Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат
Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.
1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:
Незаменимой породой в средней полосе является береза бородавчатая плакучей формы. Ассортимент растений подбирается с учетом эстетических и экологических требований. Береза декоративна круглый год: летом в зеленом наряде, гармонирующем с ее атласно-белым стволом, в осеннем золотистом уборе и, наконец, зимой благодаря тонкому графическому рисунку кроны, особенно покрытой инеем в солнечный морозный день.
Важнейшее художественное качество древесных пород - тональность их листвы, меняющаяся по сезонам года. Основной цвет лиственных пород - зеленый, но и он в течение вегетационного периода изменяет оттенки от нежно-зеленого весной до плотного насыщенного тона в конце лета (липа, дуб, клен остролистный, каштан и др.). Особенно богата цветовая гамма осенью -от золотисто-желтого, оранжево-желтого до коричнево-бронзового и пурпурного. При построении пейзажа и компоновке насаждений учитывается, какие породы раньше меняют свою летнюю окраску и какие дольше сохраняют зеленый цвет.
В композиционном отношении ценятся нейтральные серебристо-серые тона листвы и хвои (ива белая и серебристая, тополь белый, ель голубая и др.). Такие деревья прекрасно смотрятся на фоне темных пород, используются для зрительного расчленения больших массивов, очень эффектны в виде одиночных посадок. Наряду с серебристым, золотистым тоном кроны ценится и плотный красный тон (дуб, бук красный и пестролистный).
Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов. Если у ствола старого дуба эффектны глубокие борозды, то у бука и рябины обыкновенных - гладкие, блестящие стволы соответственно серого и зеленого оттенка. Выразителен ярко освещенный ствол медно-красного оттенка у черемухи Маака. Такие качества, как фактура и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов следует использовать в композициях, рассчитанных на близкое восприятие, формируя их вдоль аллей и дорожек, у площадок отдыха.
Сильным композиционным средством является тень (светотень), создаваемая деревьями, — плотная с четкими контурами или ажурная (сквозная, прозрачная, «кружевная»). Интересны деревья, кроны которых читаются «на просвет», например клен. Для соцветий важна их форма, размер, колер. Так, каштан конский цветет белыми и розовыми «свечами», акация и черемуха -кистями и т.д. Очень распространена и ценима в средней полосе рябина, декоративная с весны до поздней осени, когда на ней остаются лишь красные грозди плодов. Рябину высаживают отдельными экземплярами и группами.
В построении садово-парковых композиций, в формировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они образуют нижний ярус древесных групп и массивов, помогают композиционно осуществить переход от плоскости газона к их вертикальному объему. Из кустарников составляют и самостоятельные группы, иногда дополняя цветочными растениями. Кустарники применяют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов.
Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.
По величине выделяют: высокие кустарники, достигающие 2-3 м и более (сирень обыкновенная и венгерская, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная и др.); средней величины - от 1,5 до 2 м (снежноягодник, кизильник блестящий, можжевельник казацкий и др.); низкие - 60-80 см (айва японская, барбарис Тун-берга и др.).
Широко используются в садово-парковых композициях стелющиеся кустарники - бересклет, туя стелющаяся или распростертая и др.
К высоким кустарникам обращаются, когда надо замаскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Из высоких кустарников образуется задний план при небольшой глубине парковой перспективы. Крупные группы высокого кустарника высаживают, чтобы получить зрительный интервал перед раскрытием новой перспективы (так называемый «эффект неожиданности»). Кустарники средней величины компонуются в самостоятельные и смешанные древесно-кустарниковые группы, используются в массивах в виде подлеска или опушки. Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых изгородей, которые бывают свободно растущими или стриженными. Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая живописная крона. Декоративный эффект посадок кустарника зависит, так же как у деревьев, не только от высоты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.
Группы хвойных кустарников лучше составлять из одной породы. Особенно привлекателен живописной структурой можжевельник казацкий. Он высаживается большими группами на склонах, у каменисто-цветочных композиций. Крупный кожистый лист характерен для рододендронов, которые благодаря этому эффектны не только во время цветения.
Особое внимание следует уделять красиво цветущим кустарникам, а также имеющим интересные плоды. Эти кустарники декоративны, но по сравнению с цветочными растениями требуют меньше ухода. Формы соцветий и цветков красиво цветущих кустарников очень разнообразны - метелки, шары, кисти, чашечки. Сирень, имеющая огромное количество сортов, характеризуется всевозможными оттенками соцветий и тонким ароматом. Форзиция зацветает раньше других и привлекает ярко-желтыми цветами. Калина бульденеж импозантна в своем белоснежном наряде.
В смешанных посадках, небольших группах хороши пурпуролистные формы барбарисов - обыкновенного и барбариса Тунберга, отличающиеся нарядной окраской листвы летом и осенью. Кизильник горизонтальный с «елочным» строением ветвей и массой алых ягод осенью хорошо выглядит на переднем плане в группах и рекомендуется для рокариев.
Неповторимы по цвету, форме и аромату розы, имеющие также бесчисленное множество сортов и оттенков. Ярко выделяются бусинки плодов снежноягодника, рубиновые плоды калины, оранжево-красные ягоды шиповника. Зимний пейзаж обогащают малиновые ветви дерена и зеленоватые - ивы.
Рассмотрим основные приемы компоновки древес-но-кустарниковых насаждений.
Силуэт, форма дерева, произрастающего в массиве, не выражены так четко, как у одиночного, растущего на открытом пространстве. В садово-парковом искусстве отдельно стоящее дерево называется солитер, т.е. уединенный. В качестве элемента парковых композиций солитеры используются на полянах, островах, для завершения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. (рис. 2.6, а). При подборе экземпляра для одиночной посадки ведущее значение имеет форма кроны, общий силуэт дерева. Для солитеров выбирают как местные породы, так и экзоты - интродуцированные древесные или кустарниковые растения, не встречающиеся в составе естественных зеленых насаждений региона.
Один из важнейших композиционных приемов в садово-парковом искусстве - создание групп насаждений, которое требует большого мастерства (рис. 2.6, б).
В процессе многовекового развития сложились определенные закономерности построения древесных и дре-весно-кустарниковых групп. В прежние времена группу деревьев называли «клумбой». Сегодня этот термин обозначает вид цветочных посадок. Группы насаждений классифицируют по составу, величине, композиции, значимости, дендрологическому составу.
По составу различают древесные, древесно-кустар-никовые и кустарниковые группы (иногда дополняемые и цветочными растениями), однопородные и многопородные. По величине - в зависимости от числа составляющих их элементов: малые (2—3 растения), средние (4 — 7 растений) и большие (до 10—12 растений). В отдельных случаях компонуют группы из 16— 18 растений и более, но это уже будет куртина, т.е. большая группа (рис. 2.6, в).
Внешний облик и композиция групп характеризуются структурой (компактная, рыхлая, сквозистая), контрастностью или мягкостью силуэта, контрастностью или нюансностью цветовых сочетаний, статичностью или динамичностью форм. По значимости и расположению группы насаждений классифицируются на самостоятельные и сопутствующие (рис. 2.7 - 2.10).
Количество растений в группе обычно нечетное. Однако практика показывает, что и из четного числа деревьев и кустарников можно сформировать свободную, естественную композицию. Все зависит от подбора составляющих.
В средней и большой группе предусматриваются: ядро, внешний контур и опушка (в случае применения кустарников). Ядро — одно — три и более деревьев, занимающих доминирующее положение по высоте, силуэту, цвету. Это как бы композиционный центр группы, однако не геометрический, так как при этом нарушалась бы естественность группы. Уменьшение размеров растений от ядра к опушке позволяет хорошо воспринимать кроны всех составляющих группу элементов. Для внешнего контура выбирается живописное очертание, рекомендуется разрывать его для усиления впечатления естественности и игры светотени.
При смешанных групповых посадках одна из пород должна быть главной, создающей ядро группы, а другие (особенно декоративные) располагаются на опушке, обогащая группу контрастными или нюансными сочетаниями, выявляя ее форму, силуэт, колористическую характеристику.
Рис. 2.6 а, б, в. Элементы древесно-кустарникових композиций:
а - солитер, 6-группа. древесных или древесно-кустарникоцых насаждений;
в - куртина
Рис. 2.7. Композиционные типы групп деревьев (по С.Н.Палентреер)
Компактная самостоятельная группа из елей, тополей пирамидальных и других деревьев может применяться как композиционный акцент в начале и конце аллеи, на поляне, на острове. Группы используются в качестве кулис для обрамления перспективы или любой детали паркового пейзажа, размещаются вдоль аллей и дорожек, если рядовая их обсадка нецелесообразна по функциональным или композиционным мотивам.
Особенно эффективна группа, расположенная у поворота дорожки. Иногда дорожку «пропускают» через группу. Своеобразны группы в виде «хоровода» или «букета». Группы в виде «букетов» создаются из 3 — 5 деревьев, высаженных в одну лунку.
Сопутствующие группы являются частью паркового массива и лесной опушки. Нередко сопутствующие группы компонуются в виде «беседки». Во многих парках встречаются парные посадки деревьев (ель и береза, дуб и береза и т.д.). Очень распространена группа из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренного треугольника. Группа из трех берез имеет рыхлую,
сквозистую структуру. Древесные группы из хвойных или пирамидальных тополей более строгие по силуэту, монолитные.
Динамичны группы из четырех деревьев одной породы, расположенные таким образом, чтобы одновременно воспринимались только три экземпляра. При движении по дорожке силуэт такой группы постоянно меняется.
Считают, что для сопутствующей группы оптимальное и даже предельное число деревьев —пять. Увеличение группы рекомендуется осуществлять за счет применения кустарников.
Для парковых ландшафтов характерны смешанные древесно-кустарниковые группы (группы с подлеском, опушкой). Они компактны, многоярусны и используются там, где надо закрыть дальний план, создать четкие кулисы. Для многопородной древесной группы опушку рекомендуется формировать из одного вида кустарников. Для однопородной группы деревьев целесообразно применение смешанного ассортимента кустарников, иногда цветочных растений.
Массив насаждений (или массив парковый) —посадки деревьев и кустарников на значительных площадях. В литературе по градостроительству под зелеными массивами часто понимаются также парки, лесопарки и другие крупные объекты зеленого строительства. Ассортимент паркового массива подбирается по биологическим и декоративным признакам. Массивы насаждений, как и группы, могут быть однопородными или смешанными. Массив древесно-кустарниковых насаждений должен иметь условия роста растений, близкие к условиям естественного лесного сообщества.
Структура массива - ядро, внешний контур и опушка. Для ядра применяются породы деревьев и кустарников, наиболее устойчивые в данных условиях произрастания. Ассортимент массива обогащается посадкой по опушкам ценных древесных пород. Массивы могут быть прозрачными (светлыми, просматриваемыми вглубь) и непрозрачными (темными). В прозрачных массивах, например березовых, кустарники не высаживаются, а в непрозрачных - высаживаются как внутри массива, так и на опушках, и насаждения имеют два или несколько ярусов. В массивах рекомендуется иметь подрост (молодое поколение древесных пород), обеспечивающий своевременную смену устаревших экземпляров без нарушения облика парка. Один из видов достаточно крупного (1 — 1,5 га) массива - роща - совокупность однородных по составу и возрасту насаждений (березовая роща, дубрава). В роще пространство между стволами, как правило, просматривается. Парковый массив с малой вертикальной сомкнутостью позволяет создать глубинные перспективы.
Парковые массивы включают открытые, полуоткрытые и закрытые пространства, в которых деревья и кустарники соответственно составляют 5— 10, 50 — 60 и 90 — 100% (рис. 2.11, а,б; 2.12, а,б на цветной вкладке).
При формировании древесно-кустарниковых насаждений учитываются не только композиционные, но и биологические и экологические особенности растений. К биологическим свойствам относятся, например, темпы роста, долговечность, морозоустойчивость, влаголю-бивость, светолюбивость и теневыносливость, требовательность к почвам. Объективными показателями темпов роста деревьев являются размеры годичного прироста ствола и побегов в высоту в возрасте от 10 до 30 лет.
Рис. 2.9. Смешанные группы с включением цветочных растений (схема): 1 - лиственные деревья;
3 - кустарники; 4 - цветы в группах хвойные деревья
По темпам роста в высоту деревья и кустарники подразделяют на:
- весьма быстрорастущие (ежегодный прирост в высоту до 2 м и более) деревья (эвкалипт, тополь, береза бородавчатая и др.); кустарники (акация желтая, бузина красная, чубушник);