Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:49, реферат
Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждой организации должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других организаций, с явлениями и процессами, происходящими в экономике страны. Например, изменения объема и структуры продаж должны рассматриваться в связи с общим ростом производства товаров в данном районе, области, изменениями в покупательной способности местного населения, а также с учетом происходящих изменений в структуре потребления населения.
Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.
Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе.
В экономической литературе нет достаточно четкого разграничения между методами и методиками экономического анализа, однако, такое разграничение провести следует.
Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности:
комплексность изучения хозяйственной деятельности;
рассмотрение
хозяйственных процессов в их
взаимосвязи и
раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность;
обобщение результатов анализа;
разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы организаций и организаций.
Комплексное
изучение хозяйственной деятельности
означает, что работа каждой организации
должна анализироваться не изолированно,
а в органической связи с деятельностью
других организаций, с явлениями
и процессами, происходящими в
экономике страны. Например, изменения
объема и структуры продаж должны
рассматриваться в связи с
общим ростом производства товаров
в данном районе, области, изменениями
в покупательной способности
местного населения, а также с
учетом происходящих изменений в
структуре потребления
В ходе экономического
анализа хозяйственной
Так, при
оценке выполнения плана продаж, сначала
применяют дедуктивный прием
исследования: определяют выполнение
плана по всей организации, затем
устанавливают отклонения по отдельным
товарам, товарным группам и т.д.,
а также изучают факторы, вызвавшие
эти отклонения. Затем применяют
индуктивный прием
Обобщение
результатов анализа
Анализ завершается разработкой мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию и использование резервов, на дальнейшее улучшение всей хозяйственной деятельности организации.
Метод экономического
анализа предполагает использование
специальных приемов и способов
аналитической обработки
Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.
К традиционным
способам и приемам экономического
анализа относятся: предварительная
ориентировка в итогах работы организация;
сравнение показателей; исчисление
средних и относительных
Статистические
методы включают в себя использование
средних и относительных
Экономико-математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
Предварительная ориентировка в итогах работы организации проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов продаж, доходов, расходов, наличие собственных оборотных средств и др. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.
Исчисление
средних и относительных
Сравнение - научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью определения общих черт, либо различий между ними.
Рассмотрим наиболее типичные ситуации, в которых используется способ сравнения.
Сопоставление плановых и фактических показателей:
Пример сравнения показателей при оценке выполнения плана
|
План по производству товара А перевыполнен на 9%, а по изделию В - недовыполнен на 10 %.
Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
Рассчитав
индексы и построив временной
ряд, характеризующий, например, выпуск
продукции в стоимостном
Способы табличного
отражения аналитических
Существует три вида таблиц:
- простые
таблицы (где перечисляются
- групповые
таблицы (данные объединяются
в группы по однородному
- комбинированные (данные разбиваются на группы и подгруппы по нескольким признакам).
Групповые
и комбинированные таблицы
Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, - наиболее наглядный способ показа и характеристики анализируемых данных. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков - диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах - в виде условных обозначений на схемах. В зависимости от способа построения различают столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.
Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.
Группировки подразделяются по сложности построения:
- простые
(с помощью которых изучается
взаимосвязь между объектами,
структурированными по
- комбинированные (сначала делятся по одному признаку, а потом внутри каждой подгруппы происходит деление по другим признакам).
Только продуманные группировки дают возможность глубоко проанализировать явления, характеризовать их черты, взаимосвязи между отдельными показателями. С их помощью можно показать зависимость уровня затрат от объема продаж, оборачиваемости и др. Без них нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется разными типами организаций.
В процессе
аналитической работы можно сгруппировать
подразделения организации по уровню
выполнения плана, производительности
труда, загрузке оборудования, оснащенности
средствами автоматизации и механизации
труда и др., чтобы определить
уровень экономической
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и.
Так, при анализе обеспеченности организации сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Метод корреляционного и регрессионного анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.
Метод корреляционного
анализа чаще всего используют, чтобы
установить взаимосвязи между