Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является, разработка стратегии и тактики по управлению задолженностью страховых организациях на примере ОСАО « Ингосстрах».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций;
- определить теоретические основы формирования кредитной политики страховых организаций;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления задолженностью страховых организаций 7
1.1 Экономическая сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций 7
1.2 Принципы формирования кредитной политики страховых организаций 18
1.3 Методические разработки по задолженности страховых организаций 32
Глава 2. Анализ системы управления дебиторской задолженности страховой организации (на примере ОСАО « Ингосстрах») 44
2.1 Характеристика деятельности организации ОСАО «Ингосстрах» 44
2.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ОСАО «Ингосстрах» 50
2.3 Оценка управления дебиторской задолженности страховой организации 61
Глава 3. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью страховой организации ОСАО « Ингосстрах» 70
3.1 Формирование информационной базы и проведение оценки платежеспособности клиентов 70
3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в организации 78
Заключение 84
Список использованной литературы 87

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 654.50 Кб (Скачать)

Удз = ДЗ  : А тек = стр.170 + стр. 180 + стр. 190 + стр.200 : стр. 290,              (7)

где У дз – доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов;

ДЗ – дебиторская задолженность;

А тек – текущие активы.

По данным показателям составим аналитическую табл. 2.9.

 

Таблица 2.9 - Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ОСАО «Ингосстрах» за 2009-2010 годы

Показатели

2009 год

2010год

Абсолютное изменение

Сумма результатов страховых премий (нетто) по страхованию жизни и страховых премий (нетто) по страхованию иному, чем жизнь

(стр. 010 + стр. 080)

20613489

19067177

- 1546312

Оборотные активы, тыс. рублей

12093169

6074282

- 6018887

Дебиторская задолженность, тыс. рублей

4702960

5120556

+ 417596

Дебиторская задолженность по операциям страхования, сострахования

3333264

3304864

- 28400

Дебиторская задолженность по операциям перестрахования

433963

491024

+ 57061

Прочая дебиторская задолженность

из нее: краткосрочная

935731

1274866

+ 339135

Долгосрочная

2

49802

+ 49800

Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов

4,51

3,88

- 0,63

Период погашения дебиторской задолженности, дней

79,82

92,78

+ 12,96

Отношение дебиторской задолженности к сумме результатов страховых премий (нетто) по страхованию жизни и страховых премий (нетто) по страхованию иному, чем жизнь

0,161

0,268

+ 0,107

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %

38,8

26,8

- 12

 

Приведенные в таблице 2.9 данные показывают, что состояние расчетов с клиентами в 2010 году по сравнению с 2009 годом несколько ухудшилось: возросла с 4,51 до 3,88 оборотов оборачиваемости дебиторской задолженности. Средний период погашения дебиторской задолженности увеличился почти на 13 дней, на что в первую очередь повлияло ухудшение состояния расчетов по дебиторской задолженности по операциям страхования, сострахования, занимающей наибольшую долю в общем объеме дебиторской задолженности ОСАО «Ингосстрах». Доля дебиторской задолженности в общем объеме выручки от продажи товаров увеличилась с 16,1% до 26,8%.

Для определения состояния обязательств в исследуемой организации ОСАО «Ингосстрах» необходимо рассмотреть состав и структуру кредиторской задолженности и рассчитать показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. Кредиторскую задолженность можно рассматривать как привлечение к собственным оборотным средствам заемных, и если на нее не растут пени, то в принципе фирме выгодно иметь кредиторскую задолженность.

В табл. 2.10 рассмотрим состав и структуру краткосрочных обязательств задолженности страховой организации.

 

Таблица 2.10 - Состав и структура краткосрочных обязательств ОСАО «Ингосстрах» за 2009-2010 г.

Виды пассивов

2009 г.

2010 г.

Отклонение (+,-)

сумма, тыс.руб.

уд. вес,

%

сумма,

тыс. руб.

уд. вес,

%

сумма,

тыс. руб.

уд. вес,

%

А

1

2

3

4

5

6

1. Займы и кредиты

0

0

623792

23,34

623792

-

2. Кредиторская задолженность в т.ч.

4180901

100

2048474

76,66

- 2132427

49

Кредиторская задолженность по операциям страхования, сострахования

271722

6,49

201068

7,50

- 71054

73,85

В т.ч. страхователи

191987

4,59

157612

5,90

- 34375

82,09

Страховые агенты

56239

1,35

29670

1,11

- 26569

52,75

Прочие кредиторы

23518

0,56

13386

0,50

- 10132

56,91

Кредиторская задолженность по операциям перестрахования

570255

13,63

998300

37,35

428045

175

Прочая кредиторская задолженность

В т.ч.

3338902

79,86

197645

7,40

- 3141257

Уменьшилась в

11 раз

Задолженность перед персоналом

122

0

775

0,03

653

В6,35раз

Задолженность по налогам и сборам

21099

0,05

23642

0,88

2543

112,05

Прочие кредиторы

3317552

79,35

173228

6,48

- 3144324

5,22

Итого:

4180901

100

2672266

100

- 1508635

63,91

 

Как видно из приведенных в таблице 2.10 общая сумма краткосрочных обязательств за 2010 г. значительно уменьшилась и составило 1508635 тыс. руб. Влияние, прежде всего, составило статья кредиторской задолженности: «кредиторская задолженность по операциям страхования, сострахования», где удельный вес  в структуре краткосрочных обязательств составляет 6,49 % за 2009 г. и 7,50 % за 2010 г., а также статьи «кредиторская задолженность по операциям страхования, сострахования» (79,86 в 2009 г. и 7,40 в 2010 г. соответственно, задолженность уменьшилась почти в 11 раз) и «прочие кредиторы» (79,35 и 6,48 в 2009 и в 2010 годах соответственно, задолженность здесь уменьшилась в 11 раз). Уменьшение по данным статьям говорит о погашении страховых организаций этих статей.

В 2010 г. наиболее весомой статьей является задолженность персоналом, которая в возросла в 6,5 раз.

Статьи кредиторской задолженности имеют тенденцию к уменьшению, что говорит об уменьшении зависимости ОСАО «Ингосстрах» от заемных источников.

В анализе большое значение имеет показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, то есть отвлеченного из оборота денежного капитала и привлеченного капитала в качестве источника финансирования текущих платежей. Между ними чаще всего прослеживается прямая зависимость. Неплатежи поставщикам зачастую связаны с отвлечением денежного капитала из оборота. Если соотношение равно 1, то это считается нормальным состоянием расчетов.

Коэффициент текущей задолженности рассчитывается по следующей формуле (8):

                                          (8)

Рассчитаем коэффициент текущей задолженности на основе данных ОСАО «Ингосстрах»:

К тек. з. (2009) = 4433764 + 4702960 / 943940 + 4180901 = 1,78;

К тек. з. (2010) = 4702960 + 5120556 / 4180901 + 2048474 = 1,57

Рассчитанные коэффициенты говорят о практически равном соотношении дебиторской и кредиторской задолженности и свидетельствует о сбалансированности имеющихся денежных средств на предприятии. Коэффициент текущей задолженности за анализируемый период имеет тенденцию к сокращению, что свидетельствует о превышении дебиторской задолженности над кредиторской.

Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые на ОСАО «Ингосстрах» меры по возврату дебиторской задолженности недостаточно эффективны.

Глава 3. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью страховой организации ОСАО « Ингосстрах»

3.1 Формирование информационной базы и проведение оценки платежеспособности клиентов

 

В условиях, когда кризис экономики в России привел многие страховых организаций в состояние, близкое к банкротству, необходимо научиться своевременно распознавать ненадежных партнеров, объективно оценивать ситуацию, отличая временные проблемы с ликвидностью от полной неплатежеспособности. Только с помощью комплексного, системного анализа можно объективно оценить положение дел у существующего или потенциального контрагента и принять правильное решение о путях дальнейшего взаимодействия с ним.

В целом информационное обеспечение процесса анализа финансового состояния страховых организаций — это совокупность информационных ресурсов, необходимых для проведения аналитических процедур и способов их организации.

Это означает на практике, что оценка состояния страховых организаций зависит от следующих аспектов, связанных с информацией:

-        Полезности.

-        Достоверности.

-        Полноты.

-        Своевременности.

-        Правильности интерпретации со стороны исследователя.

Первые 4 аспекта характеризуют качество информации как исходного материала для исследований, а пятый аспект связан непосредственно с процессом анализа.

Полезность информации определяется степенью ее влияния на управленческие решения, позволяя оценивать предыдущие и текущие события, а также делать необходимые прогнозы. Например, сведения о планируемой рентабельности нового инвестиционного проекта оказывают влияние на решение банка при выдаче долгосрочного кредита. Для заключения контракта на поставку продукции предприятию-контрагенту такая информация не требуется.

Полезность информации может быть различной в зависимости не только от ее содержания, но и от типов пользователей (например, информация о выплате дивидендов для акционера полезна, а для кредитора, как правило, избыточна). Понятие "полезности" можно трактовать достаточно широко, включая в него такие аспекты, как достоверность, полнота и своевременность. В самом деле, для принимаемого решения недостоверная или неполная информация теряет свои полезные свойства. Я считаю необходимым рассматривать эти свойства отдельно, применяя термин "полезность" к содержательной стороне информации.

Достоверность информации означает, что она должна адекватно описывать произошедшее событие. Для бухгалтерской информации, например, важно отсутствие ошибок, отражение операций в соответствии с их экономическим содержанием и принятыми правилами учета.

Полнота информации определяется как наличие всех необходимых данных для принятия решения. Вместе с тем, информация не должна быть избыточной (за исключением случаев дублирования информации с целью ее проверки на достоверность). Отсутствие некоторых сведений может привести к принятию неверного решения. Отсутствие этой части информации создает у инвестора ложное впечатление об эффективности деятельности организации.

Такое качество данных как "своевременность" означает, что чем меньше времени прошло с момента события до момента его отражения в различных источниках информации, тем большую ценность эти данные представляют для пользователя. Например, информация об изменениях курса акций 3 года назад менее полезна для инвестора, чем тот же вид информации, но за трехмесячный период перед моментом покупки. Существует способ учета ценности информации в зависимости от момента ее возникновения: в процессе расчетов "старые" данные используются с корректирующим коэффициентом (например, при прогнозировании курсов акций путем экстраполяции цен предыдущих периодов).

Для полного и всестороннего изучения финансового состояния фирмы требуется большой объем разноплановой информации, характеризующей всю деятельность объекта анализа, связанные с ней риски и результаты, полученные за возможно более длительный промежуток времени. Оценка финансового состояния исключительно по данным бухгалтерской отчетности, состоящей из баланса и отчета о прибылях и убытках, возможна только в качестве экспресс-анализа. Подробные данные, полученные из различных источников, являются основой правильного прогноза, т. к. позволяют выявить недостоверность сведений, представленных в финансовой отчетности, и увидеть более полную картину событий, произошедших за исследуемый период. Наибольший объем информации можно получить о организациях, работающих на рынке ценных бумаг (как его профессиональных участников, так и эмитентов).

Процедура оценки платежеспособности включает в себя три взаимосвязанных шага:

- получение информации о лице, сделавшем заявку на предоставление коммерческого кредита;

- анализ этой информации с целью определения его платежеспособности;

- вынесение решения о предоставлении коммерческого кредита

В свою очередь, при вынесении решения о предоставлении кредита определяется, нужно ли предоставить кредит и каков должен быть его максимальный размер.[51]

Существуют различные источники, предоставляющие информацию о платежеспособности, однако затраты по ее сбору могут превысить предполагаемую прибыль. Фирму, предоставляющую кредит, может удовлетворить ограниченный объем информации, на основании которой принимается решение. Кроме издержек, фирма должна учитывать время, необходимое для изучения кредитной заявки. Отгрузка товаров будущим покупателям не может быть задержана из-за излишне затянувшегося детального изучения платежеспособности. Таким образом, количество собираемой информации необходимо увязать со временем и накапливаемыми расходами.

В случае перспективной продажи продавец может потребовать финансовый отчет - один из наиболее желательный источников информации для анализа платежеспособности. Зачастую существует связь между отказом организации предоставить отчет и ее неустойчивым финансовым состоянием. Предпочтительны отчеты аудиторских проверок, полезны промежуточные финансовые отчеты, особенно для организаций, осуществляющих сезонные продажи.

Другим источником информации для фирмы является контроль над платежеспособностью через банк. Во многих банках есть большие кредитные отделы, которые осуществляют контроль над платежеспособностью в качестве услуги для своих клиентов. Позвонив или написав в банк, в котором находится счет лица, обратившегося за кредитом, банк данной фирмы может получить информацию о средних остатках наличности, ссудных операциях, опыте, иногда финансовую информацию. Так как банки в основном охотнее делятся информацией друг с другом, а не с прямо заинтересованным лицом, для фирмы обычно лучше предпринять проверку платежеспособности через свой банк, а не запрашивать напрямую. [18]

Информация о работе Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)