Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат
Специфическая область архитектурной композиции - градостроительная композиция, которая, в частности, яв¬ляется художественным выражением пространственных взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна¬чительных территориях. В ландшафтной архитектуре наиболее общая задача композиции - построение про¬странств под открытым небом, формируемых преиму¬щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема¬ми и водотоками, малыми формами архитектуры и элементами благоустройства.
1. Общие вопросы композиции пространства под открытым небом.
2. Композиция древесно-кустарниковых насаждений.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта.
Список литературы:
Вертикальное озеленение не увеличивает влажность здания, наоборот, своими присосками лианы забирают влагу с поверхности стен. При покрытии стен густо облиственными вьющимися растениями массы дождя большей частью перехватываются листьями и побегами и сбегают с них, не достигая стен здания.
Высаживать растения наиболее целесообразно в открытый грунт в ямы размером 50x50 или 60x60 см и глубиной 60 - 70 см. На рис. 2.19 показаны два варианта посадки растений для вертикального озеленения -за отмосткой и в корыте у наружной стены.
Используются вьющиеся растения и для покрытия горизонтальных поверхностей. В саду на крыше по направляющей сетке могут быть увиты большие площади. В южных городах их используют для создания, например, зеленого венка вокруг памятника. Создать цветущий ковер можно из клематиса, одной из самых декоративных лиан со множеством сиреневых, розовых, белых цветков. Клематис хорошо уживается с другими растениями (очитки, ясколки и др.).
Рис. 2.15. Зеленый театр (исторический пример)
Рис. 2.19. Схемы вертикального озеленения: а - за отмост-кой; б - в корытах вдоль наружных стен. 1 - проволока; 2 - отмостка; 3 - колышек; 4 - тротуар; 5 - дренаж с уклоном от стены (галька и мятая глина); 6 - кирпичный борт; 7 - металлическая решетка; 8 - глиняный замок; 9 - растительная земля
В вертикальном озеленении применяются вьющиеся цветочные растения, в том числе неприхотливые летние растения - душистый горошек, фасоль, настурция, луноцвет, вьюнок. Высота этих растений невелика и их используют в некрупных композициях.
При подборе ассортимента растений для вертикального озеленения должна учитываться ориентация зданий по сторонам света, с которой связаны важные для жизненных функций растений световой, тепловой и влажностный режим. На южных стенах растения находятся в благоприятных условиях освещения, но могут испытывать недостаток влаги. На северные стены прямые солнечные лучи не попадают, поэтому здесь растения могут испытывать недостаток тепла и света, но зато иметь хорошее или даже избыточное увлажнение.
3. Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты архитектурного ландшафта
Основой, архитектурным каркасом ландшафтной композиции является рельеф. Композиция рельефа, как и других природных компонентов в ландшафтном проектировании, должна рассматриваться на нескольких уровнях: региональном, когда речь идет об общей характеристике рельефа крупных территорий, его использовании и охране; градостроительном, на котором рельефом определяется планировочная структура населенных мест, выраженная регулярностью или живописностью начертания дорог,
Рис. 2.35. Четыре варианта изменения холма: а - сохранение; б - усиление; в - деформация; г - разрушение
(по Дж. Саймондсу)
районов и других планировочных элементов, композицией застройки, ее ансамб-левостью; и, наконец, на уровне детального ландшафтного проектирования, формирования архитектуры поверхности земли (рис. 2.38, а-д на цветной вкладке).
Геопластика - иногда «ландшафтная скульптура» (ландшафтная пластика) - пластическая обработка рельефа, с помощью которой он приобретает не только декоративную или даже скульптурную форму, но чаще форму, соответствующую определенной функции. Каждой функции отвечают опять-таки конкретные детали рельефа - лестница, пандус, подпорная стенка и т.д.
Современная техника дает возможность полностью преобразовать существующий рельеф или сформировать его заново, образовав насыпные холмы, террасы, склоны. Геопластика соединяет в себе возможности повышения эстетической выразительности городской среды с экономичностью использования грунта, оставшегося от строительства.
Выделяют два направления в геопластике. Первое -выявление характерных для данной местности природных форм рельефа. Оно выражается в сознательном подчеркивании наиболее характерных и живописных мотивов естественного ландшафта. Второе направление ставит своей целью создание совершенно новых, скульптурных (отсюда происхождение термина «ландшафтная скульптура»), часто геометрических форм искусственного рельефа (рис. 2.35). Декоративные и пространственные возможности пластики рельефа очень велики. Искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать небольшие замкнутые пространства. Они же выступают в качестве экрана, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра. Террасированные склоны могут быть превращены в небольшие амфитеатры для самодеятельности или в зрительские места у спортивных площадок.
Искусственные тальвеги часто используют для устройства спусков и горок (тобогганов), по которым дети могут съезжать на специально оборудованные игровые площадки. Соединенные мостиками, лестницами, тоннелями группы «холмов» образуют интересные игровые ситуации.
Искусственно созданный рельеф позволяет ограничить участки разного назначения, обогатить, индивидуализировать среду, создать благоприятный микроклимат. Площадки, свободные от оборудования, решаются как игровые лужайки. Зимой они превращаются в катки. Заглубление на 40 см дает возможность без дополнительных ограждений заливать каток даже в бесснежные зимы. Устройство стока талой воды по открытым «сухим руслам» в ливнеприемные колодцы помогает весной быстрому высыханию игровых лужаек. Амфитеатр в откосе лужайки, обращенном на юг, создает большое удобство. Помимо основного назначения, на его ступеньках можно отдыхать, загорать, а зимой, когда на площадке заливается каток, оставлять одежду, коньки и др. (рис. 2.36).
Интересен пример пластического формирования среды детского парка Мзиури в Тбилиси. В покрытии применена брусчатка - светлый бетонный кубик. Чуть округлый, упругий на вид он создает, несмотря на свою очевидную «каменистость», ощущение текучести, подвижности. Дорожки, откосы, ступени, стенки не спускаются, не сбегают, а словно стекают к стене и промывают, пробивают в ней вход, как река пробивает вход под скалой. Брусчатку у входа в парк архитекторы выкладывали сами, ведь никаким чертежом не передашь почти скульптурность «каменной реки».
Обилие точек обзора, возможность замаскировать невыразительные сооружения и закрыть нежелательные виды, игра светотени - все эти достоинства пластики рельефа намного расширяют палитру художественных средств ландшафтного дизайнера и архитектора.
Наиболее распространенные функциональные элементы обработки рельефа - террасы, лестницы, пандусы, подпорные стенки. Ландшафтные архитекторы и дизайнеры прежде всего должны определить место этих элементов на проектируемой территории в соответствии с направлениями и интенсивностью движения пешеходов, общей композицией пространства. Вторая задача - проработка формы ступеней, ритма, числа их в марше, возможного чередования с террасами и пандусами.
Методика проектирования лестниц под открытым небом существенно отличается от создания их в интерьере зданий. Высота первых ступеней меньше (как правило, 10-12 см, независимо от материала), а ширина проступи больше. Наклон парковых, уличных лестниц должен обеспечивать отвод дождевых вод. Пологая лестница с низкими, слегка наклоненными ступенями иногда называется итальянской лестницей. Лестница со слегка наклоненными и расширенными в 2-3 раза и более проступями называется также ступопандусом.
При значительных перепадах рельефа для закрепления склонов рекомендуется устройство подпорных стенок. Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны: каменная стенка сухой кладки или на растворе, с вертикальной или наклонной наружной плоскостью, монолитная бетонная стенка, гладкая или с карманами для посадки растений и т.д. (рис. 2.29).
Различный декоративный эффект получается при использовании в подпорных стенках округлых валунов и плоского плитняка. Устройство подпорных стенок из монолитного железобетона или бетонных блоков целесообразно при больших перепадах рельефа и уклонах более 30° Для нейтральной или контрастной связи подпорных стенок с ландшафтным окружением важно точно выбрать материал с соответствующей фактурой поверхности, цветом, возможное их сочетание.
С пластикой рельефа неразрывно связана «одежда» земли - покрытия. Серому, унылому и небезвредному при солнечном перегреве асфальту все чаще противопоставляются другие материалы. Очень распространены бетонные плитки размером 50x50 см. Из других видов покрытий можно назвать шестигранные, прямоугольные плитки, бетонную и каменную «брусчатку» (рис.2.40, а,б на цветной вкладке).
Отмечая как положительные, так и негативные стороны применения бетонных плиток, в том числе и типа «бессер» (которая на определенном этапе явно «выручила» практику городского благоустройства), совершенно очевидно, что даже самый эффективный стандартный элемент покрытия при массовом применении и ограниченных колористических возможностях привносит со временем черты типизации в городскую среду. В значительной мере названную проблему сможет преодолеть и успешно решить внедряемый в Беларуси декоративный печатный бетон - совершенно новый материал, позволяющий покрывать поверхность любой формы и конфигурации, имеющий широкую цветовую палитру, обилие рисунков и фактур, имитирующих различные природные материалы для мощения. Нельзя отрицать ценность естественных материалов - гранита, мрамора и др., которые, однако, дороги для массового строительства.
Новые технологии устройства декоративных бетонных покрытий английской компании «Creative Impressions» делают первые шаги в Беларуси. Декоративные бетонные покрытия, передающие качества природного материала, имеют по сравнению с ним невысокую стоимость. Помимо эстетических качеств декоративный бетон новой технологии обладает и ценными утилитарными свойствами. В отличие от асфальта и бетонной плитки он устойчив к воздействию агрессивных сред, на нем не остается трудновыводимых следов от бензина, масел, растворителей. Декоративный печатный бетон легко моется, выдерживает перепады температур от -50 до +50°С и более 300 циклов «замораживание -оттаивание», не скользит под ногами и колесами, не выцветает, обладает стопроцентной устойчивостью к ультрафиолетовым лучам. Кроме того, декоративный бетон имеет высокую сопротивляемость давлению и истиранию, более чем в пять раз превышающую характеристики обычного бетона (рис.2.39, а-д на цветной вкладке).
Рис. 2.37. Лестница и подпорная стенка на крутом склоне
В Беларуси технология печатного (штампованного) бетона нашла применение при благоустройстве территории санатория-профилактория «Сосны» на оз. На-рочь, внутреннего двора Министерства внутренних дел республики, центральной трибуны стадиона «Динамо» в Минске.
Подсчитано, что человек при ходьбе более трети времени смотрит себе под ноги. Но выбирать тип и характер покрытия дорожек, тротуаров, площадок следует не только с точки зрения пешехода в буквальном смысле, т.е. с уровня его взгляда, но учитывая, что поверхность земли воспринимается людьми со многих других уровней: из окон и лоджий многоэтажных домов, с крыш, эстакад, из движущегося транспорта и т.д.
Сочетанием различных видов покрытий, иногда с включением «живых» материалов (различные почво-покровные растения, цветы), можно достигнуть большого декоративного эффекта, создать горизонтальные «суперграфические панно». Мощение, декоративные покрытия несут в себе и эстетическую, и утилитарную информацию (направление потоков пешеходов, разграничение пешеходного и транспортного движения, выделение автостоянок и других зон).
Архитектурное решение поверхности земли должно подчеркивать композицию застройки, размещение монументальной скульптуры, а в итоге обеспечивать завершенность градостроительного ансамбля. Среда современного города насыщена многочисленными и разнородными элементами городского дизайна (светильники, указатели, уличная мебель и т.п.). Связать все это воедино возможно с помощью растений, пластики рельефа и особенно различного замощения.
Часто возникающая перед архитекторами задача -выбор приемов охраны деревьев при изменении рельефа. При понижении и повышении уровня земли возможны различные архитектурные и конструктивные решения. Необходимо помнить, что для дерева одинаково вредна как засыпка, так и оголение прикорневой части ствола. Поэтому при понижении уровня земли вокруг дерева необходимо сохранить землю в виде естественного холма или создать подпорную стенку. При повышении отметок у дерева создается «сухой колодец», который закрывается чугунной или бетонной решеткой или засыпается крупной галькой, не препятствующей проникновению воздуха и влаги (рис. 2.41).
Нередко меры по охране ценных деревьев приходится предпринимать и без изменения уровня поверхности земли. На плоской площадке при новых функциях деревья могут оказаться в зоне активного пешеходного движения, игр, отдыха. В этом случае возможно вытаптывание, уплотнение почвы в приствольном круге, ведущее к нарушению воздушно-влажностного режихма корневой системы дерева. Предохраняющие приемы разнообразны - декоративные решетки и ограждение, покрытие из крупной гальки, и др. (рис. 2.42, а-д на цветной вкладке).
В ландшафтном проектировании выделяются два уровня задач: создание городских или загородных водных систем и детальное водное благоустройство.
Использование композиционных возможностей воды в ландшафтном проектировании имеет широкий диапазон. При формировании городского ландшафта вдоль акваторий образуются разнообразные панорамы, используется прием раскрытия на воду, сильное композиционное средство - эффект отражения в воде.
При детальной работе с водой у архитектора и инженера-гидротехника возникают, в свою очередь, две группы ландшафтных задач преобразование естественных водоемов и водотоков (озера, реки, ручья) путем их благоустройства и привнесения архитектурных деталей (набережные, спуски, мостики и т.п.) и создание новых (водохранилища, пруды, каналы, каскады и пр.). Береговая линия закрепляется в виде естественного одернованного откоса, в который для живописности вкрапливаются камни-валуны, почти незаметной лентой бетона или с помощью деревянных свай и брусьев.