Методы комплексного анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:49, реферат

Описание работы

Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждой организации должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других организаций, с явлениями и процессами, происходящими в экономике страны. Например, изменения объема и структуры продаж должны рассматриваться в связи с общим ростом производства товаров в данном районе, области, изменениями в покупательной способности местного населения, а также с учетом происходящих изменений в структуре потребления населения.

Работа содержит 1 файл

Методы комплексного экономического анализа.docx!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 26.96 Кб (Скачать)

Методы комплексного экономического анализа.

 

Под методом  экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.

Сущность  метода экономического анализа хозяйственной  деятельности определяется его предметом  и задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать  метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной  деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе.

В экономической  литературе нет достаточно четкого  разграничения между методами и  методиками экономического анализа, однако, такое разграничение провести следует.

Метод анализа  имеет следующие характерные  для него особенности:

комплексность изучения хозяйственной деятельности;

рассмотрение  хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии;

раскрытие факторов и измерение их влияния  на хозяйственную деятельность;

обобщение результатов анализа;

разработка  мероприятий по устранению недостатков  и дальнейшее улучшение всей работы организаций и организаций.

Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждой организации  должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью  других организаций, с явлениями  и процессами, происходящими в  экономике страны. Например, изменения  объема и структуры продаж должны рассматриваться в связи с  общим ростом производства товаров  в данном районе, области, изменениями  в покупательной способности  местного населения, а также с  учетом происходящих изменений в  структуре потребления населения.

В ходе экономического анализа хозяйственной деятельности организаций выявляют и измеряют факторы, нередко действующие в  противоположных направлениях. Так, рост прибыли, например, может быть обусловлен увеличением объема продаж, сокращением затрат и др., а уменьшение прибыли - замедлением оборачиваемости  оборотных средств и др. Чтобы  полученные результаты были понятнее и давали как можно больше информации, комплексные (сложные) показатели расчленяют на составные элементы, изучают их от общего к частному, применяя дедуктивный  прием исследования. Изучение отдельных  элементов в увязке с общими результатами — это индуктивный прием исследования - от частного к общему.

Так, при  оценке выполнения плана продаж, сначала  применяют дедуктивный прием  исследования: определяют выполнение плана по всей организации, затем  устанавливают отклонения по отдельным  товарам, товарным группам и т.д., а также изучают факторы, вызвавшие  эти отклонения. Затем применяют  индуктивный прием исследования: группируют выявленные частные результаты, обобщают наиболее важные причины и факторы, повлиявшие на выполнение плана, и делают выводы. Дедуктивный и индуктивный приемы - это две стороны исследования, они обеспечивают единство и неразрывную связь анализа и синтеза.

Обобщение результатов анализа представляет собой существенную часть метода. После изучения отдельных сторон и показателей хозяйственной  деятельности, подводят итоги исследования. Данные анализа обобщают так, чтобы  можно было получить представление  об объеме и качестве работы не только организации в целом, но и ее частей и подразделений. Результаты анализа  систематизируют по направлениям хозяйственной  деятельности, по основным участкам работы организации, дают характеристику показателей, указывают основные причины и  факторы, повлиявшие на уровень отдельных  показателей и общие результаты деятельности организации, делают выводы, дают оценку проделанной работе.

Анализ завершается  разработкой мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию и использование  резервов, на дальнейшее улучшение  всей хозяйственной деятельности организации.

Метод экономического анализа предполагает использование  специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и  способов, которые применяются при  изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методики  экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся  терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную  роль и обеспечивают возможности  лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.

К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся: предварительная  ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое  отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты и доступны для практического  применения.

Статистические  методы включают в себя использование  средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и  регрессионный анализ и др.

Экономико-математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Предварительная ориентировка в итогах работы организации проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов продаж, доходов, расходов, наличие собственных оборотных средств и др. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.

Исчисление  средних и относительных величин, которые широко применяются в  экономическом анализе, позволяет  объективно оценить хозяйственные  процессы. Как правило, при анализе  используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявленных тенденциях по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.

Сравнение - научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью определения общих черт, либо различий между ними.

Рассмотрим  наиболее типичные ситуации, в которых  используется способ сравнения.

Сопоставление плановых и фактических показателей:

Пример сравнения  показателей при оценке выполнения плана

Вид

товара

Объем производства, шт. Абсолютное

отклонение, шт.

Темпы роста,

%

план факт
А 300 327 27 109    
В 250 225 -25 90    

План по производству товара А перевыполнен на 9%, а по изделию В - недовыполнен на 10 %.

Выявленные  отклонения являются объектом дальнейшего  анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут  быть результатом заниженного или  недостаточно напряженного плана.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Рассчитав индексы и построив временной  ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о  динамике объема производства.

Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы являются наиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.

Существует  три вида таблиц:

- простые  таблицы (где перечисляются элементы  характеризуемого объекта);

- групповые  таблицы (данные объединяются  в группы по однородному признаку);

- комбинированные  (данные разбиваются на группы  и подгруппы по нескольким  признакам).

Групповые и комбинированные таблицы предназначены  для установления связи между  изучаемыми явлениями, а простые  таблицы дают перечень информации об изучаемом объекте.

Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, - наиболее наглядный способ показа и характеристики анализируемых данных. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков - диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах - в виде условных обозначений на схемах. В зависимости от способа построения различают столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.

Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.

Группировки подразделяются по сложности  построения:

- простые  (с помощью которых изучается  взаимосвязь между объектами,  структурированными по определенному  признаку);

- комбинированные  (сначала делятся по одному  признаку, а потом внутри каждой  подгруппы происходит деление  по другим признакам).

Только продуманные  группировки дают возможность глубоко  проанализировать явления, характеризовать  их черты, взаимосвязи между отдельными показателями. С их помощью можно  показать зависимость уровня затрат от объема продаж, оборачиваемости  и др. Без них нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется разными  типами организаций.

В процессе аналитической работы можно сгруппировать  подразделения организации по уровню выполнения плана, производительности труда, загрузке оборудования, оснащенности средствами автоматизации и механизации  труда и др., чтобы определить уровень экономической эффективности  отдельных подразделений организации, выявить резервы улучшения работы отстающих подразделений.

Балансовый  метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и.

Так, при  анализе обеспеченности организации  сырьем сравнивают потребность в  сырье, источники покрытия потребности  и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Метод корреляционного  и регрессионного анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

Метод корреляционного  анализа чаще всего используют, чтобы  установить взаимосвязи между экономическими показателями, не находящимися в функциональной зависимости, т.е. когда изменение  одного экономического показателя не вызывает определенное и неизбежное изменение другого. Например, на уровень  средней заработной платы работника  влияет его квалификация. Однако уровень  оплаты труда работников с одинаковой квалификацией может быть различен, так как на него влияют и такие  факторы, как организация производственного  процесса, производительность труда  и др. Вероятностная зависимость  между явлениями, не имеющая функционального  характера, называется корреляционной.

Информация о работе Методы комплексного анализа