Композиция в ландшафтном проектировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.

Содержание

1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 9.53 Мб (Скачать)

быстрорастущие (прирост до 1 м) деревья ли­ственные (ясени обыкновенный и пенсильванский, пла­тан, вяз мелколистный и др.), хвойные (лиственницы европейская и сибирская, ель обыкновенная и др.); кустарники (лох узколистный, клен татарский, кали­на и др.);

медленнорастущие (прирост деревьев в высоту до 0,25 — 0,2 м) лиственные (груши и яблони лесные), хвойные (кедр), кустарники (облепиха, ирга, бирю­чина и др.).

В ширину крона обычно растет медленнее, чем в высоту. Но зато в ширину дерево продолжает расти и после прекращения роста в высоту. Эти биологические особенности древесных пород необходимо учитывать при создании насаждений и растительных группиро­вок, так как смешение медленнорастущих и быстрорас­тущих пород значительно затрудняет формирование пейзажа.

Долговечность древесных пород в значительной мере зависит от условий внешней среды. По долговечности деревья и кустарники разделяют на весьма долговеч­ные (деревья, живущие до 500 лет и более, кустарники -до 100 лет и более), долговечные (деревья с продолжи­тельностью жизни 200 - 500 лет, кустарники - 50 100 лет), средней долговечности (деревья 100 200 лет, кустарники - 25 - 50 лет). Быстрорастущие породы, как правило, менее долговечны, чем медленно­растущие. Продолжительность жизни зеленых насаж­дений особенно быстро сокращается в экологически не­благоприятных условиях города.

Рядовые посадки создаются или только из дере­вьев, или только из кустарников, или комбинирован­ные, ярусные - из деревьев и кустарников. В рядовых посадках растения высаживаются в один, два и более рядов. Деревья выбираются с ровным, прямым стволом и правильной кроной.

Наиболее распространенные виды рядовых посадок -аллеи и живые изгороди. Аллеи бывают однопородные и смешанные, с использованием контрастных по высо­те и форме деревьев, симметричные и асимметричные. В старинных парках создавались иногда сплошные или почти сплошные аллейные посадки (через один - два метра) в виде стены стволов, или шпалеры (это ряд густо посаженных деревьев или высоких кустарников, стриженных в стенку), а также применялась деревян­ная решетка (трельяж) с вертикальной вьющейся рас­тительностью. Практикуется многорядная посадка в квадрат или в шахматном порядке. Последняя дает более плотные массивы и возможность кроне лучше разви­ваться. Раньше использовался прием «кенконс», т.е. мно­горядная посадка деревьев в квадрат или в шахматном порядке непосредственно в полотно аллеи (в покры­тии аллеи устраивались посадочные лунки). Для со­здания затененных аллей возможна посадка по оси их «букетов» (по 3 - 5 экземпляров деревьев в одну лун­ку). При этом расстояние между лунками увеличива­ется. Известны сводчатые посадки - сомкнутыми сво­бодными кронами и формованные - с применением специальной стрижки. (В прошлом крытая аллея, до­рожка, свод которой образовался из переплетенных вет­вей деревьев или легких деревянных или металличе­ских арок, увитых плющом, лианами, назывались бин-даж, или берсо. Так же называли участок сада, окру­женный сводчатыми аллеями, — прием, характерный для садово-паркового искусства эпохи барокко.)

При рядовых посадках (озеленение улиц, бульва­ров, стандартных аллей) минимальное расстояние меж­ду деревьями и кустарниками нормируется. В проект­ной практике принято усредненное расстояние между стволами деревьев, равное 5 м. Однако существуют и более дифференцированные рекомендации. Нормы да­ются для взрослых растений в зависимости от их ве­личины при достижении зрелости, отдельно для свето­любивых и теневыносливых пород. При высоте дере­вьев 25, 20 и 15 м расстояние между стволами соответ­ственно для светолюбивых - б, 4 - 5, 3 - 4 м, а для теневыносливых - 4 - 5, 3 - 4 и 2,5 - 3 м.



 



 



Рис. 2.10. Примеры формирования групп деревьев с учетом экологических требований: а, б - с учетом биологической со­вместимости; в, г - с учетом условий произрастания: 1 - клен остролистный; 2 - клен явор; 3 - клен полевой; 4 - ель обыкновенная; 7 - можжевельник казацкий; 8 - ольха черная; 9 - ива белая (плакучая); 10 - черешня обыкно­венная; 11 - сосна крымская

Для кустарников расстояния при рядовой посадке высоких, средних и низких растений принимаются со­ответственно 1,0 - 1,5; 0,6 - 1,0; 0,4 - 0,6 м. В ас­сортиментных и агротехнических справочниках нор­мы даются в количестве кустов на погонный метр. Нор­мируется ширина полос зеленых насаждений (табл. 2) и расстояние посадки деревьев и кустарников от зда­ний и сооружений (табл. 3).

Живые изгороди создаются из кустарников, дере­вьев или их сочетаний, высаживаемых в два, три и более рядов. Живые изгороди формируются из кустар­ников в естественном состоянии или специально стри­гутся. Они служат для декоративных целей, а также для защиты от пыли, ветра, снега. Живые изгороди, как и аллеи, могут быть одно- и многоярусными, одно- или многопородными. В зависимости от высоты живые изгороди подразделяются на низкие - 0,5 - 1 м, сред­ние - 1 2 м и высокие 3 м. Живые изгороди высотой до 50 см называются бордюрами и применя-тся для окантовки газона, партера, цветника (для уст­ройства в них орнаментов).

Для высоких живых изгородей выбирают древовид­ные кустарники или даже деревья, которые для созда­ния большей плотности высаживаются в шахматном порядке. Плотность достигается также смешанными мно­гоярусными посадками, в которых используются кус­тарники и деревья разной высоты.

При декоративной стрижке (формовке) растений их кронам придают искусственную форму, что достигается

 

 

Ширина полос зеленых насаждений                                Табл. 2

 

 

Наименьшая

Полоса

ширина

 

полосы, м

Газон с рядовой посадкой деревьев в

 

одном ряду с кустарниками:

 

однорядная посадка

2

двухрядная посадка

5

Газон с однорядной посадкой кустарников:

 

высоких (более 1,8 м)

1.2

среднего размера (от 1,2 до 1,8 м)

1

низких (до 1,2 м)

0.8

Газон с фупповой (куртинной) посадкой:

 

деревьев

4.5

кустарников

3

Газон

 

Примечание. При многорядной посадке кустарников указанную ши­рину полосы следует увеличивать на 40 - 50% для каждого дополни­тельного ряда растений.

Расстояния от зданий, сооружений, а также

объектов инженерного благоустройства

до деревьев и кустарников

Табл. 3

         Здание, сооружение, объект        инженерного благоустройства

Расстояние от     

здания, сооружения,

объекта до оси, м   ¥

ствола дерева

кустарника

Наружная стена здания и сооружения

5,0

1,5

Край трамвайного полотна

5,0

3,0

Край тротуара и садовой дорожки

0,7

0,5

Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочин или бровка канавы

2,0

1,0

Мачта и опора осветительной сети трамвая, мостовая опора и эстакада

4,0

 

Подошва откоса, террасы и др.

1,0

0,5

Подошва или внутренняя грань подпорной стенки

3,0

1,0

Подземные сети:

газопровод, канализация тепловая сеть (стенка канала, тоннеля или оболочка при бесканальной прокладке) водопровод, дренаж, силовой кабель и кабель связи             

1,5

2,0 2,0

1.0

обрезкой, подвязкой и переплетением ветвей (рис. 2.13). Формовка бывает простая и сложная. При простой ис­пользуется одна из геометрических форм (шар, конус, пирамида, параллелепипед и др.), при сложной - со­четание нескольких различных элементов или созда­ются «зеленые скульптуры», например фигуры живот­ных - жирафов, слонов, экзотических птиц. Тапиарное искусство (декоративная стрижка растений) было известно с XIV в., но особенно стало модным в садово-парковом искусстве Франции и Англии с XVII в. В других странах широко применялось в прошлом сто­летии. Известны многие примеры из современной прак­тики (рис. 2.14 на цветной вкладке).

Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формования жи­вые изгороди подразделяются на стригущиеся или вы­ращиваемые с помощью специальных каркасов. Для вы­явления светотеневых эффектов плоскости живых из­городей стригутся под небольшим углом, с отклонени­ем от вертикали примерно на 5 — 100

Из вечнозеленых растений в средней полосе при­годны для формовки ель обыкновенная, туя западная, можжевельник обыкновенный, тис ягодный или евро­пейский. Благодаря крепким стволам и ветвям, компакт­ной кроне тису можно придавать четкие геометриче­ские формы. Его темная хвоя хорошо контрастирует с газонами, различными покрытиями и служит прекрас­ным фоном для цветочных посадок. Из лиственных пород стрижке неплохо поддаются липа, тополь, клен татарский, боярышник, кизильник блестящий, чубушник, бирючина.

Искусственное создание сложных форм растений до­статочно длительный и трудоемкий процесс. Например, однолетние сеянцы кустарников высаживаются и об­резаются в первый год до 5 - 7 см. Через год кустики, каждый из которых имеет по 4 - 5 побегов, обрезаются на высоту 10 см от земли, в конце сезона их необходи­мо еще раз подрезать. И так в течение нескольких сезо­нов кусты дважды стригутся, при этом им придается желаемая форма. Каждый раз побеги оставляются на - 8 см длиннее.

Архитектору, занимающемуся реставрацией, необхо­димо знание основ тапиарного искусства, так как в са­дово-парковых ансамблях декоративная стрижка при­меняется очень широко.

В садово-парковом искусстве прошлых веков исполь­зовались комбинации из живых изгородей и деревьев, например, при устройстве зеленых театров (рис. 2.15). Наиболее типичной комбинацией является боскет регулярный массив, окруженный со всех сторон стри­женной зеленой стенкой. Иногда для усиления зеленых стен из кустарников применялся каркас, например, в виде деревянной решетки. В некоторых парках внутри боскетов устраивались регулярные пространства, так­же окруженные стриженными зелеными стенами. Эти пространства обогащались скульптурой, фонтанами, цве­точными партерами и назывались зелеными залами, кабинетами, гостиными. Туда вело несколько входов. Зе­леные «залы» использовались для концертов, бесед, от­дыха (рис. 2.16, а,б на цветной вкладке). В старинных белорусских парках в центральных боскетах имелись клумбы, размещались скамьи, а в боковых - выращива­лись фруктовые деревья и кустарники (Дубое, Город-но, Большое Можейково и др.).



Рис. 2.13. Примеры декоративной стрижки (тапиарное искусство)

 

В «воздушных театpax» Несвижа и Альбы в XVIII в. уже применялись декорации из зелени - боскеты-кулисы, подстрижен­ные «по версальской моде». Боскеты создавались не только в регулярных, но и в пейзажных парках. Так, в Павловском парке (под Санкт-Петербургом) разнооб­разные боскеты фланкируют главную аллею.

Вертикальное озеленение - озеленение вьющими­ся растениями. Вертикальное озеленение широко рас­пространено в Западной Европе, на Украине, в Прибал­тике. По природно-климатическим условиям вертикаль­ное озеленение возможно применять и на всей терри­тории Белоруссии.

Вертикальное озеленение используется для декори­рования глухих стен зданий, озеленения балконов, лод­жий, входов в здания, оформления малых архитектур­ных форм - беседок, трельяжей, пергол, подпорных сте­нок. Трельяжи, увитые зеленью, служат в качестве вет­ровых и теневых экранов. В основном для вертикаль­ного озеленения пригодны лианы, виноград, плющ (рис. 2.17, 2.18, 2.20 на цветной вкладке).

Вьющиеся растения могут расти не только снизу вверх, но и очень интересно спускаться, свешиваться, ниспадать, например, с ограды, с уступа стены и т.д. Это ампельные растения.

Ампельные растения получили свое название от не­мецкого слова «ампель» (подвеска). В озеленении же применяют как подвесные кашпо и корзины, так и ус­тановленные на почве вазы, с которых свисают расте­ния. Ящики и контейнеры с ампельными растениями устанавливаются на балконах, парапетах, ступенях.

Декорирование зданий вьющимися растениями не требует специальных приспособлений, если растения могут сами подниматься по вертикальной поверхности. К ним принадлежат самоприсасывающиеся растения, имеющие на концах усиков подушечки, с помощью ко­торых побеги сами присасываются к поверхности сте­ны (например, некоторые виды девичьего винограда). Такой же способностью обладают древовидные лианы, образующие на своих побегах придаточные корешки.

Самоприсасывающиеся растения лучше прикрепляют­ся к шероховатой поверхности (неоштукатуренный кирпич, бетон, естественный камень и т.п.). Если кли­мат позволяет применять вечнозеленые растения, на­пример плющ, то отпадает необходимость в декоратив­ной штукатурке и она может иметь только изоляцион­ное значение. Плохо приживаются указанные растения на стенах, окрашенных масляными красками (особен­но синтетическими).

Для тех растений, которые крепятся усиками, необ­ходима решетчатая основа (пристенные трельяжи, шта-хетные стенки, сетки). Конструктивная основа для вер­тикального озеленения должна отстоять от стены на 5-10 см.

Информация о работе Композиция в ландшафтном проектировании