа стали делать по аналогии с верхом цыганского фургона. Её недостатком является то, что  она неудобна при частых перекочёвках, поскольку много времени тратится на её складывание и раскладывание.

У цыган Турции встречаются  и другие типы палаток. Есть, например, палатка простейшего устройства, натянутая на один единственный шест. Этот тип жилья также встречался на территории России. Так цыгане из этнической группы кишинёвцев крепили  тент на углы телеги, а потом натягивали на один отклонённый наружу шест. Жёсткость  и устойчивость достигалась только за счёт растяжения ткани между вбитыми  в землю колышками. Кишинёвцы  устанавливали такие палатки  вплоть до указа 1956 года, заставившего их осесть.

«Классический» цыганский  шатёр, это палатка кэлдэраров. На котлярском диалекте шатёр называется цэра, катуна. Места для стоянок  венгерские цыгане выбирали близ воды, рядом с лесом, иногда даже на лесных опушках. Поскольку высокие деревья  гасят порывы ветра, заострённый  вверх силуэт был совершенно естественен.

Верхняя жердь-перекладина, через которую перекинуто полотнище, называется беранд. Задняя жердь, стоящая  вертикально - бели. Передняя жердь  носит название коверка. Колышек - кило. Растяжка - килодори. Две передние жерди  пересекаются вверху, и место их пересечения служит опорой для горизонтальной перекладины. Вход в шатёр закрывается  занавесом.

Помимо кэлдэраров в Венгрии  и Румынии обитали также другие группы кочевых цыган. Те из них, кого процесс производства и торговли не заставлял столь часто переезжать с места на место, выработали принципиально иной тип жилья. Так называемые «корытники» и «кирпичники» обосновывались надолго возле залежей глины или лесов, где имелись стволы большого диаметра. Соответственно, жильё ставилось порой даже не на один сезон, а значит удобства при сборке и разборке были уже не важны. Внешне временная хижина напоминала кэлдэрарский шатёр своим заострённым силуэтом. Но несущие жерди были заменены брёвнами, необходимыми хотя бы потому, что крыша сделана из тяжёлого дёрна (поверх которого иногда клали солому). Спереди ставилась добавочная вертикальная опора - как бы деревянная колонна.

Встречались в Венгрии  и другие временные жилища. Они  строились из подручных материалов и напоминали обычный навес, наклонённый  назад, чтобы обеспечить сток воды. Крыша была покрыта грубым полотном и соломой.

Кроме этого существовали землянки - как бы переходный этап между  цыганским жильём и домами местных  крестьян. У этих «строений» были стены  и даже иногда дверь. Путешественники XIX века описывают их под названиями «бурдеи». Для постройки такой  землянки рылась квадратная яма, по её краям вбивались брёвна, на которые  клали перекрытия. Всё это заваливалось валежником, грязью и землёй. Узкую  дверь из двух досок вместо петель вешали на верёвках. Внутренность землянки вымазывали глиной, сбоку делали очаг, дым из которого отводился через  выдолбленное дерево или круглую  плетёнку из ивовых прутьев. Такие «бурдеи» встречались не только в Венгрии, но и в Румынии, и в Бессарабии, и в Словакии.

Русские цыгане жили в средней  полосе, где много лесов, а значит и комаров. Спасаясь от них, кочевники  спали, отгородившись от внешней  среды так называемым пологом, напоминающим балдахин вокруг кровати. Полог был  матерчатым кубом. Он крепился к верхней  жерди палатки, и растягивался верёвками  за углы; его матерчатая крыша называлась русским словом небо. На полог обычно требовалось от 30 до 50 метров кумача, ситца или сатина. Устанавливать и убирать полог должна была женщина. Чтобы полог был достаточно большим, крышу основной палатки делали не такой острой, как у котляров. Русские цыгане растягивали верхнюю ткань под тупым углом. Шатёр таким образом был ниже, зато шире. В задней его части свободно умещалось две телеги, которые удобно было выкатить в разные стороны.

Верхняя ткань в развёрнутом  виде была размером, примерно, 6 на 8 метров. Это была плотная ткань, выносливая при плохой погоде: полотно, холст, матрасный  тик. Русские цыгане не любили плотно притягивать ткань к земле. Даже в дождливую погоду полотняная крыша  должна была как бы «парить», и чем  выше хозяин натягивал полотно, тем  его палатка считалась красивей.

Остов палатки был из деревянных шестов, которые возили с собой  и гордились, если они были тщательно  отделаны. Часто цыган не только очищал поверхность от коры топором, но и полировал её кусочком битого стекла до блеска.

По числу шестов можно  было определить, откуда цыгане родом. В северных таборах, кочевавших рядом  с Петербургом, Псковом и Новгородом было принято скреплять спереди  два шеста накрест. Смоляки, которые  проживали южнее, ставили спереди  только одну вертикальную опору.

Наряду с кочевыми цыганами существовали и оседлые группы. Их постоянное жильё тоже отличается друг от друга в зависимости от региона.

Информация о работе Цыганский народный танец