Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является, разработка стратегии и тактики по управлению задолженностью страховых организациях на примере ОСАО « Ингосстрах».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций;
- определить теоретические основы формирования кредитной политики страховых организаций;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления задолженностью страховых организаций 7
1.1 Экономическая сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций 7
1.2 Принципы формирования кредитной политики страховых организаций 18
1.3 Методические разработки по задолженности страховых организаций 32
Глава 2. Анализ системы управления дебиторской задолженности страховой организации (на примере ОСАО « Ингосстрах») 44
2.1 Характеристика деятельности организации ОСАО «Ингосстрах» 44
2.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ОСАО «Ингосстрах» 50
2.3 Оценка управления дебиторской задолженности страховой организации 61
Глава 3. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью страховой организации ОСАО « Ингосстрах» 70
3.1 Формирование информационной базы и проведение оценки платежеспособности клиентов 70
3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в организации 78
Заключение 84
Список использованной литературы 87
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дипломный проект
на тему: Управление задолженностью страховых организаций
(на материалах ОСАО «Ингосстрах»)
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления задолженностью страховых организаций
1.1 Экономическая сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций
1.2 Принципы формирования кредитной политики страховых организаций
1.3 Методические разработки по задолженности страховых организаций
Глава 2. Анализ системы управления дебиторской задолженности страховой организации (на примере ОСАО « Ингосстрах»)
2.1 Характеристика деятельности организации ОСАО «Ингосстрах»
2.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ОСАО «Ингосстрах»
2.3 Оценка управления дебиторской задолженности страховой организации
Глава 3. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью страховой организации ОСАО « Ингосстрах»
3.1 Формирование информационной базы и проведение оценки платежеспособности клиентов
3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в организации
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность выпускной квалификационной работы. Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост задолженности в страховых организациях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга. Согласно наблюдениям специалистов Высшей школы экономики просроченная задолженность в страховых организациях на конец 2010 года составила около 1/3 от общей суммы по стране, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии взаиморасчетов между российскими страховыми компаниями. При этом страховые организации не могут отказаться от коммерческого кредитования своих покупателей с целью сохранения объемов продаж.
Для эффективной деятельности и финансовой устойчивости страховой организации большое значение имеют ее организационная форма и проводимая управленческая политика. Существуют различные организационно-юридические формы страховых организаций. Говоря о структуре страховой организации, необходимо иметь в виду ее внутренний состав, который может оказывать влияние на кругооборот средств организации и на ее устойчивость. Кругооборот ее средств определяется сущностью страхования и организационно-юридической формой.
Страховые организации со сложной структурой — это организации, имеющие филиалы и холдинги. Для страховой организации открытие филиала означает не только приближение к клиенту, но и дополнительную раскладку ущерба, которая достигается как за счет открывающихся на новом месте возможностей выбора клиентов, так и за счет расширения охватываемой территории. Дополнительные возможности раскладки ущерба способствуют формированию более устойчивого страхового портфеля, что хорошо видно на примере организаций. Денежные средства филиалов включены в оборот головной страховой организации, что позволяет маневрировать ресурсами, «переливать» их, что также облегчает страховщику выполнение обязательств перед страхователями. В условиях рыночной экономики страховые организации любых форм собственности самостоятельно определяют свою организационную структуру, порядок оплаты и стимулирования труда работников.
Все это обуславливает актуальность поиска методов пополнения оборотных средств, для снижения потерь, связанных с неплатежами страховых организаций, которая является одной из основных проблем экономики. Выработка таких подходов необходима для создания организационно-экономического механизма управления задолженностью в страховых организациях; необходимо располагать методическими разработками, которые наверняка помогут снизить и оптимизировать уровень задолженности.
Целью выпускной квалификационной работы является, разработка стратегии и тактики по управлению задолженностью страховых организациях на примере ОСАО « Ингосстрах».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций;
- определить теоретические основы формирования кредитной политики страховых организаций;
- на основе нормативной и законодательной литературы обосновать методы инкассации задолженности в страховых организациях;
- проанализировать состояние дебиторской задолженности путем использования методики анализа страховой организации на примере ОСАО «Ингосстрах»;
- исследовать влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние страховой организации;
- предложить пути решения по совершенствованию управления дебиторской задолженностью для страховых организаций.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является финансово-хозяйственная деятельность российских страховых организаций.
Предметом выпускной квалификационной работы является система управления задолженностью страховой организации ОСАО «Ингосстрах».
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы являются научные труды и разработки отечественных авторов в области управления задолженностью страховых организациях, а также труды посвященные проблемам направленных на восстановление и поддержание финансовой устойчивости страховых организаций Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении рассматриваются актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая основа, практическая значимость и структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические основы управления задолженностью страховых организаций», рассмотрена экономическая сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций, раскрыты принципы формирования кредитной политики страховых организаций и методические разработки по задолженности страховых организациях.
Во второй главе «Анализ системы управления дебиторской задолженности страховой организации на примере ОСАО «Ингосстрах», дана характеристика деятельности организации, рассмотрена оценка влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов страховых организаций, раскрыт анализ финансово-хозяйственной деятельности ОСАО «Ингосстрах» и влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации.
В третьей главе «Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью как способ ее оптимизации», рассмотрен механизм формирования экспертизы информационной базы и проведения оценки платежеспособности клиентов, предложены пути по совершенствованию системы управления задолженностью страховых организациях.
В заключении приведены основные выводы по выпускной квалификационной работе.
Одной из отличительных особенностей российской экономики последних лет стала проблема неплатежей. Неплатежи предприятий свойственны и странам с развитой рыночной экономикой. Наличие неплатежей напрямую не связано с финансовым неблагополучием. Это действенный метод приспособления страховых организаций к конкретным условиям функционирования и ситуации на рынке, особенно в фазе ограничения банковского кредита. В западных экономиках крупные и авторитетные организации могут позволить себе задерживать платежи, в то время как для небольших и неизвестных фирм соблюдения платежной дисциплины ими самими и другими компаниями по отношению к ним - вопрос выживания.
В России неплатежами признаются все счета, не оплаченные после доставки товаров или оказания услуг после наступлении срока платежа. В западных странах поставщики дают, согласно законодательству, своим потребителям от 30 до 90 дней для того, чтобы оплатить счета, только по истечении этого срока задолженность считается просроченной. Это отражает нормальные отношения доверия и взаимопонимания предприятий-участников в рыночной системе.
Существуют расхождения в трактовках самого понятия "неплатежи". Во многом последующие оценки и ход рассуждений основываются на различных определениях неплатежей.
В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим страховым организациям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).
"Классическим" видом неплатежей в узком смысле этого слова является просроченная задолженность предприятий своим поставщикам. При этом большая часть неплатежей нефинансового сектора России приходится на промышленность, примерно 30 % - на сельское хозяйство, строительство и транспорт.
Однако в условиях конкурентной рыночной экономики страховых организаций не могут длительное время существовать с большой дебиторской задолженностью. Этому мешают обычаи делового оборота, т.е. разумные ограничения по срокам и форме расчетов, возможность выбора партнеров. Массовые неплатежи оказались возможными в условиях российской экономики вследствие высокой степени монополизации, межрегионального разделения труда, устойчивых хозяйственных связей и социально-политической установки на то, что всякое производство непременно должно работать.
Следует отметить, что значимость проблемы неплатежей для предприятий объясняется тем, что каждое страховых организаций осуществляет ряд обязательных платежей, не зависящих от финансового результата его деятельности (заработная плата работников, коммунальные платежи, некоторые налоги).
Таким образом, отсутствие своевременно поступивших платежей может поставить под угрозу нормальное функционирование страховых организаций -поставщика, поэтому управление и постоянный контроль над уровнем дебиторской задолженности является одной из основных задач российских предприятий.
Прежде всего, необходимо дать определение понятию «дебиторская задолженность». В различной литературе встречаются различные формулировки определения дебиторской задолженности.
Одно из наиболее распространенных определений термина дебиторской задолженности - это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, организации со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками (дебиторами) [22, с. 34].
Согласно определению, приведенному в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре», дебиторская задолженность (англ. accounts receivable): 1) это сумма долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений между ними; 2) счета, причитающиеся к получению в связи с поставками по коммерческому кредиту [54, с. 165].
В соответствии с последним определением необходимо четко понимать, что дебиторская задолженность возникает именно вследствие предоставления коммерческого кредита покупателям, но как таковая кредитом не является.
И.А. Бланк в своей книге «Основы финансового менеджмента» определяет дебиторскую задолженность как сумму задолженности в пользу страховых организаций, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п. [29, с. 67-69].
В книге «Бухгалтерский учет» Кондраков Н.П. дает похожее определение: «Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет суммы и др.)» [46, с. 101].
Следует отметить, что в бухгалтерском учете принято выделять следующие виды дебиторской задолженности:
1. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев:
- покупатели и заказчики;
- векселя к получению;
- задолженность дочерних и зависимых обществ;
- авансы выданные;
- прочие дебиторы.
2. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются менее, чем через 12 месяцев:
- покупатели и заказчики;
- векселя к получению;
- задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал;