Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат
Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.
1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:
План:
1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:
1.Общие вопросы композиции пространства под открытым небом
Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, является художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на значительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение пространств под открытым небом, формируемых преимущественно рельефом, зелеными насаждениями, водоемами и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.
Под композицией понимается творческая деятельность по организации пространств и составляющих их элементов, а также результаты этой деятельности. Организация пространства в архитектуре определяется функциональными, конструктивными и художественными требованиями. Психофизиологические закономерности восприятия человека обусловливают приемы организации формы и пространства, категории композиции: симметрию и асимметрию, нюанс и контраст, ритм, установление определенных соотношений между частями и целым. Выразительность и гармоничность архитектурной формы и пространства зависят и от масштабности, т.е. зрительно воспринимаемой соразмерности их человеку (рис. 2.1, 2.2).
Подбор растений, их группировка, пластика рельефа, использование декоративных качеств воды - художественные задачи, близкие архитектурной композиции. Особенно это выражено при формировании городских ландшафтов, где природные и архитектурные композиции взаимосвязаны и лишь подразделяются на композиции с преобладающей ролью природных или искусственных компонентов.
Определим некоторые понятия, важные для понимания сущности ландшафтной композиции.
Перспектива - не только искусство изображения на плоскости трехмерного пространства в соответствии с тем кажущимся изменением величины и очертании предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, но и вид, картина природы с какого-то отдаленного пункта, видимая даль.
В ландшафтной композиции различают широкую перспективу - панораму, т.е. свободное обозрение обширного пространства, и вид - визуально ограниченное пространство, как правило, выделенное по сторонам рамкой из зеленых насаждений или архитектурной рамкой.
Перспектива, пейзаж, вид, ограниченные зелеными насаждениями, позволяют сосредоточить внимание зрителя, направить его взгляд на наиболее интересный элемент ландшафта или паркового пейзажа - группу деревьев, водоем, скульптуру, беседку и пр.
В ландшафтной композиции выделяют линейную и воздушную перспективы. Термин «цветовая перспектива» принадлежит Леонардо да Винчи, который, изучая это явление, пришел к выводу, что по мере удаления от зрителя изменяются величины одинаковых фигур, степень отчетливости границ фигур или других элементов и цвет. Фактически это то, что мы сегодня называем воздушной перспективой.
Воздушная и линейная перспективы наиболее сильные композиционные средства выражения глубины пространства. Объемы, расположенные ближе к зрителю, воспринимаются как более крупные, и интервалы между ними постепенно зрительно уменьшаются. Объемы, находящиеся вблизи зрителя, представляются более детально, рельефно (воздушный признак перспективы).
Воздушная перспектива зависит от плотности воздуха. Между плотностью и прозрачностью существует обратная зависимость - чем меньше его плотность, тем более он прозрачен. Характеризуя это явление, известный ландшафтный архитектор С.Н. Палентреер писала, что при
Рис.2.1. Степень вертикального расчленения пространства (по Дж. Саймондсу)
Рис. 2.2. Основные типы ландшафтных пространств (по В.В.Баулиной)
большой плотности воздух приобретает синеватую окраску, от чего и произошло выражение «голубые дали». Стушевывание красок или очертаний удаленного предмета зависит также от погоды (ясности или облачности неба, сухости или влажности воздуха). Особенно четко воспринимается далекая перспектива при безоблачной погоде и чистом воздухе.
Законами воздушной перспективы обусловлены изменения яркости освещения и цвета в зависимости от расстояния между наблюдателем и различными планами паркового пейзажа. Мягкие, плавные, с синеватым оттенком элементы пейзажа оптически удаляются, а четкие, контрастные, теплых тонов, особенно желто-красных, наоборот, кажутся ближе. Богатство колористических сочетаний проявляется в парковом пейзаже при условии хорошей освещенности.
Линейная перспектива отражает изменения видимых форм в зависимости от их положения в пространстве. Основные ее законы: чем дальше предмет, тем он кажется меньше; все вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными; параллельные линии, уходящие от наблюдателя на понижающейся местности, сходятся ниже горизонта, а на повышающейся местности - выше горизонта.
Парковая перспектива - многоплановый парковый пейзаж, построенный по композиционным законам линейной и воздушной перспективы. В зависимости от относительного расположения различных планов парковой перспективы она может быть малой (50 - 100 м), средней (100 - 500 м) и большой (свыше 500 м) глубины.
Учитывая расстояние между зрителем и объектом и применяя законы линейной перспективы, можно оптически уменьшить или увеличить глубину паркового пейзажа, парковой перспективы, зрительно изменить величину и форму парковых элементов (рис. 2.3).
Глубина парковой перспективы, пространственая выразительность композиции, соотношение природных и архитектурных форм выявляется также игрой света и тени. Существенным средством в построении парковой перспективы являются рельеф, вода, фактура растительности, материалов мощения, которая может быть гладкой или шероховатой, зеркальной или матовой. Как правило, один из ландшафтных компонентов принимается в качестве ведущего (рис. 2.4).
Средствами линейной и воздушной перспективы создается иллюзия увеличения или уменьшения пространства.
Рис. 2.3. Характеристика восприятия ландшафтных пространств (по Г.А.Потаеву): а - виды обзора: детальный (100 м), общий (500 м), панорамный (2000 м); б - виды ограниченного обзора: рамка, кулисы, обзор без ограничений; в - восприятие пространства: резкая разница планов, многоплановое пространство,уходящая перспектива
Мастерами создавать на небольшой территории иллюзию большого пространства были паркостроители Китая и Японии.
Для того чтобы зрительно увеличить перспективу, стены, ограждающие сад, сближали от входа к зданию, расположенному в конце сада. Чтобы уменьшить впечатление затесненности пространства, каменные стены украшали вьющейся зеленью. В направлении от входа к павильону размеры плит мощения уменьшались, фактура их поверхности постепенно менялась - от грубой до гладкой, полированной. Цвет плит мощения и растительности также изменялся: от теплого красно-оранжевого до холодного - зеленого, лилового и серого. Вода на переднем плане плескалась и журчала, а вдалеке была тихой и спокойной, зеркальной. Деревья на переднем плане были высокими, с выразительным силуэтом и плотной кроной, а на дальнем - низкими и ажурными, с как бы «размытым» контуром. Такое решение парковой перспективы создавало видимость простора.
Для концентрации внимания на парковой перспективе в основной зоне восприятия создаются из зеленых насаждений или архитектурных элементов рамка, кулисы. Кулисы - группа деревьев или кустарников, иногда небольшой массив, ограничивающий вид на открытое пространство. Зеленые кулисы бывают глухие и ажурные - в зависимости от структуры кроны деревьев и кустарников.
Построение пейзажей и отдельных парковых видов (картин) ведется с учетом их восприятия в различное
время года и дня, погоды, освещенности. В композиции парковых пейзажей чередуются освещенные и затененные (светлые и темные) пространства. Одно из сильных средств в композиции ландшафта - эффект, получаемый от сочетания освещенных и затененных поверхностей, зависящий от естественного (солнечного, лунного) или искусственного освещения.
Видовая точка - место на парковой территории, которого хорошо воспринимаются виды, пейзажи.
Контраст - художественный прием, заключающийся в резко выраженном противопоставлении качеств элементов композиции (объема, цвета), что помогает ярче оттенить их особенности.
Рис. 2.4. Формирование пространства при ведущей роли одного из компонентов: а - рельефа; б - воды; в - зеленых насаждений; г - архитектурных сооружений
Акцент - композиционный прием, основанный на наиболее сильном противопоставлении и подчеркивании какой-либо детали в общей пейзажной картине по величине, положению в пространстве, освещенности, цвету. Достигается, например, посредством размещения в открытом пространстве особо декоративных отдельных деревьев (солитеров). Композиционно выделяемые элементы ландшафта называют также доминантами.
Тектоника - художественное выражение закономерностей построения, присущих определенной породе или виду растений, а также другим природным компонентам.
Цвет - колер, окраска. Тон - характер, оттенок цвета по яркости. Колорит - соотношение цвета в пейзаже по тону и насыщенности цвета. Различают колорит теплый (преобладание теплых цветов) и холодный (преобладание холодных цветов).
Знание теории цвета лежит в основе построения пейзажа. Как известно, все цвета подразделяются на две группы: хроматические (красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета со всеми оттенками и переходами между ними) и ахроматические (белый, черный и все серые тона). Для первой группы характерны цветовой тон и его насыщенность, а для второй -светлота.
Цвета разделяют на выступающие и отступающие. Теплые цвета (красный, оранжевый, насыщенный желтый) как бы приближаются, выступают вперед, а холодные (синий, фиолетовый) - как бы отступают, кажутся дальше. По эмоциональному воздействию выделяют активные цвета, которые действуют на человека возбуждающе (красный, оранжевый), и пассивные (серо-зеленые, сиренево-серые) - успокаивающие.
В природном пейзаже цвет имеет особое эмоциональное воздействие. Цветовосприятие в природном ландшафте зависит от многих факторов, в том числе от характера погоды. Особенно изменчивы водные поверхности. Спокойное зеркало воды отражает цвет неба. Меняется цветовой эффект в зависимости от фона. Кроны деревьев или массы насаждений кажутся более яркими при сильной освещенности и контрастном фоне. Если они по тону мало отличаются от фона, то их собственный цвет выражен слабее.
2. Композиция древесно-
кустарниковых насаждений
Деревья, кустарники, газоны, цветы - основной строительный материал ландшафтной архитектуры.
Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно получить не сразу.
В ландшафтном проектировании надо принимать во внимание то, что деревья достигают зрелости (а соответственно и декоративности) через более продолжительное время, чем кустарники, а кустарники - через более продолжительное время, чем травянистые.
Рис. 2.5 а, б. Основные формы крон
деревьев:
а - регулярные (пирамидальная,
колонноподобная, овальная, сферическая); б - живописные
(живописно-сферическая, или
раскидисто-шатровая; плакучая,
зонтиковидная, стелющаяся)
Художественно-композиционная характеристика деревьев и кустарников определяется тремя основными качествами - величиной, формой, цветом, которые для «живого» растительного материала постоянно меняются в зависимости от их возраста, сезона года, а в течение дня в зависимости от погоды и освещения.
По величине деревья подразделяют на три категории. Представителями первой (высота 25 м и выше) являются сосна, лиственница; второй (высота 15-20 м и выше) - тополь, вяз, ель; третьей (высота 10-15 м ) -белая акация, рябина, черемуха.
В зависимости от формы и силуэта деревья условно делятся на две группы. К первой группе (рис. 2.5, а) относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); колон-ноподобные или веретеноподобные (кипарис вертикальный, туя колонноподобная); овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).
Вторую группу образуют деревья, отличающиеся живописной формой кроны (рис. 2.5, б): живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан конский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остролистный и многие другие); плакучей формы (ива плакучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); зонтиковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоран-ская); стелющейся формы (сосна горная, яблоня стелющаяся и др.).
Деревья первой группы (и нередко второй) применяются в садово-парковых композициях для подчеркивания регулярности, высаживаются по сторонам партера и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким силуэтом очень ритмична и выразительна. Прекрасным примером являются посадки лиственницы сибирской по сторонам первой террасы в Архангельском в Подмосковьи, аллея из хвойных в Центральном ботаническом саду Национальной академии наук Беларуси и др. Глухие регулярные посадки используются для создания эффекта неожиданности, когда в конце аллеи вдруг раскрывается вид на ярко освещенный водоем, поляну. В некоторых случаях отдельные деревья с пирамидальным или колонноподобным силуэтом или их группы используются для композиционного акцента в открытом пространстве в конце аллеи, на острове, поляне или на фоне живописного массива насаждений.