Композиция в ландшафтном проектировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.

Содержание

1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 9.53 Мб (Скачать)


План:

1.      Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.

2.      Композиция древесно-кустарниковых насаждений.

3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.

 

Список литературы:


 



1.Общие вопросы композиции пространства под открытым небом



 



Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв­ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна­чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про­странств под открытым небом, формируемых преиму­щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема­ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.

Под композицией понимается творческая деятель­ность по организации пространств и составляющих их элементов, а также результаты этой деятельности. Орга­низация пространства в архитектуре определяется функ­циональными, конструктивными и художественными требованиями. Психофизиологические закономерности восприятия человека обусловливают приемы организа­ции формы и пространства, категории композиции: симметрию и асимметрию, нюанс и контраст, ритм, установление определенных соотношений между час­тями и целым. Выразительность и гармоничность ар­хитектурной формы и пространства зависят и от масш­табности, т.е. зрительно воспринимаемой соразмерности их человеку (рис. 2.1, 2.2).

Подбор растений, их группировка, пластика релье­фа, использование декоративных качеств воды - худо­жественные задачи, близкие архитектурной композиции. Особенно это выражено при формировании городских ландшафтов, где природные и архитектурные компо­зиции взаимосвязаны и лишь подразделяются на ком­позиции с преобладающей ролью природных или искус­ственных компонентов.

Определим некоторые понятия, важные для пони­мания сущности ландшафтной композиции.

Перспектива - не только искусство изображения на плоскости трехмерного пространства в соответствии с тем кажущимся изменением величины и очертании предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, но и вид, картина природы с какого-то отдаленного пункта, видимая даль.

В ландшафтной композиции различают широкую перспективу - панораму, т.е. свободное обозрение об­ширного пространства, и вид - визуально ограничен­ное пространство, как правило, выделенное по сторо­нам рамкой из зеленых насаждений или архитектур­ной рамкой.

Перспектива, пейзаж, вид, ограниченные зелеными насаждениями, позволяют сосредоточить внимание зри­теля, направить его взгляд на наиболее интересный эле­мент ландшафта или паркового пейзажа - группу де­ревьев, водоем, скульптуру, беседку и пр.

В ландшафтной композиции выделяют линейную и воздушную перспективы. Термин «цветовая перспек­тива» принадлежит Леонардо да Винчи, который, изу­чая это явление, пришел к выводу, что по мере удале­ния от зрителя изменяются величины одинаковых фи­гур, степень отчетливости границ фигур или других элементов и цвет. Фактически это то, что мы сегодня называем воздушной перспективой.

Воздушная и линейная перспективы наиболее сильные композиционные средства выражения глуби­ны пространства. Объемы, расположенные ближе к зри­телю, воспринимаются как более крупные, и интервалы между ними постепенно зрительно уменьшаются. Объе­мы, находящиеся вблизи зрителя, представляются бо­лее детально, рельефно (воздушный признак перспек­тивы).

Воздушная перспектива зависит от плотности воз­духа. Между плотностью и прозрачностью существует обратная зависимость - чем меньше его плотность, тем более он прозрачен. Характеризуя это явление, извест­ный ландшафтный архитектор С.Н. Палентреер писала, что при



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1. Степень вертикального расчленения пространства  (по Дж.  Саймондсу)



 

 



Рис. 2.2. Основные типы ландшафтных пространств (по В.В.Баулиной)

 



 



 

 

большой плотности воздух приобретает си­неватую окраску, от чего и произошло выражение «го­лубые дали». Стушевывание красок или очертаний уда­ленного предмета зависит также от погоды (ясности или облачности неба, сухости или влажности возду­ха). Особенно четко воспринимается далекая перспек­тива при безоблачной погоде и чистом воздухе.

Законами воздушной перспективы обусловлены из­менения яркости освещения и цвета в зависимости от расстояния между наблюдателем и различными пла­нами паркового пейзажа. Мягкие, плавные, с синева­тым оттенком элементы пейзажа оптически удаляются, а четкие, контрастные, теплых тонов, особенно желто-красных, наоборот, кажутся ближе. Богатство колорис­тических сочетаний проявляется в парковом пейзаже при условии хорошей освещенности.

Линейная перспектива отражает изменения видимых форм в зависимости от их положения в пространстве. Основные ее законы: чем дальше предмет, тем он ка­жется меньше; все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными; параллельные линии, уходя­щие от наблюдателя на понижающейся местности, схо­дятся ниже горизонта, а на повышающейся местности - выше горизонта.

Парковая перспектива - многоплановый парковый пейзаж, построенный по композиционным законам ли­нейной и воздушной перспективы. В зависимости от относительного расположения различных планов пар­ковой перспективы она может быть малой (50 - 100 м), средней (100 - 500 м) и большой (свыше 500 м) глу­бины.

 



Учитывая расстояние между зрителем и объек­том и применяя законы линейной перспективы, можно оптически уменьшить или увеличить глубину парко­вого пейзажа, парковой перспективы, зрительно изме­нить величину и форму парковых элементов (рис. 2.3).

Глубина парковой перспективы, пространственая вы­разительность композиции, соотношение природных и архитектурных форм выявляется также игрой света и тени. Существенным средством в построении парковой перспективы являются рельеф, вода, фактура раститель­ности, материалов мощения, которая может быть глад­кой или шероховатой, зеркальной или матовой. Как правило, один из ландшафтных компонентов принима­ется в качестве ведущего (рис. 2.4).

Средствами линейной и воздушной перспективы создается иллюзия увеличения или уменьшения про­странства.



 



Рис. 2.3. Характеристика восприятия ландшафтных пространств (по Г.А.Потаеву): а - виды обзора: детальный (100 м), общий (500 м), панорамный (2000 м); б - виды ограниченного обзора: рамка, кулисы, обзор без ограничений; в - восприятие пространства: резкая разница планов, многоплановое пространство,уходящая перспектива



Мастерами создавать на небольшой территории ил­люзию большого пространства были паркостроители Китая и Японии.

Для того чтобы зрительно увеличить перспективу, стены, ограждающие сад, сближали от входа к зданию, расположенному в конце сада. Чтобы уменьшить впе­чатление затесненности пространства, каменные стены украшали вьющейся зеленью. В направлении от входа к павильону размеры плит мощения уменьшались, фак­тура их поверхности постепенно менялась - от грубой до гладкой, полированной. Цвет плит мощения и расти­тельности также изменялся: от теплого красно-оран­жевого до холодного - зеленого, лилового и серого. Вода на переднем плане плескалась и журчала, а вда­леке была тихой и спокойной, зеркальной. Деревья на переднем плане были высокими, с выразительным си­луэтом и плотной кроной, а на дальнем - низкими и ажурными, с как бы «размытым» контуром. Такое ре­шение парковой перспективы создавало видимость про­стора.

Для концентрации внимания на парковой перспек­тиве в основной зоне восприятия создаются из зеленых насаждений или архитектурных элементов рамка, ку­лисы. Кулисы - группа деревьев или кустарников, иног­да небольшой массив, ограничивающий вид на откры­тое пространство. Зеленые кулисы бывают глухие и ажурные - в зависимости от структуры кроны деревь­ев и кустарников.

Построение пейзажей и отдельных парковых видов (картин) ведется с учетом их восприятия в различное

время года и дня, погоды, освещенности. В композиции парковых пейзажей чередуются освещенные и затенен­ные (светлые и темные) пространства. Одно из силь­ных средств в композиции ландшафта - эффект, полу­чаемый от сочетания освещенных и затененных поверх­ностей, зависящий от естественного (солнечного, лунно­го) или искусственного освещения.

Видовая точка - место на парковой территории, которого хорошо воспринимаются виды, пейзажи.

Контраст - художественный прием, заключающий­ся в резко выраженном противопоставлении качеств элементов композиции (объема, цвета), что помогает ярче оттенить их особенности.



 



Рис. 2.4. Формирование пространства при ведущей роли одного из компонентов: а - рельефа; б - воды; в - зеленых насаждений; г - архитектурных сооружений

 



 



Акцент - композиционный прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркива­нии какой-либо детали в общей пейзажной картине по величине, положению в пространстве, освещенности, цвету. Достигается, например, посредством размещения в от­крытом пространстве особо декоративных отдельных деревьев (солитеров). Композиционно выделяемые эле­менты ландшафта называют также доминантами.

Тектоника - художественное выражение законо­мерностей построения, присущих определенной породе или виду растений, а также другим природным компо­нентам.

Цвет - колер, окраска. Тон - характер, оттенок цвета по яркости. Колорит - соотношение цвета в пейзаже по тону и насыщенности цвета. Различают колорит теп­лый (преобладание теплых цветов) и холодный (пре­обладание холодных цветов).

Знание теории цвета лежит в основе построения пей­зажа. Как известно, все цвета подразделяются на две группы: хроматические (красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета со всеми оттенками и переходами между ними) и ахроматические (белый, черный и все серые тона). Для первой группы харак­терны цветовой тон и его насыщенность, а для второй -светлота.

Цвета разделяют на выступающие и отступающие. Теплые цвета (красный, оранжевый, насыщенный жел­тый) как бы приближаются, выступают вперед, а холод­ные (синий, фиолетовый) - как бы отступают, кажутся дальше. По эмоциональному воздействию выделяют ак­тивные цвета, которые действуют на человека возбуж­дающе (красный, оранжевый), и пассивные (серо-зеле­ные, сиренево-серые) - успокаивающие.

В природном пейзаже цвет имеет особое эмоцио­нальное воздействие. Цветовосприятие в природном ландшафте зависит от многих факторов, в том числе от характера погоды. Особенно изменчивы водные поверх­ности. Спокойное зеркало воды отражает цвет неба. Ме­няется цветовой эффект в зависимости от фона. Кроны деревьев или массы насаждений кажутся более ярки­ми при сильной освещенности и контрастном фоне. Если они по тону мало отличаются от фона, то их собственный цвет выражен слабее.



2. Композиция древесно-

кустарниковых насаждений

Деревья, кустарники, газоны, цветы - основной стро­ительный материал ландшафтной архитектуры.

Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу.

В ландшафтном проектировании надо принимать во внимание то, что деревья достигают зрелости (а со­ответственно и декоративности) через более продолжительное время, чем кустарники, а кустарники - че­рез более продолжительное время, чем травянистые.

 

                                         Рис. 2.5 а, б. Основные формы крон

    деревьев:

а - регуляр­ные (пирамидальная,

колонноподобная, овальная, сферическая); б - живописные

(живописно-сферическая, или

раскидисто-шатровая; плакучая,

зонтиковидная, стелющаяся)

 

Художественно-композиционная характеристика де­ревьев и кустарников определяется тремя основными качествами - величиной, формой, цветом, которые для «живого» растительного материала постоянно меняют­ся в зависимости от их возраста, сезона года, а в тече­ние дня в зависимости от погоды и освещения.

По величине деревья подразделяют на три катего­рии. Представителями первой (высота 25 м и выше) являются сосна, лиственница; второй (высота 15-20 м и выше) - тополь, вяз, ель; третьей (высота 10-15 м ) -белая акация, рябина, черемуха.

В зависимости от формы и силуэта деревья услов­но делятся на две группы. К первой группе (рис. 2.5, а) относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); колон-ноподобные или веретеноподобные (кипарис вертикаль­ный, туя колонноподобная); овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).

Вторую группу образуют деревья, отличающиеся жи­вописной формой кроны (рис. 2.5, б): живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан кон­ский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остро­листный и многие другие); плакучей формы (ива пла­кучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); зонти­ковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоран-ская); стелющейся формы (сосна горная, яблоня сте­лющаяся и др.).

Деревья первой группы (и нередко второй) приме­няются в садово-парковых композициях для подчерки­вания регулярности, высаживаются по сторонам парте­ра и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким силуэтом очень ритмична и выразительна. Пре­красным примером являются посадки лиственницы сибирской по сторонам первой террасы в Архангельском в Подмосковьи, аллея из хвойных в Центральном бота­ническом саду Национальной академии наук Белару­си и др. Глухие регулярные посадки используются для создания эффекта неожиданности, когда в конце аллеи вдруг раскрывается вид на ярко освещенный водоем, поляну. В некоторых случаях отдельные деревья с пи­рамидальным или колонноподобным силуэтом или их группы используются для композиционного акцента в открытом пространстве в конце аллеи, на острове, поля­не или на фоне живописного массива насаждений.

Информация о работе Композиция в ландшафтном проектировании