Разработка антикризисной стратегии

Автор: Анастасия Рындина, 11 Июня 2010 в 06:26, дипломная работа

Описание работы

На рубеже 90-х годов российская экономика вступила в период глубоких преобразований. Адаптация большинства отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования проходит с большими трудностями, а текущее положение многих из них можно охарактеризовать как кризисное (около 2/3 российских предприятий банкротами), что во многом усугубляется общей политической и экономической нестабильностью, несовершенством налогового законодательства и другими макроэкономическими факторами [2] .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….......
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ООО «КОЛБИ-9»………...………………………………………………………...…
1.1 Бизнес – справка ООО «КОЛБИ-9»………………..………………
1.2 Динамика финансово-экономических показателей……………….
Организационная структура управления ООО «КОЛБИ-9»……..
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ……………………..
2.1 Определение и сущность антикризисного управления……...……
2.2 Обзор и классификация существующих антикризисных стратегий ………………………………………………………………………..……
2.3 Методы выбора стратегии антикризисного управления……….....
3 РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ООО «КОЛБИ-9»……………………………………………………………………
3.1 Выбор стратегии и тактики антикризисного управления………..
3.2 Оценка выбранной стратегии………………………………………
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………….
4.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры………………………………………..
4.2 Мероприятия по совершенствованию политики управления на ООО «КОЛБИ-9»…………………
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….…..
5.1 Организация обучение и проверки знаний по безопасности труда на предприятии ООО «Колби-9»……… 5.2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников на предприятии ООО «Колби-9».
5.3 Пути решения проблемы строительных отходов………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

разработка антикризисной стратегии.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

    Выбор стратегии определяется характером и глубиной кризиса [3].

    Внедрение антикризисной стратегии наиболее эффективно, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для стратегических изменений не остается, тогда решительно приходится изменять сложившуюся систему управления, что болезненно сказывается на работе.

    Антикризисное управление осуществляется с помощью  специальных инструментов, к которым  относятся:

    1) антикризисная программа;

    2) реструктуризация;

    3) система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации.

    Рассмотрим  инструменты антикризисного управления более подробно.

    Антикризисная программа   

    Главное отличие реструктуризации предприятий  от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.

    Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.

    При разработке и реализации антикризисных  программ важно обращать внимание на повышение их эффективности, то есть лучшее использование выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.

    Формированию  антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.

    Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.

    Традиционно в комплексных социально-экономических  программах на первом месте были мероприятия в области производства, в настоящее же время не менее важная роль принадлежит сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынках [5].

    Поэтому в антикризисных программах целесообразен  раздел по маркетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.

    Острой  проблемой является ресурсное обеспечение  программ, что вызвано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций.

    Рассмотрены только некоторые методологические подходы к преодолению спада производства, его неплатежеспособности и убыточности для практического же использования такого эффективного инструмента антикризисного управления, как программы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий требуются научные исследования. В первую очередь необходима типовая методика формирования программ реструктуризации убыточных предприятий в различных отраслях экономики.

    Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

  • попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
  • антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики.

    Реструктуризация

    Реструктуризация  предприятия – это структурная  перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых, трудовых, земли, технологий), заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих в организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций.

    Бизнес-единица  – отдельно управляемое подразделение  комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за всю свою деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе.

    Необходимость проведения реструктуризации вызывают:

    1) проблемы выживания – многие  крупные промышленные предприятия страны находятся на грани краха;

    2) повышение эффективности работы  в условиях: развивающейся неуправляемости предприятия из-за его расширения – «синдром большого бизнеса»; перспективы снижения прибыльности; конкуренция.

    Возможность осуществления реструктуризации зависит  от большого количества самых различных факторов:

  • своевременности осуществления, то есть проведения тогда, когда еще не поздно;
  • правильного выбора пути реструктуризации;
  • наличия или возможности набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров;
  • наличия или возможности заимствования денежных средств.

    Пути реструктуризации:

  • реорганизация;
  • реструктуризация без признаков реорганизации;
  • очень часто реструктуризация осуществляется комбинированно.

    Выбор того или иного пути реструктуризации зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рисковано на единицу эффекта, то есть риск должен совпадать с ожидаемым эффектом.

    Соблюдение  основных принципов проведения реструктуризации является необходимым условием успешного ее осуществления:

  • осознает ли руководитель, что его предприятие необходимо реструктуризовать – в этом заключается ведущая роль руководителя в проведении реструктуризации;
  • для того, чтобы правильно определить причины и установить диагноз проблемности, надо предварительно сделать всесторонний и глубокий анализ проблем;
  • установив причины и диагноз, можно обоснованно разработать стратегию и программу действий;
  • в ходе проведения намеченных программ необходимо соблюдения принципа обоснованности и последовательности.

    Руководитель  должен обладать рядом таких качеств, которые обеспечивают своевременное решение главнейших проблем предприятия. Важнейшими из них являются:

  • умение выделить главнейшие проблемы текущего периода;
  • понимание необходимости разработки стратегии предприятия и умение организовать эту работу;
  • умение подбирать себе квалифицированных дееспособных помощников и ведущих руководителей;
  • способность правильно сочетать в управлении методы единоначалия и демократические;
  • обоснованное и последовательное принятие решений по управлению предприятием  и доведение их до завершения;
  • оптимальное распределение обязанностей между собой и ближайшими помощниками (не брать все на себя);
  • желание учиться самому и организовать обучение руководящего состава предприятия;
  • своевременно проводить передвижение руководящих кадров.

    Проведение  реструктуризации должен возглавить сам  руководитель (собственник), не самоустраняться в процессе реструктуризации, не занимать позицию постороннего наблюдателя, критикующего принимаемые решения в ходе разработки мероприятий, а активно участвовать в «процессе».

    Наиболее  частыми проблемами предприятий  являются:

  • отсутствие стратегии, плана развития;
  • неудовлетворительная система управления - сверхцентрализация функций, отсутствие четкого их распределения, инерционность (замедленность) исполнения решений, малоэффективные системы оценки и оплаты труда;
  • слабая маркетинговая служба;
  • отсутствие или слабое использование методов управленческого учета в проведении финансово-экономической политики;
  • недостатки своего производства (по качеству, ассортименту, затратам);
  • необеспеченность квалифицированными кадрами;
  • отсутствие системной работы по анализу эффективности работы предприятия в целом и его структурных подразделений;
  • диспропорция в структуре предприятия.

    Реструктуризация  направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, а также на улучшение их инвестиционной привлекательности. Часто она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры и функций управления: модернизацию технических и технологических аспектов производства; совершенствование финансово-экономической политики; снижение производственно-сбытовых затрат; лучшее использование материальных и трудовых ресурсов; создание современной информационной системы и документооборота [9].

    Как правило, реструктуризация адаптирует процессы хозяйствования предприятия к изменениям во внешней среде и в корпоративных отношениях с партнерами. Возможности проведения ее непосредственно влияют на воплощение выработанной конкурентной стратегии предприятия, и, наоборот, требования повышения конкурентоспособности производства и выпускаемых товаров формируют содержание, этапы и сроки проведения необходимых мероприятий. Такое единение целей и методов достижения конкурентоспособности позволяет создать действенный механизм реструктурирования для первичной перестройки хозяйства и дальнейшего его поддержания в оперативном режиме.

    Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации

    Основная  роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:

      1) устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства;

    2) восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени;

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии