Автор: Анастасия Рындина, 11 Июня 2010 в 06:26, дипломная работа
На рубеже 90-х годов российская экономика вступила в период глубоких преобразований. Адаптация большинства отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования проходит с большими трудностями, а текущее положение многих из них можно охарактеризовать как кризисное (около 2/3 российских предприятий банкротами), что во многом усугубляется общей политической и экономической нестабильностью, несовершенством налогового законодательства и другими макроэкономическими факторами [2] .
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….......
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ООО «КОЛБИ-9»………...………………………………………………………...…
1.1 Бизнес – справка ООО «КОЛБИ-9»………………..………………
1.2 Динамика финансово-экономических показателей……………….
Организационная структура управления ООО «КОЛБИ-9»……..
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ……………………..
2.1 Определение и сущность антикризисного управления……...……
2.2 Обзор и классификация существующих антикризисных стратегий ………………………………………………………………………..……
2.3 Методы выбора стратегии антикризисного управления……….....
3 РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ООО «КОЛБИ-9»……………………………………………………………………
3.1 Выбор стратегии и тактики антикризисного управления………..
3.2 Оценка выбранной стратегии………………………………………
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………….
4.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры………………………………………..
4.2 Мероприятия по совершенствованию политики управления на ООО «КОЛБИ-9»…………………
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….…..
5.1 Организация обучение и проверки знаний по безопасности труда на предприятии ООО «Колби-9»……… 5.2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников на предприятии ООО «Колби-9».
5.3 Пути решения проблемы строительных отходов………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………
Степень зависимости от внешней среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя только из возможностей более полного использования своего потенциала. В ряде случае внешняя зависимость может играть гораздо большую роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена правовым регулированием поведения фирмы, а также социальными ограничениями, условиями взаимодействия с природной средой и т.п.
Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некую инерционность в развитии. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо же корректировать возможности реализации новых стратегий. В связи с этим, чтобы избежать сильного негативного влияния старых обязательств, необходимо их по возможности полно учитывать при выборе новых стратегий и закладывать их выполнение в процесс осуществления новых стратегий.
Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание во всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность этапов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Фирма не в любой момент и не в любые календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появляется возможность для этого. Очень часто успеха в осуществлении стратегии и, следовательно, успеха в конкурентной борьбе добивается та фирма, которая лучше научилась учитывать время и соответственно лучше умеет управлять процессами во времени.
Выработка
стратегии позволяет
3
РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ
3.1
Выбор стратегии и тактики
антикризисного управления
Выбор стратегии – центральный момент стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. Каждый путь открывает разные возможности. Например, ценовая политика легко осуществима и гибка, но и легко копируется конкурентами, а стратегия, основанная на новой технологии, трудно копируется, но требует больших затрат и менее гибка и т.п. Таким образом, организация может столкнуться с большим числом возможных альтернативных стратегий.
Всё многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определённых условиях и состоянии внутренней и внешней среды, поэтому важно анализировать причины и поэтому организация выбирает ту, а не другую стратегию.
Руководству ООО «КОЛБИ-9» необходимо выбрать стратегию и тактику развития своей организации. Оздоровление финансового положения предприятия предполагает, целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры на основании которых можно выделить две наиболее распространенные реакции на кризисное состояние: защитная и наступательная.
Составим схему, по которой можно предложить действовать предприятию для выбора стратегии и тактики (Рисунок 3.1.) [11].
Рисунок – 3.1. Выбор стратегии и тактики
Выбор организационной стратегии и тактики осуществляется на основе проведенного анализа и оценки влияния внешних и внутренних факторов, выявленных проблем и возможностей организации. Стратегические решения, направленные на предотвращения кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях кризиса. Тактические решения принимаются на основе полной и точной информации, отражающей актуальное (на данный момент) состояние производственной системы. Стратегические и тактические решения должны сочетаться для достижения лучшего результата.
Продолжение
реформ и оздоровление экономики
выдвигают настоятельную
Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с использование антикризисных процедур. Например, специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления, может быть система контроля и раннее обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации предприятия.
Система антикризисного управления ООО «КОЛБИ-9» должна охватывать следующие подсистемы:
При планировании антикризисного управления ООО «КОЛБИ-9» должна учитываться вся совокупность факторов, определяющих финансовое положение предприятия и угрозы его финансовому благополучию, а также первоочередное обеспечение антикризисных и реабилитационных мероприятий. Реализация антикризисного управления тесно взаимосвязана с совершенствованием управлением предприятием и его подразделениями, направленным на повышение эффективности и результативности производственно-сбытовой деятельности предприятия.
Для выхода из сложившейся ситуации ООО «КОЛБИ-9» необходимо внедрить в организации восстановительную стратегию, которая представляет собой взаимодействие нескольких стратегий. Целью стратегии восстановления является как можно более быстрое обнаружение и ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости предприятия. Первой задачей управления в этом случае является диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы. Очень важно понять, какие существуют сложности и насколько серьезны стратегические проблемы, так как разные диагнозы ведут к выбору разных стратегий выхода предприятия из кризиса (или восстановительных стратегий).
Стратегией выхода из кризиса можно предложить стратегию сокращения, она реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил в связи с необходимостью повышения эффективности. В этом случае необходимо использовать целенаправленное и спланированное сокращение производства. Реализация данной стратегии зачастую проходит небезболезненно для фирмы, но порой это единственно возможная стратегия обновления бизнеса.
Для реализации данной стратегии необходимо воспользоваться стратегией сокращения расходов, которая достаточно близка к стратегии сокращения, т.к. её основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение мероприятий по сокращению затрат. Эта стратегия ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а её реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, прекращением производства неприбыльных товаров.
Одной из следующих стратегий выхода из кризиса является стратегия концентрированного роста. Стратегия концентрированного роста – стратегия, которая связана с изменением продукта и (или) рынка. Следуя этой стратегии, организация должна улучшить свой продукт и начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то организация должна вести поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
ООО «КОЛБИ-9» необходимо усилить позиции на рынке, что возможно при реализации больших маркетинговых усилий или попытаться осуществить горизонтальную интеграцию, т.е. попытаться установить контроль над конкурентами.
Применяя любую стратегию необходимо учитывать влияние общечеловеческих ценностей и культуры организации. Политика организации, её практика, традиции и способы ведения бизнеса образуют вместе специфическую культуру организации. Стратегические действия организации обычно отражают её культурные особенности и ценности. В некоторых случаях основные убеждения и культурные взгляды могут доминировать при выборе стратегического решения. Это объясняется тем, что культурные ценности и убеждения становятся настолько неотъемлемой частью стратегического управленческого мышления и вызванных им действий, что обуславливают предпринимательскую реакцию на внешние события.
Разрешение данных проблем и успешное восстановление бизнеса должно включать следующие действия:
• принятие мер для увеличения доходов;
• последовательное снижение издержек;
• продажа части активов с целью увеличения наличных средств для сохранения оставшейся части бизнеса;
• использование комбинации этих действий.
ООО
«КОЛБИ-9» должно реализовывать
стратегические решения таким образом,
чтобы завоевать хорошую репутацию с точки
зрения таких стратегических свойств,
как технологическое лидерство, внедрение
новой продукции, приверженность высшему
мастерству, склонность к проведению успешных
финансовых операций, твердая ориентация
на потребности человека, особый упор
на обслуживание потребителя и его полное
удовлетворение. Только при выполнений
всего это можно ожидать хорошую работу
организации и продуктивность внедрения
новых стратегий.
3.2 Оценка выбранной стратегии
Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими: сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т. д.
Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Если оперативные мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.
Деятельность менеджеров при реализации выбранной стратегии включает в себя выполнение следующих задач:
При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения.