Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:15, контрольная работа
Комплексная образовательная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Была разработана в 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и другими).
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Задание 1. Анализ комплексной программы дошкольного образования
Комплексная образовательная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Была разработана в 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и другими).
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:
«Познание». Помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение). Развитии их познавательной активности, любознательности.
«Гуманное отношение». Ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру.
«Созидание». Развитие самостоятельности как высшего проявления творчества.
«Здоровый образ жизни». Воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий! и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.
В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы: «Библиотека программы «Детство»; «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности, в том числе художественно-творческой. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (3 и 4 год жизни), средний (5 год жизни) и старший дошкольный возраст (6 и 7 год жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки», подразделе «Изобразительное искусство» такова:
1. Задачи воспитания.
2. Содержание представлений (ЗУН) по областям: «Декоративное искусство»: «Декаротивно-прикладное искусство» и «Декоративно-оформительское искусство», «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Архитектура».
3. Практические умения по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
4. Уровни освоения умений: низкий, средний, высокий.
5. Методические советы.
6. Рекомендуемые произведения изобразительного искусства.
Методические рекомендации по ИЗО деятельности:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа /И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2009.
Настоящее пособие содержит систему развивающих занятий изобразительной деятельностью в старшей группе детского сада, приоритетные задачи на учебный год, системное планирование и 96 вариативных конспектов с конкретными методическими рекомендациями.
2. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников (рекомендации, занятия, дидактические игры) /М.Г. Смирнова. – М.: Учитель, 2009.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Представленные в пособии материалы - рекомендации, занятия, дидактические игры, упражнения, картотека художественного слова - помогут организовать образовательное пространство, способствующее развитию творчества старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Пособие предназначено воспитателям детских садов и детских домов, учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, будет полезно родителям и домашним педагогам.
3. Дронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников /Т.Н. Дронова. – М.: Просвещение: Росмэн, 2008.
В пособии предлагаются примерное планирование и методические рекомендации, с помощью которых педагоги, работающие по программе «Из детства - в отрочество», смогут организовать работу по художественно-эстетическому развитию детей в разных возрастных группах.
Задание 2. Анализ дополнительной программы по изобразительной деятельности дошкольников «Красота. Радость. Творчество»
Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году.
Программа эстетического воспитания «Красота. Радость. Творчество» является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию детей в дошкольном детстве.
В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество.
Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Программа строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка.
Программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет.
Программа «Красота. Радость. Творчество» включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства - досуги и развлечения.
* Содержание программы реализуется в следующих разделах:
* Искусство в жизни ребенка.
* Эстетическая развивающая среда.
* Красота природы.
* Знакомство с архитектурой.
* Литература.
* Изобразительная деятельность.
* Музыкальная деятельность.
* Досуг и творчество.
* Творчество.
Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.
Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В разделе «Изобразительная деятельность» выписаны задачи изобразительного образования и воспитания детей.
В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.
В ясельной группе c малышами двух – трех лет перед преподавателем стоит задача уровнять умения деток, то есть доходчиво объяснить и показать, что из себя представляют карандаш, кисточка, фломастер, краски, и как их правильно использовать.
Первый навык, который осваивают малыши на уроках рисования - это умение правильно держать карандаш или кисть в руке.
В последующем дети обучатся самым разнообразным навыкам рисования: выполнять мазки гуашью, проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, рисовать фломастером, а после и гуашью. Ближе к 3 годам детей учат рисовать замыкающиеся фигуры – овал, круг, абстракции.
В программе уточняется, что каждое занятие по изображению предмета или явления начинается с рассказа воспитателя об изображаемом.
Первые занятия малышей необходимо посвятить рисованию хорошо знакомых ребенку вещей («Стол», «Тарелка», «Дождик», «Снежок»).
При переходе в младшую группу предполагается повторение знаний, пройденных в ясельной группе. Рисование выполняетсяуже знакомыми детям инструментами (гуашь, карандаши, фломастеры), но добавляется понятие границ, без выхода за рамки изображения. Предлагается изображение элементарных фигур.
В средней группе в изображаемые предметы добавляется больше дополнительных деталей небольшого размера. Внимание уделяется и цветовому решению, вводится использование нескольких цветов, для реалистичности рисунка. В одном рисунке появляется несколько отдельных предметов, например, не одно дерево, а целый лес и солнышко в небе.
На этом этапе дети учатся рисовать дом, начиная от корпуса и заканчивая многоэтажным домом со всеми необходимыми элементами. Малыши осваивают умение рисовать разные овощи и фрукты, и пейзажи в различные поры года.
В старшей группе дети осваивают рисование карандашом и штриховку, учатся выполнять очертания карандашом, а закрашивать гуашью. Ребятам предлагается изображать несложные сюжеты и рисунки на различном расстоянии. Продолжается обучение рисования животных и людей, соблюдая пропорции частей тела.
Предлагается иллюстрирование, прочитанных сказок, что развивает воображение и фантазию детей.
Таким образом, программа построена на постепенном усложнении изучаемого материала, предполагает повторение материала.
Техники и приемы рисования выбираются исходя из их простоты и эффективности. Отдается предпочтение таким, при использовании которых у ребенка не возникают затруднения и сложности. При таком построении воспитательного процесса, создание изображения и получение конечного результата получаются интересными и привлекательными для ребенка.
Таким образом, техника рисования предлагаемая в программе на протяжении всех возрастных периодов проходит несколько изобразительных этапов: «марание» - ритмичное движение руки с нестандартной композицией пятен и мазков, с размазыванием краски, штриховка и каракули – это уже начальная графика, с использованием карандаша и мелков (ритмичное и хаотичное нанесение прямых и кривых линий), техника рисования замкнутых контуров, различных форм, сопоставление отдельных фигур, для достижения конечного результата.
Таким образом, программа предусматривает обучение всем необходимым для дошкольного возраста умениям, работе в различных техниках, что подготавливает руку ребенка к письму, развивает фантазию, воображение, выполняются все прописанные задачи.
Информация о работе Анализ комплексной программы дошкольного образования