Инвестиционная и инновационная стратегии в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить возможности инвестиционной и инновационной стратегий в антикризисном управлении.

Избранная цель определяет решаемые задачи исследования:

- выявить роль инвестиционной и инновационной стратегии в антикризисном управлении

- обосновать необходимость стратегии, подхода к управлению

- выяснить особенности разработки стратегии в условиях кризиса

- раскрыть возможности инвестиционной стратегии как пути выхода из кризиса

- определить анализ предприятия ЗАО «АРНО»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3



Глава 1. Теоретические основы антикризисной инвестиционной и инновационной стратегии………………………………………………………………5



1.1. Роль инновационной стратегии в антикризисном управлении……………...5



1.2. Разработка антикризисной стратегии организации…………………………..7



1.3. Организация внедрения антикризисной стратегии………………………….12



1.4. Стратегия подход к управлению фирмой (предприятиям)…………………14



Глава 2. Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «АРНО» …….18



2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «АРНО»…..18



2.2. Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «АРНО»………………21



Анализ вероятности банкротства ЗАО «АРНО»……………………………23


2.4. Практика принятия инвестиционного решения в условиях кризиса……….24



Заключение………………………………………………………………………….31



Список использованной литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Шарифуллин.doc

— 346.00 Кб (Скачать)
 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Факультет управления

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 

По дисциплине: Антикризисное управление

Тема: Инвестиционная и инновационная стратегии в  антикризисном

управлении

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент гр. ИМ-716 Шарифуллин Р.Р.

                  Проверила: доц. Квон Г.М.

 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

      Глава 1. Теоретические основы антикризисной инвестиционной и инновационной стратегии………………………………………………………………5

 

    1.1. Роль инновационной стратегии в антикризисном управлении……………...5

 

1.2. Разработка антикризисной стратегии организации…………………………..7

 

1.3. Организация внедрения антикризисной стратегии………………………….12

 

1.4. Стратегия подход к управлению фирмой (предприятиям)…………………14

 

Глава 2. Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «АРНО» …….18

 

2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «АРНО»…..18

 

  2.2. Анализ финансового состояния  предприятия ЗАО «АРНО»………………21

 
    1. Анализ  вероятности банкротства ЗАО  «АРНО»……………………………23
 

2.4. Практика принятия инвестиционного решения в условиях кризиса……….24

 

Заключение………………………………………………………………………….31

 

Список использованной литературы……………………………………………...38

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  темы исследования. В условиях вхождения России во всемирный финансовый кризис все большее значение приобретает поиск и внедрение эффективных стратегий вывода предприятий и фирм из состояния стагнации. В мире таковыми считаются инвестиционные и инновационные стратегии, способные и смягчить последствия кризиса, и стать средством выхода из кризисного состояния.

     В России эти стратегии пока не получили широкого распространения. Вместе с тем они способны сыграть решающую роль в преодолении последствий экономического кризиса.

     Одним из важных ресурсов антикризисного управления являются инвестиции, которые представляют собой вложения денежных средств или материальных, интеллектуальных и других объектов (которые имеют стоимость и цену) в конкретное предприятие.

     Степень научной разработанности  темы исследования. Появившаяся в большом количестве литература по антикризисному управлению ориентирована в основном на быстрые финансовые мероприятия, обеспечивающие краткосрочную экономическую эффективность предприятия. Однако, как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях чаще всего является следствием неадекватности инновационной стратегии предприятия изменениям внешней среды. В результате прежняя продукция и технологии устаревают, рынки предприятия не обеспечивают прибыльности, происходит сокращение активов, теряется платежеспособность.

     Цель  курсовой работы –  выяснить возможности инвестиционной и инновационной стратегий в антикризисном управлении.

     Избранная цель определяет решаемые задачи исследования:

    - выявить роль инвестиционной и инновационной стратегии в антикризисном управлении

     - обосновать необходимость стратегии, подхода к управлению

     - выяснить особенности разработки  стратегии в условиях кризиса 

    - раскрыть возможности инвестиционной стратегии как пути выхода из кризиса

     - определить анализ предприятия ЗАО «АРНО»

     Объектом исследования данной курсовой работы является инвестиционная и инновационная стратегия.

     Предмет исследования представляет собой инвестиционная и инновационная стратегия предприятия в антикризном управлении.

     Структура работы включает в себя введение, две главы, состоящие из 8 параграфов, заключение, список использованной литературы.

     В первой главе определено теоретические основы антикризисной инвестиционной и инновационной стратегии.

     Во  второй главе определено анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «АРНО». В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.

     В условиях кризисного состояния экономики, финансово-хозяйственная деятельность предприятия непосредственно сопряжена с риском. Это обуславливает необходимость разработки на предприятии стратегии антикризисного менеджмента.

     Под антикризисным управлением понимается, управление, в котором поставлено  определенным образом  предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по  снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

     Чаще  всего ощущение близкого кризиса  возникает у предприятия слишком поздно, когда до краха остается считанные месяцы. Поэтому, сначала требуется быстро провести крупные изменения, не дающие попасть из критической ситуации в необратимую, затем  предпринять действия, позволяющие преодолеть тенденции и перейти к устойчивому конкурентоспособному развитию.

     Необходимо  помнить, что в классической схеме  данного вида управления реализуются следующие функции:

     анализ  внешней среды и потенциальных  конкурентных преимуществ предприятий. Результаты анализа служат базой  для альтернативного выбора стратегии развития предприятий по критерию финансового состояния;

     диагностика причин возникновения кризисных  ситуаций в экономике и финансах предприятий, осуществляющая на основе комплексного анализа текущего финансово-экономического состояния предприятия;

     обеспечение контроля в форме систематического наблюдения за выполнением запланированных мероприятий, своевременное фиксирование отклонений фактических показателей от плановых для оперативной корректировки.

     Следовательно, все выше указанные тезисы говорят о том, что данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день не только в России, но и за рубежом.

     Цель  данной курсовой работы – изучение антикризисного менеджмента на Закрытом акционерном обществе «АРНО», а также  поиск и предложения мер по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.

     Для достижения данной цели необходимо:

     - рассмотреть понятия объект, предмет, методику финансового анализа;

     - произвести анализ финансового состояния ЗАО «АРНО»;

     - разработать пути преодоления кризисных явлений на предприятии.

     Объектом  исследования, является Закрытое акционерное  общество

     «АРНО»

     Предметом служат финансовые процессы предприятия, изучаемые в периоде с 2003 по 2005 годы.

     При написании данной курсовой работы использовались следующие методы: сравнение, группировка, монографический метод, метод цепных подставок, коэффициентный метод.

     Материалом  для исследования послужили нормативные  и законодательные акты, монографический материал, данные периодической печати, бухгалтерские балансы предприятия за 2003, 2004, 2005 года и приложение к нему.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОЙ ИНВЕСТИЦИОНОЙ И ИННОВАЦИОНОЙ СТРАТЕГИИ

 
    1. Роль инновационной стратегии в антикризисном управлении
 

     Как показывает практика, недостаточная инновационная активность приводит к кризису не только крупные предприятия в отраслях с высокими технологиями, но и средние и малые фирмы, выступающие на динамичных рынках.

     Весьма  показательным примером, демонстрирующим  недостаточность чисто финансовой реакции предприятия на кризисную ситуацию, служит торговая фирма "ИТЕМА - Евростиль"1, которая в 2001-2006 гг. импортировала и предлагала отечественным покупателям немецкую многофункциональную качественную офисную мебель со строгим дизайном.

     В начале 2006 г. на фирму стали воздействовать три внешних фактора, требовавшие адекватной реакции: во-первых, смещение рыночного спроса в сторону менее прочной, но более дешевой и броской по дизайну мебели; во-вторых, рост курса немецкой марки относительно американского доллара, что вызвало повышение продажных цен относительно конкурентов, поставляющих аналогичный товар из других стран; в-третьих, моральное устарение модели корпусной мебели "Тренд", составлявшей основу ассортимента. В совокупности с другими причинами воздействие указанных факторов привело к трудностям со сбытом, затовариванию, быстрому росту задолженности и затруднениям в расчетах с кредиторами*.

     Для выхода из кризиса внутренние консультанты предложили фирме (наряду с мерами жесткой  экономии и ужесточения финансовых требований к клиентам) включить в ассортимент дешевую модель корпусной мебели от нового поставщика и тем самым дифференцировать его в соответствии с изменением спроса. Но, находясь в условиях крайне жестких финансовых ограничений, руководство фирмы предпочло чисто финансовые методы реагирования.

     Пытаясь сохранить конкурентоспособность  основной продукции и удержать объем  продаж на критическом уровне, фирма  снизила цены на модель "Тренд" практически до нулевой рентабельности. Параллельно был введен четкий аналитический учет финансовой деятельности. Но спустя некоторое время, стремясь избежать больших убытков от изменения валютных курсов, фирма в ценообразовании перешла с принятых расчетов в американских долларах на валюту поставщика - немецкие марки. Основная же причина затруднений - смещение потребительского спроса - была проигнорирована.

     Эффект, полученный от снижения цены, нейтрализовался  продолжавшимся ростом курса немецкой марки, и фирма не смогла в короткий срок исправить положение.

     Последней попыткой преодоления кризиса стало  введение в ассортимент новой  мебели "Модель 17" и дешевых  кресел и стульев. Однако "Модель 17" оказалась дороже "Тренда" и по дизайну не соответствовала  вкусам устоявшейся клиентуры, а  дешевые офисные стулья и кресла по объемам сбыта не могли компенсировать утрату доминирующего продукта. Кроме того, недостатки организации управления помешали выполнению всех необходимых мероприятий для продвижения нового продукта на рынок. В итоге в начале 2001 г. фирма была ликвидирована.

 

1.2. Разработка антикризисной стратегии организации

 

В антикризисном  управлении решающее значение имеет  стратегия управления. Главное внимание в ней уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Анализируется внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляется сбор и отслеживание информации по каждому компоненту, и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. При проведении анализа внешней среды слишком большой или слишком малый объем полученной информации может исказить истинное положение. Поэтому, чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, необходимо правильно сопоставить полученные результаты и свести в единое целое несколько этапов анализа. Анализ макросреды, который условно можно разделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение. Анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, новые потенциальные конкуренты, товары-заменители. Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее с помощью метода создания сценариев — реалистического описания того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию; некоторые из них будут находиться под прямым контролем предприятия), о сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). Однако будут существовать и факторы, неподвластные контролю со стороны предприятия, в этом случае разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. На основе результатов этого исследования и видения того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджеры могут разработать антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений. Чем слабее положение предприятия, тем более критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии — это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того и другого. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах. Эффективность текущей стратегии. Нужно попытаться определить:

Информация о работе Инвестиционная и инновационная стратегии в антикризисном управлении