Циркизация театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:25, лекция

Описание работы

Впервые слова «циркизация театра» были произнесены применительно к третьему типу взаимоотношений цирка и театра, что позволяет сосредоточиться на этой группе спектаклей. Но и здесь следует провести разграничение. Признать единство вышеперечисленных спектаклей можно, только сочтя существенными не их эстетические координаты, а факт наличия в них цирковых элементов. Но их использование на театре было обусловлено именно эстетическими предпосылками — своими для Мейерхольда, своими для Таирова, своими для Курбаса. Таким образом, остается выбор между воссозданием исторической картины циркизации театра и теоретическим исследованием, которое предпочтительно вести в рамках одной эстетической системы, продемонстрировавшей принципиальные подходы к циркизации театра. Выбор второго пути обусловлен прежде всего тем, что сам термин «циркизация» был выдвинут изнутри мейерхольдовского лагеря. Именем Мейерхольда можно объединить и подавляющее большинство названных спектаклей (даже тех, которых Мейерхольд не только не ставил, но и не видел, — как, например, спектакль ФЭКСов). Фигура Мейерхольда возникает как своего рода точка отсчета в опытах циркизации театра.

Работа содержит 1 файл

циркызация театра.doc

— 819.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА ПОДСТУПАХ К ЦИРКИЗАЦИИ



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



в Р Е ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



в Р Е ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА КОВРЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



Р Е Н Е ФУТУРИЗМА



Р Е Н Е ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



Р Е Н Е ФУТУРИЗМА



Р Е Н Е ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



НА АРЕНЕ ФУТУРИЗМА



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



3 А Т Е Л Ь ИМЕН



3 А Т Е Л Ь ИМЕН



УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН



УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН



УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН



УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН



УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТАКЛЕЙ



УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТАКЛЕЙ



УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТАКЛЕЙ



УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТАКЛЕЙ



КкС«|СНР1С

В 1921 году на страницах «Жизни искусства» была провозглашена циркизация театра'. Статья К. Н. Державина, пронизанная призывным пафосом повернуть театр лицом к цирку, фиксировала конкретную историческую реальность: к этому времени циркизация театра уже шла полным ходом.

Программа циркизации не была очередным  витком традиционных взаимоотношений искусства театра с искусством цирка, она целиком находилась в русле новейших режиссерских исканий — тотального увлечения театра 1910-1920-х годов цирковыми приемами для продвижения вперед собственно сценического искусства.

Несмотря на узаконенность термина  «циркизация театра», в современном театроведении не существует ни одного его определения — в связи с чем возможны самые различные толкования самого понятия. В целом, взаимоотношения театра и цирка на рубеже десятых — двадцатых годов характеризуются небывалой интенсивностью. Можно выделить три основные направления, по которым проходило сближение театрального и циркового искусств.

Первое — использование в театральном спектакле циркового пространства. Наиболее известные опыты этого рода — постановки А. М. Грановского. «Макбет» и «Царь Эдип» в цирке Чинизелли в Петрограде (Театр трагедий, 1918) и «Мистерия-буфф» в цирке Саламанского на Цветном бульваре в Москве в честь делегатов III конгресса Коминтерна (1921). Очевидно, что опыты Грановского уходили своими корнями к «Царю Эдипу» Макса Рейнхардта

' См.: Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.

введение

(Немецкий театр, 1909), в роли ассистента которого Грановский и осваивал профессию режиссера. На глубинном же эстетическом уровне опыты как Рейнхардта, так и Грановского связаны с символистской концепцией театра, в русской культуре наиболее презен- тативно представленной «соборным театром» Вячеслава Иванова. Для нее было характерно приближение к ритуальным пратеат- ральным формам, пересмотр представлений о зрителях в сторону их деиндивидуализации, превращение публики в единую массу, объединенную со сценой на началах соборности. Чаемое Вячеславом Ивановым соборное единство в театре не было реализовано ни разу. Но и Рейнхардт, и Грановский добивались психологического единения зрительного зала путем использования приемов, воздействовавших на глубинные слои зрительской психологии, апеллировавших к коллективному бессознательному публики. Цирковое пространство — круглая арена и амфитеатр — предоставляло наилучшие возможности для таких опытов. Кроме того, цирковое пространство ассоциировалось с пространством древнегреческого театра, что позволяло видеть в спектаклях, поставленных на цирковой арене, возврат к театральным истокам, к театральной системе, еще окончательно не утратившей связи с ритуалом. Любопытно отметить, что В. Э. Мейерхольд в конце 1920-х годов вернулся к символистской линии взаимодействия театра и цирка — в описании потребного ему театрального пространства без труда угадываются очертания громадного циркового амфитеатра'.

Второе направление в новейших взаимоотношениях театра и цирка  — так называемая «театрализация цирка», — «период красочных революционных пантомим»1. Участник «театрализации цирка» художник Б. Р. Эрдман так вспоминал об этих экспериментах. «Не считаясь с особенностями, свойственными цирку, мы строили цирковое представление, как театральный спектакль. Нас не удовлетворяли темные цвета костюмов у рыжих, однообразие трико акробатов и ковбойские костюмы наездников. Мы решили сделать цирк „театром беззаботной радости"»2. Оценивавший театрализацию цирка по прошествии почти десяти лет В. П. Мелик-Хаспа- бов написал: «На этом пути в первые тяжелые годы революции были достигнуты свои успехи. Однако была сделана и ошибка. Эти, слишком театрализованные зрелища, вытеснили основные элементы цирка. Последовала реакция. Идейно задуманные и красочно выполненные пантомимы были совершенно отброшены, и мы вернулись к старому цирку»3. Историки цирка сходятся во мнении, что «театрализация цирка» не имела (добавим от себя: да и не могла иметь) каких-либо значительных последствий для искусства арены и быстро сошла на нет4.

И наконец третье направление сближения театра с  цирком — использование в драматических  спектаклях актерских приемов и  умений циркового происхождения: акробатики, жонглерства, дрессуры, иллюзионизма, клоунады. Как правило, эти опыты сопровождались движением драматургии спектакля в сторону цирковой программы, а вещественного оформления — к цирковым станкам и реквизиту. Даже не полное перечисление спектаклей с использованием цирковых элементов выглядит достаточно внушительно: две редакции «Мистерии-буфф» (1918, 1921), «Смерть Тарелкина» (1922), «Лес» (1924) В. Э. Мейерхольда, «Первый винокур» Ю. П. Анненкова (1919), спектакли Народной комедии С. Э. Рад- лова (1920-1922), «Принцесса Брамбилла» (1920), «Жирофле Жирофля» (1922) А. Я. Таирова, представления и парады Н. М. Фо- реггера в Мастфоре (1922-1924), «Женитьба» (1922) Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, «Мексиканец» (1 921) В. С. Смышляева и С. М. Эйзенштейна, «Мудрец» (1 923) С. М. Эйзенштейна, «По- шились у дурж» (1924) Л. Курбаса.

Очевидна разнонаправленность этих трех тенденций. Ясно, что театрализация цирка являлась процессом, противоположным цир- кизации театра — «несущей конструкцией» ее опытов было цирковое представление. Поэтому, думается, разговор о театрализации цирка может вестись только с позиций цирка, а это противоречит нашим намерениям. Но и опыты по использованию в драматическом спектакле циркового пространства и цирковых элементов следует развести в разные стороны: их различный генезис предполагает и различные исследовательские подходы. К тому же цирковое пространство таких спектаклей не сохраняло своего циркового значения, являясь для режиссеров театральным пространством архаического типа. То есть цирковое происхождение пространства было не просто несущественно, но игнорировалось, в связи с чем эти опыты вообще не позволяют говорить о циркизации — не «из-за цирка» к такому пространству обращались.

Впервые слова «циркизация театра»  были произнесены применительно к третьему типу взаимоотношений цирка и театра, что позволяет сосредоточиться на этой группе спектаклей. Но и здесь следует провести разграничение. Признать единство вышеперечисленных спектаклей можно, только сочтя существенными не их эстетические координаты, а факт наличия в них цирковых элементов. Но их использование на театре было обусловлено именно эстетическими предпосылками — своими для Мейерхольда, своими для Таирова, своими для Курбаса. Таким образом, остается выбор между воссозданием исторической картины циркизации театра и теоретическим исследованием, которое предпочтительно вести в рамках одной эстетической системы, продемонстрировавшей принципиальные подходы к циркизации театра. Выбор второго пути обусловлен прежде всего тем, что сам термин «циркизация» был выдвинут изнутри мейерхольдовского лагеря. Именем Мейерхольда можно объединить и подавляющее большинство названных спектаклей (даже тех, которых Мейерхольд не только не ставил, но и не видел, — как, например, спектакль ФЭКСов). Фигура Мейерхольда возникает как своего рода точка отсчета в опытах циркизации театра.

Информация о работе Циркизация театра