Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат
Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.
1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:
быстрорастущие (прирост до 1 м) деревья лиственные (ясени обыкновенный и пенсильванский, платан, вяз мелколистный и др.), хвойные (лиственницы европейская и сибирская, ель обыкновенная и др.); кустарники (лох узколистный, клен татарский, калина и др.);
медленнорастущие (прирост деревьев в высоту до 0,25 — 0,2 м) лиственные (груши и яблони лесные), хвойные (кедр), кустарники (облепиха, ирга, бирючина и др.).
В ширину крона обычно растет медленнее, чем в высоту. Но зато в ширину дерево продолжает расти и после прекращения роста в высоту. Эти биологические особенности древесных пород необходимо учитывать при создании насаждений и растительных группировок, так как смешение медленнорастущих и быстрорастущих пород значительно затрудняет формирование пейзажа.
Долговечность древесных пород в значительной мере зависит от условий внешней среды. По долговечности деревья и кустарники разделяют на весьма долговечные (деревья, живущие до 500 лет и более, кустарники -до 100 лет и более), долговечные (деревья с продолжительностью жизни 200 - 500 лет, кустарники - 50 100 лет), средней долговечности (деревья 100 200 лет, кустарники - 25 - 50 лет). Быстрорастущие породы, как правило, менее долговечны, чем медленнорастущие. Продолжительность жизни зеленых насаждений особенно быстро сокращается в экологически неблагоприятных условиях города.
Рядовые посадки создаются или только из деревьев, или только из кустарников, или комбинированные, ярусные - из деревьев и кустарников. В рядовых посадках растения высаживаются в один, два и более рядов. Деревья выбираются с ровным, прямым стволом и правильной кроной.
Наиболее распространенные виды рядовых посадок -аллеи и живые изгороди. Аллеи бывают однопородные и смешанные, с использованием контрастных по высоте и форме деревьев, симметричные и асимметричные. В старинных парках создавались иногда сплошные или почти сплошные аллейные посадки (через один - два метра) в виде стены стволов, или шпалеры (это ряд густо посаженных деревьев или высоких кустарников, стриженных в стенку), а также применялась деревянная решетка (трельяж) с вертикальной вьющейся растительностью. Практикуется многорядная посадка в квадрат или в шахматном порядке. Последняя дает более плотные массивы и возможность кроне лучше развиваться. Раньше использовался прием «кенконс», т.е. многорядная посадка деревьев в квадрат или в шахматном порядке непосредственно в полотно аллеи (в покрытии аллеи устраивались посадочные лунки). Для создания затененных аллей возможна посадка по оси их «букетов» (по 3 - 5 экземпляров деревьев в одну лунку). При этом расстояние между лунками увеличивается. Известны сводчатые посадки - сомкнутыми свободными кронами и формованные - с применением специальной стрижки. (В прошлом крытая аллея, дорожка, свод которой образовался из переплетенных ветвей деревьев или легких деревянных или металлических арок, увитых плющом, лианами, назывались бин-даж, или берсо. Так же называли участок сада, окруженный сводчатыми аллеями, — прием, характерный для садово-паркового искусства эпохи барокко.)
При рядовых посадках (озеленение улиц, бульваров, стандартных аллей) минимальное расстояние между деревьями и кустарниками нормируется. В проектной практике принято усредненное расстояние между стволами деревьев, равное 5 м. Однако существуют и более дифференцированные рекомендации. Нормы даются для взрослых растений в зависимости от их величины при достижении зрелости, отдельно для светолюбивых и теневыносливых пород. При высоте деревьев 25, 20 и 15 м расстояние между стволами соответственно для светолюбивых - б, 4 - 5, 3 - 4 м, а для теневыносливых - 4 - 5, 3 - 4 и 2,5 - 3 м.
Рис. 2.10. Примеры формирования групп деревьев с учетом экологических требований: а, б - с учетом биологической совместимости; в, г - с учетом условий произрастания: 1 - клен остролистный; 2 - клен явор; 3 - клен полевой; 4 - ель обыкновенная; 7 - можжевельник казацкий; 8 - ольха черная; 9 - ива белая (плакучая); 10 - черешня обыкновенная; 11 - сосна крымская
Для кустарников расстояния при рядовой посадке высоких, средних и низких растений принимаются соответственно 1,0 - 1,5; 0,6 - 1,0; 0,4 - 0,6 м. В ассортиментных и агротехнических справочниках нормы даются в количестве кустов на погонный метр. Нормируется ширина полос зеленых насаждений (табл. 2) и расстояние посадки деревьев и кустарников от зданий и сооружений (табл. 3).
Живые изгороди создаются из кустарников, деревьев или их сочетаний, высаживаемых в два, три и более рядов. Живые изгороди формируются из кустарников в естественном состоянии или специально стригутся. Они служат для декоративных целей, а также для защиты от пыли, ветра, снега. Живые изгороди, как и аллеи, могут быть одно- и многоярусными, одно- или многопородными. В зависимости от высоты живые изгороди подразделяются на низкие - 0,5 - 1 м, средние - 1 2 м и высокие 3 м. Живые изгороди высотой до 50 см называются бордюрами и применя-тся для окантовки газона, партера, цветника (для устройства в них орнаментов).
Для высоких живых изгородей выбирают древовидные кустарники или даже деревья, которые для создания большей плотности высаживаются в шахматном порядке. Плотность достигается также смешанными многоярусными посадками, в которых используются кустарники и деревья разной высоты.
При декоративной стрижке (формовке) растений их кронам придают искусственную форму, что достигается
Ширина полос зеленых насаждений Табл. 2
| Наименьшая |
Полоса | ширина |
| полосы, м |
Газон с рядовой посадкой деревьев в |
|
одном ряду с кустарниками: |
|
однорядная посадка | 2 |
двухрядная посадка | 5 |
Газон с однорядной посадкой кустарников: |
|
высоких (более 1,8 м) | 1.2 |
среднего размера (от 1,2 до 1,8 м) | 1 |
низких (до 1,2 м) | 0.8 |
Газон с фупповой (куртинной) посадкой: |
|
деревьев | 4.5 |
кустарников | 3 |
Газон |
|
Примечание. При многорядной посадке кустарников указанную ширину полосы следует увеличивать на 40 - 50% для каждого дополнительного ряда растений.
Расстояния от зданий, сооружений, а также
объектов инженерного благоустройства
до деревьев и кустарников
Табл. 3
Здание, сооружение, объект инженерного благоустройства | Расстояние от здания, сооружения, объекта до оси, м ¥ | |
ствола дерева | кустарника | |
Наружная стена здания и сооружения | 5,0 | 1,5 |
Край трамвайного полотна | 5,0 | 3,0 |
Край тротуара и садовой дорожки | 0,7 | 0,5 |
Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочин или бровка канавы | 2,0 | 1,0 |
Мачта и опора осветительной сети трамвая, мостовая опора и эстакада | 4,0 |
|
Подошва откоса, террасы и др. | 1,0 | 0,5 |
Подошва или внутренняя грань подпорной стенки | 3,0 | 1,0 |
Подземные сети: газопровод, канализация тепловая сеть (стенка канала, тоннеля или оболочка при бесканальной прокладке) водопровод, дренаж, силовой кабель и кабель связи | 1,5 2,0 2,0 | 1.0 |
обрезкой, подвязкой и переплетением ветвей (рис. 2.13). Формовка бывает простая и сложная. При простой используется одна из геометрических форм (шар, конус, пирамида, параллелепипед и др.), при сложной - сочетание нескольких различных элементов или создаются «зеленые скульптуры», например фигуры животных - жирафов, слонов, экзотических птиц. Тапиарное искусство (декоративная стрижка растений) было известно с XIV в., но особенно стало модным в садово-парковом искусстве Франции и Англии с XVII в. В других странах широко применялось в прошлом столетии. Известны многие примеры из современной практики (рис. 2.14 на цветной вкладке).
Наиболее распространена стрижка кустарников для создания живых изгородей. По способу формования живые изгороди подразделяются на стригущиеся или выращиваемые с помощью специальных каркасов. Для выявления светотеневых эффектов плоскости живых изгородей стригутся под небольшим углом, с отклонением от вертикали примерно на 5 — 100
Из вечнозеленых растений в средней полосе пригодны для формовки ель обыкновенная, туя западная, можжевельник обыкновенный, тис ягодный или европейский. Благодаря крепким стволам и ветвям, компактной кроне тису можно придавать четкие геометрические формы. Его темная хвоя хорошо контрастирует с газонами, различными покрытиями и служит прекрасным фоном для цветочных посадок. Из лиственных пород стрижке неплохо поддаются липа, тополь, клен татарский, боярышник, кизильник блестящий, чубушник, бирючина.
Искусственное создание сложных форм растений достаточно длительный и трудоемкий процесс. Например, однолетние сеянцы кустарников высаживаются и обрезаются в первый год до 5 - 7 см. Через год кустики, каждый из которых имеет по 4 - 5 побегов, обрезаются на высоту 10 см от земли, в конце сезона их необходимо еще раз подрезать. И так в течение нескольких сезонов кусты дважды стригутся, при этом им придается желаемая форма. Каждый раз побеги оставляются на - 8 см длиннее.
Архитектору, занимающемуся реставрацией, необходимо знание основ тапиарного искусства, так как в садово-парковых ансамблях декоративная стрижка применяется очень широко.
В садово-парковом искусстве прошлых веков использовались комбинации из живых изгородей и деревьев, например, при устройстве зеленых театров (рис. 2.15). Наиболее типичной комбинацией является боскет регулярный массив, окруженный со всех сторон стриженной зеленой стенкой. Иногда для усиления зеленых стен из кустарников применялся каркас, например, в виде деревянной решетки. В некоторых парках внутри боскетов устраивались регулярные пространства, также окруженные стриженными зелеными стенами. Эти пространства обогащались скульптурой, фонтанами, цветочными партерами и назывались зелеными залами, кабинетами, гостиными. Туда вело несколько входов. Зеленые «залы» использовались для концертов, бесед, отдыха (рис. 2.16, а,б на цветной вкладке). В старинных белорусских парках в центральных боскетах имелись клумбы, размещались скамьи, а в боковых - выращивались фруктовые деревья и кустарники (Дубое, Город-но, Большое Можейково и др.).
Рис. 2.13. Примеры декоративной стрижки (тапиарное искусство)
В «воздушных театpax» Несвижа и Альбы в XVIII в. уже применялись декорации из зелени - боскеты-кулисы, подстриженные «по версальской моде». Боскеты создавались не только в регулярных, но и в пейзажных парках. Так, в Павловском парке (под Санкт-Петербургом) разнообразные боскеты фланкируют главную аллею.
Вертикальное озеленение - озеленение вьющимися растениями. Вертикальное озеленение широко распространено в Западной Европе, на Украине, в Прибалтике. По природно-климатическим условиям вертикальное озеленение возможно применять и на всей территории Белоруссии.
Вертикальное озеленение используется для декорирования глухих стен зданий, озеленения балконов, лоджий, входов в здания, оформления малых архитектурных форм - беседок, трельяжей, пергол, подпорных стенок. Трельяжи, увитые зеленью, служат в качестве ветровых и теневых экранов. В основном для вертикального озеленения пригодны лианы, виноград, плющ (рис. 2.17, 2.18, 2.20 на цветной вкладке).
Вьющиеся растения могут расти не только снизу вверх, но и очень интересно спускаться, свешиваться, ниспадать, например, с ограды, с уступа стены и т.д. Это ампельные растения.
Ампельные растения получили свое название от немецкого слова «ампель» (подвеска). В озеленении же применяют как подвесные кашпо и корзины, так и установленные на почве вазы, с которых свисают растения. Ящики и контейнеры с ампельными растениями устанавливаются на балконах, парапетах, ступенях.
Декорирование зданий вьющимися растениями не требует специальных приспособлений, если растения могут сами подниматься по вертикальной поверхности. К ним принадлежат самоприсасывающиеся растения, имеющие на концах усиков подушечки, с помощью которых побеги сами присасываются к поверхности стены (например, некоторые виды девичьего винограда). Такой же способностью обладают древовидные лианы, образующие на своих побегах придаточные корешки.
Самоприсасывающиеся растения лучше прикрепляются к шероховатой поверхности (неоштукатуренный кирпич, бетон, естественный камень и т.п.). Если климат позволяет применять вечнозеленые растения, например плющ, то отпадает необходимость в декоративной штукатурке и она может иметь только изоляционное значение. Плохо приживаются указанные растения на стенах, окрашенных масляными красками (особенно синтетическими).
Для тех растений, которые крепятся усиками, необходима решетчатая основа (пристенные трельяжи, шта-хетные стенки, сетки). Конструктивная основа для вертикального озеленения должна отстоять от стены на 5-10 см.