Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат
Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.
1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:
Бассейн - плоский декоративный водоем четких геометрических очертаний или имеющий живописную линию контура. Основная композиционная задача создания бассейнов - подчеркнуть и усилить эффект отражения зеркала воды, декоративность дна бассейна. Бассейны сочетаются с небольшими фонтанами или декоративными композициями из водных растений, мелкой пластикой. Типологическое и композиционное разнообразие водных устройств подтверждает рис. 2.44, а-к на цветной вкладке.
Фонтан - декоративное водное устройство, состоящее из чаши (бассейна) или другого водосборника и одной или многих трубок, из которых под давлением бьют струи воды. Фонтаны часто украшаются также скульптурой.
Рис. 2.41. Методы сохранения деревьев
при изменении
рельефа (по Л.С.Залесской): а, б - охрана деревьев при
повышении отметок уровня земли; в, г - охрана деревьев при
понижении отметок
Широко известны водно-скульптурные ансамбли Петродворца, Версаля и других памятников садово-паркового искусства. Масштаб водных устройств определяется их местом в городском или загородном ландшафте. Так, бульвар в Ереване, созданный в ознаменование 2750-летия города, представляет собой водный партер из пяти водоемов, в каждом из которых бьет по 550 струй. Особой разновидностью являются цветомузыкальные фонтаны, композиционная основа которых - синхронное взаимодействие бьющей струями воды, света, цвета и музыки.
Из мелких водных устройств наиболее многочисленны и разнообразны питьевые фонтанчики, выполняемые из различных материалов. Это может быть простейшее устройство в виде родничка среди группы валунов или сложное фонтанное устройство со скульптурой.
Водные источники иногда оформляют в виде грота -искусственного паркового сооружения, создаваемого по подобию естественных гротов в скалах. Гроты в прошлом были широко распространены в качестве малой архитектурной формы в парках романтического стиля.
Каскад - естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В садово-парковом искусстве каскад представляет собой систему водопадов, создаваемых с помощью расположенных на разных уровнях водоемов. Каскады могут иметь как богатое архитектурное решение (Петродворец, итальянские виллы эпохи Возрождения и др.), так и скромные, почти природные формы из естественного камня, например на
небольшом ручье в гуще зелени парка (парк Софиевка в Умани). В Минске
в виде декоративного каскада оформлен сброс воды между
водохранилищами Крыница и Дрозды, большое число каскадов
создано в Слепянской водно-парковой системе (рис. 4.8, а-д на
цветной вкладке). Интересен многоступенчатый каскад в зоне пересечения водной системы с проспектом Франциска Ско-рины. Каскад сочетается с водоемом со струйным фонтаном.
Парковый канал - водно-парковый элемент линейного типа. Его основная функция - подача воды к фонтанным и каскадным устройствам, связь системы прудов и других водоемов. Дополненные видовыми площадками, спусками к воде, мостовььми переходами, чисто декоративными элементами, каналы играют важную роль в формировании художественных качеств паркового ландшафта.
Интересен пример устройства в пригородной зоне Минска канала для водного слалома, совмещающего спортивные функции с техническими. Первоначально он был задуман при реконструкции Заславльского водохранилища в качестве второго водовыпуска (рис. 2.44, к на цветной вкладке).
Фрагменты культурного ландшафта по существу синтетичны. Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудование, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.
Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элементами, являются: устройства для растений - трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов, парковая скульптура, элементы водных устройств - спуски к воде, обрамление водоемов, мостики и т.п.; элементы обработки рельефа - лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.
Для композиции садовой мебели, оборудования игровых и прочих площадок, поиска их архитектурной формы важно выявление связей между объектом и окружением. Вариаций этих связей может быть множество: природный объект в природном окружении (формованная «зеленая скульптура» на поляне в парке), природный объект в окружении городской застройки (зеленая скульптура или дерево-скульптура на замощенной площади), декоративная пластика или информационный знак в лесопарке, сквере или на административной площади города и т.д.
В качестве общих композиционных принципов создания малых архитектурных форм следует выделить контраст, нейтральность или подчинение ландшафтной среде. Выделяются два аспекта: когда одна и та же малая архитектурная форма соотносится с различной средой, и когда в одной и той же ситуации размещаются разные по цвету, форме, материалу объекты. Например, если оборудование, штампованное из ярких пластмасс, контрастно по отношению к среде лесопарка, нейтраль-но и уместно на улице современного города, подчинено общему стилю окружения на выставке по промышленной эстетике, то для скамьи из слегка обработанного дерева по отношению к названным средам выстраивается обратный ряд: подчинение, нейтральность, контраст. Если сказать точнее, то скамья из естественного дерева сливается с окружением в лесопарке и контрастна не только на территории выставки современного дизайна, но и на городской улице. Рассмотрим еще ряд примеров. Контрастны, нейтральны или композиционно подчинены ландшафтной среде могут быть, например, павильоны автобусных остановок на дороге, проходящей через ценные живописные ландшафты. Контрастны своеобразные бетонные «скорлупки» или яркие по цвету, броские по форме конструкции из синтетических материалов, нейтральны или даже подчинены сооружения из камня, дерева и других естественных материалов с использованием в композиции мотивов народного зодчества.
Нельзя не учитывать, на каком фоне будет восприниматься ваза (естественный пейзаж или многоэтажная застройка), на композиционную организацию какого пространства (большого или малого) она рассчитана, на каком основании будет поставлена (газон, бетонное или другое мощение). Парковая ваза может иметь традиционные формы вазы для цветов или сама быть стилизованным цветком. Очевидно, что если ваза задумана для цветов, то ее автор принимает во внимание масштаб и структуру растений, цвет и форму цветков, листьев.
Природное в малых архитектурных формах может быть передано или опосредованно, путем художественной стилизации, или прямым копированием, подражанием. Во втором случае объекты, как правило, испытывают в естественном пейзаже «реакцию отторжения».
В современной практике создания малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства наметились два направления: индустриализация производства и сборность; создание индивидуальных малых форм из традиционных строительных материалов дерева, камня, монолитного бетона и др.
В первом направлении наиболее прогрессивным можно считать унификацию не законченных изделий, а отдельных элементов, номенклатура которых допускает комбинационную сборку, а, следовательно, потенциально содержит в себе возможность «приспособляемости» к среде через многовариантность. Основной принцип - создание максимального количества типов готовых изделий из минимального числа элементов.
Типизация не исключает использование индивидуальных малых архитектурных форм. Однако в художественном отношении острой проблемой остается поиск разумного соотношения стандартного и индивидуального, ограничение произвольного тиражирования последних; использование синтетических материалов и соответствующий поиск новых форм (рис. 2.45).
Рис. 2.45. Малые архитектурные формы для растений: а - пергола;
б - трельяж; в - жардиньерка; г - ваза
Существенную группу малых архитектурных форм для озеленения составляют устройства для вьющихся растений - перголы, трельяжи, беседки, «зонтики» и др. Они являются не только декоративными элементами, но и имеют функциональное значение, организуя места отдыха в парках, садах, на пешеходных путях, особенно в южных районах, где постоянной заботой в организации пространства под открытым небом является создание тени. (В XVIII -XIX вв. распространена была «окказиональная» архитектура - недолговечные сооружения - триумфальные арки, балдахины, беседки, украшенные зеленью и цветами. Эти малые формы использовались во время религиозных и светских обрядов и празднеств.)
Пергола по конструкции и мматериалу может быть различной - каменные столбы и деревянные балки по ним, вся деревянная или металлическая. На юге распространены арочные аллеи, увитые вьющимися растениями. Нередко вьющиеся растения высаживают у опор уличного освещения.
Трельяж - деревянная решетка или иная ажурная конструкция из других материалов, применяемая, как и пергола, в качестве основы для вертикального озеленения. Трельяжи используются для функционального и композиционного разграничения пространства, выделения мест отдыха и пр.
Понятия «скульптура в пленэре», «парковая скульптура» ассоциативно связываются прежде всего с известными дворцово-парковыми комплексами. Там скульптура произведение пластического искусства и неотъемлемый элемент архитектурного ансамбля. В наше время пластика в пленэре значительно многообразнее по форме, функции, материалу. Это монументы из мрамора и бронзы, абстрактные композиции из керамики и металла, функциональная (игровая) скульптура из бетона, почти природные формы из дерева и камня.
Какова же композиционная обусловленность скульптуры и архитектурно-ландшафтной среды? При выявлении взаимосвязи «скульптура - среда под открытым небом» начинают размываться границы между сферами деятельности архитектора, скульптора, дизайнера и ландшафтного архитектора. Возникает проблема синтеза искусств (рис. 2.50, 2.51 на цветной вкладке).
Скульптура в пленэре под влиянием изменчивости цветовой и световой среды обнаруживает новые качества, которые не проявляются в закрытом помещении. Использование декоративных свойств материала и особенностей его обработки - один из художественных резервов пластического искусства. Все чаще скульптор, работая под открытым небом, обращается к керамике, металлу, естественному камню, дереву, потому что органичнее всего вписывается в природу природное.
В современном городе взаимосвязи человека с его окружением и сама структура урбанизированной среды усложняются. Постоянно находясь в окружении многоэтажной застройки, горожанин все больше утрачивает связь с живой природой и чувство сомасштабности своему окружению. Поэтому столь существенное значение приобретает эстетика деталей городского ландшафта, воспринимаемых наиболее близко и создающих необходимый гармоничный переход от масштаба человека к масштабу сооружений. И не случайно мы наблюдаем ощутимое перемещение центра творческих интересов к архитектуре поверхности земли и в целом - к ландшафтному дизайну открытых пространств города, их оборудованию, к детальному ландшафтному проектированию.
Список литературы:
1.Изд.: М: Изд. дом "ОНИКС 21 век"; Год: 2004; Изд.2-е, испр.; Стр. : 113
2.Людмила Васильевна Кашкина - Основы градостроительства. Москва, Владос, 2005.
Кочережко О.И., Кочережко Н.В. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Советы дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -304 с.