Композиция в ландшафтном проектировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.

Содержание

1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 9.53 Мб (Скачать)

Незаменимой породой в средней полосе является бе­реза бородавчатая плакучей формы. Ассортимент рас­тений подбирается с учетом эстетических и экологи­ческих требований. Береза декоративна круглый год: летом в зеленом наряде, гармонирующем с ее атласно-белым стволом, в осеннем золотистом уборе и, наконец, зимой благодаря тонкому графическому рисунку кро­ны, особенно покрытой инеем в солнечный морозный день.

Важнейшее художественное качество древесных по­род - тональность их листвы, меняющаяся по сезонам года. Основной цвет лиственных пород - зеленый, но и он в течение вегетационного периода изменяет оттен­ки от нежно-зеленого весной до плотного насыщенно­го тона в конце лета (липа, дуб, клен остролистный, каш­тан и др.). Особенно богата цветовая гамма осенью -от золотисто-желтого, оранжево-желтого до коричнево-бронзового и пурпурного. При построении пейзажа и компоновке насаждений учитывается, какие породы раньше меняют свою летнюю окраску и какие дольше сохраняют зеленый цвет.

В композиционном отношении ценятся нейтраль­ные серебристо-серые тона листвы и хвои (ива белая и серебристая, тополь белый, ель голубая и др.). Такие деревья прекрасно смотрятся на фоне темных пород, используются для зрительного расчленения больших массивов, очень эффектны в виде одиночных посадок. Наряду с серебристым, золотистым тоном кроны це­нится и плотный красный тон (дуб, бук красный и пе­стролистный).

Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов. Если у ствола ста­рого дуба эффектны глубокие борозды, то у бука и рябины обыкновенных - гладкие, блестящие стволы соответственно серого и зеленого оттенка. Выразите­лен ярко освещенный ствол медно-красного оттенка у черемухи Маака. Такие качества, как фактура и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов следует исполь­зовать в композициях, рассчитанных на близкое вос­приятие, формируя их вдоль аллей и дорожек, у пло­щадок отдыха.

Сильным композиционным средством является тень (светотень), создаваемая деревьями, — плотная с чет­кими контурами или ажурная (сквозная, прозрачная, «кружевная»). Интересны деревья, кроны которых чи­таются «на просвет», например клен. Для соцветий важна их форма, размер, колер. Так, каштан конский цветет белыми и розовыми «свечами», акация и черемуха -кистями и т.д. Очень распространена и ценима в сред­ней полосе рябина, декоративная с весны до поздней осени, когда на ней остаются лишь красные грозди пло­дов. Рябину высаживают отдельными экземплярами и группами.

В построении садово-парковых композиций, в фор­мировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они об­разуют нижний ярус древесных групп и массивов, по­могают композиционно осуществить переход от плос­кости газона к их вертикальному объему. Из кустарни­ков составляют и самостоятельные группы, иногда до­полняя цветочными растениями. Кустарники приме­няют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов.

Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.

По величине выделяют: высокие кустарники, дости­гающие 2-3 м и более (сирень обыкновенная и венгер­ская, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная и др.); средней величины - от 1,5 до 2 м (снежноягод­ник, кизильник блестящий, можжевельник казацкий и др.); низкие - 60-80 см (айва японская, барбарис Тун-берга и др.).

Широко используются в садово-парковых компози­циях стелющиеся кустарники - бересклет, туя стелю­щаяся или распростертая и др.

К высоким кустарникам обращаются, когда надо за­маскировать нежелательный вид или, наоборот, привлечь внимание к пейзажу. Из высоких кустарников образу­ется задний план при небольшой глубине парковой пер­спективы. Крупные группы высокого кустарника выса­живают, чтобы получить зрительный интервал перед рас­крытием новой перспективы (так называемый «эффект неожиданности»). Кустарники средней величины ком­понуются в самостоятельные и смешанные древесно-кустарниковые группы, используются в массивах в виде подлеска или опушки. Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых из­городей, которые бывают свободно растущими или стри­женными. Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая жи­вописная крона. Декоративный эффект посадок кустар­ника зависит, так же как у деревьев, не только от высо­ты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.



Группы хвойных кустарников лучше составлять из одной породы. Особенно привлекателен живописной структурой можжевельник казацкий. Он высаживается большими группами на склонах, у каменисто-цветоч­ных композиций. Крупный кожистый лист характерен для рододендронов, которые благодаря этому эффект­ны не только во время цветения.

Особое внимание следует уделять красиво цвету­щим кустарникам, а также имеющим интересные плоды. Эти кустарники декоративны, но по сравнению с цве­точными растениями требуют меньше ухода. Формы соцветий и цветков красиво цветущих кустарников очень разнообразны - метелки, шары, кисти, чашечки. Сирень, имеющая огромное количество сортов, характе­ризуется всевозможными оттенками соцветий и тон­ким ароматом. Форзиция зацветает раньше других и привлекает ярко-желтыми цветами. Калина бульденеж импозантна в своем белоснежном наряде.

В смешанных посадках, небольших группах хоро­ши пурпуролистные формы барбарисов - обыкновен­ного и барбариса Тунберга, отличающиеся нарядной окраской листвы летом и осенью. Кизильник горизон­тальный с «елочным» строением ветвей и массой алых ягод осенью хорошо выглядит на переднем плане в груп­пах и рекомендуется для рокариев.

Неповторимы по цвету, форме и аромату розы, име­ющие также бесчисленное множество сортов и оттен­ков. Ярко выделяются бусинки плодов снежноягодни­ка, рубиновые плоды калины, оранжево-красные ягоды шиповника. Зимний пейзаж обогащают малиновые вет­ви дерена и зеленоватые - ивы.

Рассмотрим основные приемы компоновки древес-но-кустарниковых насаждений.

Силуэт, форма дерева, произрастающего в массиве, не выражены так четко, как у одиночного, растущего на открытом пространстве. В садово-парковом искусстве отдельно стоящее дерево называется солитер, т.е. уеди­ненный. В качестве элемента парковых композиций со­литеры используются на полянах, островах, для завер­шения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. (рис. 2.6, а). При подборе экземпляра для одиночной посадки ведущее значение имеет форма кро­ны, общий силуэт дерева. Для солитеров выбирают как местные породы, так и экзоты - интродуцированные древесные или кустарниковые растения, не встречаю­щиеся в составе естественных зеленых насаждений ре­гиона.

Один из важнейших композиционных приемов в са­дово-парковом искусстве - создание групп насажде­ний, которое требует большого мастерства (рис. 2.6, б).

В процессе многовекового развития сложились опре­деленные закономерности построения древесных и дре-весно-кустарниковых групп. В прежние времена груп­пу деревьев называли «клумбой». Сегодня этот тер­мин обозначает вид цветочных посадок. Группы насаждений классифицируют по составу, величине, компози­ции, значимости, дендрологическому составу.

По составу различают древесные, древесно-кустар-никовые и кустарниковые группы (иногда дополняе­мые и цветочными растениями), однопородные и мно­гопородные. По величине - в зависимости от числа составляющих их элементов: малые (2—3 растения), средние (4 — 7 растений) и большие (до 10—12 расте­ний). В отдельных случаях компонуют группы из 16— 18 растений и более, но это уже будет куртина, т.е. боль­шая группа (рис. 2.6, в).

Внешний облик и композиция групп характеризу­ются структурой (компактная, рыхлая, сквозистая), кон­трастностью или мягкостью силуэта, контрастностью или нюансностью цветовых сочетаний, статичностью или ди­намичностью форм. По значимости и расположению группы насаждений классифицируются на самостоятель­ные и сопутствующие (рис. 2.7 - 2.10).

Количество растений в группе обычно нечетное. Од­нако практика показывает, что и из четного числа дере­вьев и кустарников можно сформировать свободную, естественную композицию. Все зависит от подбора со­ставляющих.

В средней и большой группе предусматриваются: ядро, внешний контур и опушка (в случае применения кустарников). Ядро — одно — три и более деревьев, занимающих доминирующее положение по высоте, си­луэту, цвету. Это как бы композиционный центр груп­пы, однако не геометрический, так как при этом нару­шалась бы естественность группы. Уменьшение разме­ров растений от ядра к опушке позволяет хорошо вос­принимать кроны всех составляющих группу элемен­тов. Для внешнего контура выбирается живописное очер­тание, рекомендуется разрывать его для усиления впе­чатления естественности и игры светотени.

При смешанных групповых посадках одна из по­род должна быть главной, создающей ядро группы, а другие (особенно декоративные) располагаются на опушке, обогащая группу контрастными или нюанс­ными сочетаниями, выявляя ее форму, силуэт, колорис­тическую характеристику.



Рис. 2.6 а, б, в. Элементы древесно-кустарникових ком­позиций:

а - солитер, 6-группа. древесных или древесно-кустарникоцых насаждений;

в - куртина

 



 



 



 



 



 



 



 



 



Рис. 2.7. Композиционные типы групп деревьев (по С.Н.Палентреер)



Компактная самостоятельная группа из елей, топо­лей пирамидальных и других деревьев может применяться как композиционный акцент в начале и конце аллеи, на поляне, на острове. Группы используются в качестве кулис для обрамления перспективы или лю­бой детали паркового пейзажа, размещаются вдоль ал­лей и дорожек, если рядовая их обсадка нецелесооб­разна по функциональным или композиционным мо­тивам.

Особенно эффективна группа, расположенная у по­ворота дорожки. Иногда дорожку «пропускают» через группу. Своеобразны группы в виде «хоровода» или «букета». Группы в виде «букетов» создаются из 3 — 5 деревьев, высаженных в одну лунку.

Сопутствующие группы являются частью паркового массива и лесной опушки. Нередко сопутствующие груп­пы компонуются в виде «беседки». Во многих парках встречаются парные посадки деревьев (ель и береза, дуб и береза и т.д.). Очень распространена группа из трех деревьев, которая равнозначно воспринимается со всех сторон и строится по принципу неравнобедренно­го треугольника. Группа из трех берез имеет рыхлую,



сквозистую структуру. Древесные группы из хвойных или пирамидальных тополей более строгие по силуэту, монолитные.

Динамичны группы из четырех деревьев одной по­роды, расположенные таким образом, чтобы одновре­менно воспринимались только три экземпляра. При дви­жении по дорожке силуэт такой группы постоянно ме­няется.

Считают, что для сопутствующей группы оптималь­ное и даже предельное число деревьев —пять. Увели­чение группы рекомендуется осуществлять за счет при­менения кустарников.

Для парковых ландшафтов характерны смешанные древесно-кустарниковые группы (группы с подлеском, опушкой). Они компактны, многоярусны и использу­ются там, где надо закрыть дальний план, создать чет­кие кулисы. Для многопородной древесной группы опуш­ку рекомендуется формировать из одного вида кустар­ников. Для однопородной группы деревьев целесооб­разно применение смешанного ассортимента кустарни­ков, иногда цветочных растений.

Массив насаждений (или массив парковый) —по­садки деревьев и кустарников на значительных пло­щадях. В литературе по градостроительству под зеле­ными массивами часто понимаются также парки, лесо­парки и другие крупные объекты зеленого строитель­ства. Ассортимент паркового массива подбирается по биологическим и декоративным признакам. Массивы насаждений, как и группы, могут быть однопородными или смешанными. Массив древесно-кустарниковых на­саждений должен иметь условия роста растений, близ­кие к условиям естественного лесного сообщества.

Структура массива - ядро, внешний контур и опуш­ка. Для ядра применяются породы деревьев и кустар­ников, наиболее устойчивые в данных условиях произ­растания. Ассортимент массива обогащается посадкой по опушкам ценных древесных пород. Массивы могут быть прозрачными (светлыми, просматриваемыми вглубь) и непрозрачными (темными). В прозрачных массивах, например березовых, кустарники не высажи­ваются, а в непрозрачных - высаживаются как внутри массива, так и на опушках, и насаждения имеют два или несколько ярусов. В массивах рекомендуется иметь подрост (молодое поколение древесных пород), обеспе­чивающий своевременную смену устаревших экземпля­ров без нарушения облика парка. Один из видов доста­точно крупного (1 — 1,5 га) массива - роща - совокуп­ность однородных по составу и возрасту насаждений (березовая роща, дубрава). В роще пространство меж­ду стволами, как правило, просматривается. Парковый массив с малой вертикальной сомкнутостью позволяет создать глубинные перспективы.

Парковые массивы включают открытые, полуоткры­тые и закрытые пространства, в которых деревья и кус­тарники соответственно составляют 5— 10, 50 — 60 и 90 — 100% (рис. 2.11, а,б; 2.12, а,б на цветной вкладке).

 

При формировании древесно-кустарниковых насаж­дений учитываются не только композиционные, но и биологические и экологические особенности растений. К биологическим свойствам относятся, например, тем­пы роста, долговечность, морозоустойчивость, влаголю-бивость, светолюбивость и теневыносливость, требовательность к почвам. Объективными показателями тем­пов роста деревьев являются размеры годичного при­роста ствола и побегов в высоту в возрасте от 10 до 30 лет.

 

 



 

Рис. 2.9. Смешанные группы с включением цветочных растений (схема): 1 - лиственные деревья;

3 - кустарники; 4 - цветы в группах хвойные деревья



 



По темпам роста в высоту деревья и кустарники подразделяют на:

- весьма быстрорастущие (ежегодный прирост в вы­соту до 2 м и более) деревья (эвкалипт, тополь, береза бородавчатая и др.); кустарники (акация желтая, бу­зина красная, чубушник);

Информация о работе Композиция в ландшафтном проектировании