Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:49, дипломная работа
неполная разработка дипломной работы
2 главы
Объект исследования дипломной работы - деятельность коммерческого банка.
Цель дипломной работы — обоснование теоретико-методологических постулатов и принципов анализа и оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе современных методов и разработка практических рекомендаций по их применению в российской банковской практике.
К проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке некоторые авторы подходят с позиций соблюдения коммерческим банком требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Этих позиций придерживаются такие отечественные авторы, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев.
В современных условиях большинство коммерческих банков в России в своей деятельности исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход возможно актуален, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции, товаров и услуг являются создатели материальных ценностей. Соответственно, коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а центральный банк - конструктор перестройки банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом банке можно назвать Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова.
В странах со сложившейся рыночной экономикой финансовый менеджмент сформировался как область научных знаний во второй половине 20 столетия. Вопросы финансового менеджмента успешно исследовались Т.У. Кохом, С. Россом, П. Роузом и другими зарубежными экономистами.
Опираясь на опыт зарубежных коммерческих банков целый ряд отечественных авторов, такие как М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко предлагают перенести зарубежные технологии финансового менеджмента в российские коммерческие банки, но следует заметить, что зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно--банковской системы России.
Таким образом, финансовый менеджмент коммерческого банка можно определить как систему управления, которая обеспечивает эффективной методологией процессы управления активами и пассивами банка, его ликвидностью, собственным и заемным капиталом, банковскими рисками, кредитным портфелем, внутрибанковским контролем и аудитом для поддержания устойчивости функционирования банка, соблюдения им требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Однако проблема финансового менеджмента в банках в России требует дальнейшего изучения, научного исследования и выработки единой концепции.
Элементом финансового менеджмента в коммерческом банке является финансовый анализ - научно-практическая деятельность, направленная на сбор, обработку и интерпретацию данных о финансово-экономических процессах и явлениях, факторах объективного и субъективного характера, под воздействием которых возникают коммерческие риски и складываются результаты деятельности банка [21].
В разработку теоретических и организационно-методических положений финансово анализа в банковской сфере деятельности внесли вклад такие российские ученые, как Л. Г. Батракова, Л.Т. Гиляровская, И. В. Ларионова, М. В. Мельник, С.Н. Паневина, Г. С. Панова, В. И. Петрова, Г. В. Савицкая, К. К. Садвакасов, Е. Б. Ширинская, А. Д. Шеремет и др. В российской теории финансового анализа нашли отражение труды зарубежных ученых: Э. Гилла, Р. Коттера, Э. Рида, Д. Ф. Синки, Ч. Т. Хорнгрена, У. Шарпа.
Следовательно, можно говорить о проработанности вопросов финансового анализа деятельности коммерческих банков. Но постоянное изменение экономической ситуации в стране и в мире, колебания на финансовых рынках, ужесточение конкуренции, усложнение банковской деятельности требует более глубокой и подробной проработки связанных с этими изменениями вопросов, обоснования и разработки новых методов и видов анализа.
Следует отметить, что содержание финансово анализа банковской деятельности определяется его целью, видом деятельности объекта анализа и задается пользователями его результатов. Зависимость содержания финансового анализа от экономических интересов пользователей можно увидеть в приложении А.
Задачи обоснования управленческих решений, разработки стратегии развития, оценки результатов деятельности и контроля за эффективностью использования финансово-кредитных ресурсов, а также комплексного выявления резервов устойчивого развития коммерческих банков в условиях рыночной экономики приобретают все возрастающее значение, как на уровне отдельной кредитной организации, так и российской банковской системы в целом [21]. В ответ на возникшую на западе концепцию «высокорентабельной банковской деятельности» в России необходимо разрабатывать аналогичные подходы.
Одним из таких подходов в России является системный подход к исследованию банковского бизнеса на базе финансово анализа, оценка эффективности деятельности коммерческого банка с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам.
Системный подход как методологическое направление в науке позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам акционеров, менеджеров и других связанных групп, а также соответствия полученных результатов (как финансовых, так и нефинансовых) поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития, то есть оценить эффективность деятельности коммерческого банка [20].
Принцип системного подхода к оценке эффективности деятельности коммерческого банка состоит в том, чтобы рассмотреть этот объект как сложную, относительно самостоятельную целостную систему в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, между которыми существуют жестко детерминированные горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, характеризующие финансово-хозяйственное состояние банка и динамику его развития, эффективность управленческих решений, место и роль в банковской системе страны [21].
Принцип целостности находит выражение в том, что оценка эффективности деятельности банка осуществляется с позиции оценки исходного экономического потенциала коммерческого банка - источника образования конечных результатов деятельности. На этой основе производится оценка эффективности самих конечных результатов деятельности банка и их соответствия поставленным стратегическим целям развития и анализируется их влияние на формирование стратегии банка /44/.
Проблема оценки эффективности деятельности коммерческого банка на основе системного подхода состоит том, чтобы разработать такую методику анализа, которая позволяла бы, с одной стороны, дать интегральную оценку результатам деятельности банка с учетом множественности внешних и внутренних факторов, на них воздействующих, а с другой стороны, способствовала бы формированию экономически обоснованной программы развития по различным направлениям банковского бизнеса для достижения стратегических целей банковской организации [21].
Системную оценку эффективности деятельности коммерческого банка можно проводить по этапам: постановка задачи анализа; формулирование общей цели функционирования системы; разработка критериев оценки достижения цели системы; определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня; анализ структуры системы; отбор показателей, характеризующих развитие системы; определение основных взаимосвязей и факторов, оказывающих воздействие на показатели системы; моделирование показателей; разработка информационного и организационного обеспечения проведения анализа; проведение расчетно-аналитических этапов системного анализа. Содержание этапов системной оценки следующее:
1) Постановка задачи анализа - выявляется и формулируется задача исследования, оценивается ее содержание и логическая структура. Роль банка в экономике, выработанные его руководством приоритеты определяют стратегию его развития, а, следовательно, и систему ключевых параметров оценки эффективности деятельности. Эта система для каждого конкретного банка содержит свой индивидуальный набор частных показателей, определяемый стратегической направленностью деятельности банка, системой основополагающих принципов и приоритетов его развития, но существуют и общие для всех кредитных организаций результирующие показатели деятельности, определяющие основу банковского бизнеса, такие как показатели оценки прибыли, собственного капитала, платежеспособности, финансовой устойчивости.
2) Формулирование общей цели функционирования системы - формули-руется общая цель системы, отражающая цели деятельности объекта исследования (коммерческого банка), и на основании уточненной цели определяется круг задач, подлежащих исследованию, и их приоритетность.
Следует отметить, что этот этап является одним из самых важных, так как от него зависит весь ход проведения исследования, выбор приоритетных задач и в конечном итоге структура системы анализа. Цель функционирования данной системы состоит в том, чтобы обосновать целостную совокупность управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности банка, реализацию стратегических задач и миссии кредитной организации, оценить механизм воздействия на результаты деятельности банка и эффективность их использования.
Исходя из содержания цели системы, для ее реализации необходимо ее согласование и декомпозиция с учетом целей объекта исследования - банка. Эта задача анализа решается путем предварительного изучения внутренних распорядительных документов объекта исследования, содержащих программу его развития. Как правило, для реализации целей банковского управления вырабатывается специальный документ - стратегия банка, который выступает генеральной программой, устанавливающей комплекс мер, средств и методов для достижения указанных целей, а также содержит количественное и качественное выражение целевых ориентиров деятельности банка, его подразделений.
За разработку стратегии, включающей не только стратегические планы, но и контроль за их исполнением, отвечают в первую очередь высшие менеджеры банка. Изданные Базельским комитетом документы по вопросам надежной банковской практики подчеркивают необходимость разработки банками стратегии своей деятельности и установления системы подотчетности за ее реализацию [12]. Однако в России стратегия банка, в большинстве случаев, известна лишь узкому кругу управленцев, в то время как в экономически развитых странах предпочтение отдается, открыто сформулированной стратегии.
3) Разработка критериев оценки достижения цели системы - разраба-тываются критерии оценки способов достижения цели системы, их может быть несколько, и они должны описывать по возможности все важные аспекты цели. При формировании критериев оценки эффективности деятельности банка, а впоследствии и при формировании системы показателей важен дифференцированный подход к временному отрезку, за который производятся анализ и оценка, делается прогноз. Так, в качестве критериев в краткосрочном анализе выступают показатели прибыли и ликвидности, а в качестве долгосрочной цели - увеличение стоимости (ценности) капитала; краткосрочная прибыль рассматривается только как источник долгосрочного развития. В любом случае критерием эффективности системы «коммерческий банк» является не только степень достижения стратегических целей кредитной организации, но и уровень достаточности капитала, надежности, финансовой устойчивости банка для его дальнейшего развития и расширения деятельности.
4) Определение границ исследуемой системы, ее содержания, места и роли в системах более высокого уровня - определяется место анализируемой системы в системе комплексного финансово-экономического анализа деятельности банка, границы ее функционирования, выделяются элементы системы - основные подсистемы и их границы.
5) Анализ структуры системы - разрабатываются микроблоки по каждой из подсистем анализа эффективности деятельности банка, оп-ределяется их иерархия и функции. Микроблоки, определяющие со-держание и структуру каждой из подсистем, служат основой для формализации основных факторов, под воздействием которых формируются результаты деятельности банка и система показателей их оценки.
6) Декомпозиция целей и критериев по подсистемам - формулируются частные цели функционирования системы, то есть цели подсистем и микроблоков, посредством которых реализуется общая цель системы и определяются соответствующие частные критерии ее эффективности.
7) Отбор показателей, характеризующих развитие системы - в соответствии с целями и задачами системы анализа в целом и ее отдельных подсистем и микроблоков разрабатывается система показателей анализа и оценки результатов деятельности банка, отражающая иерархию внутреннего строения самой системы анализа.
Для крупных банков целесообразно иметь двухуровневую систему показателей оценки эффективности деятельности [21].
Подсистема первого (высшего) уровня включает в себя ограниченное число наиболее существенных и информативных показателей деятельности банка, соответствующих стратегии его развития и аналитическим задачам пользователей информации. Эта подсистема служит для оценки достигнутых результатов, финансового состояния банка в целом и одновременно является методической основой для выработки и корректировки стратегии, целевых установок развития банка. На этом уровне отслеживается выполнение контрольных нормативов ЦБ РФ, оцениваются целевые нормативы по объемам привлечения и вложения средств, целевые уровни доходности, предельные показатели степени риска, ликвидности и т. д. Показатели анализа подсистемы первого уровня являются главным инструментарием в работе службы стратегического планирования коммерческого банка.
Подсистема второго уровня - детализированная совокупность показателей оценки эффективности отдельных функций, подразделений, банковских продуктов и услуг, обеспечивающая установление причинно-следственных связей между конкретной операцией и интегральными ре-зультатами деятельности банка в целом. Особенно важным второй уровень анализа становится при оценке эффективности внедрения новых банковских продуктов и услуг.
Информация о работе Оценка эффективности деятельности коммерческого банка