Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью предприятия, его финансовым состоянием, риском хозяйственной деятельности, применением высокопроизводительной техники и технологий, снижением издержек производства и реализации продукции.

Работа содержит 1 файл

Курсовой антикризисн упр.docx

— 68.65 Кб (Скачать)

Доля собственных оборотных  средств в покрытии запасов –  характеризирует ту часть стоимости  запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется  нижняя граница 50%.

Коэффициент покрытия –  Кп. (1.2), рассчитываемый по формуле:

 

Кп = Оборотные активы

Краткосрочные обязательства  (1.2)

 

Это наиболее общий показатель ликвидности. Он характеризует соотношение  между всеми текущими активами и  краткосрочными обязательствами, т.е. достаточность оборотных средств  для погашения долгов на протяжении года. Мировой опыт показывает, что  значение этого показателя оптимально в пределах 2-2,5. 

Коэффициент зависимости  от материальных запасов (1.3), равный:

 

Кз.м.з = Материально-производственные запасы

 Краткосрочные обязательства  (1.3)

 

Коэффициент свободных материальных средств Кс.м.с характеризует  долю чистых оборотных активов, которые  связаны в непроданных материальных запасах (1.4):

 

Кс.м.с = Материально-производственные запасы

Чистые оборотные активы (1.4)

 

Коэффициент работоспособности  с наличными активами Кр.н.а показывает период, в течение которого предприятие  может осуществлять текущую хозяйственную  деятельность на базе имеющихся наличных ликвидных активов без дополнительных источников (1.5).

 

Кр.н.а = Денежные средства + Ценные бумаги + Счета к оплате

Ежедневные денежные расходы  за вычетом расходов,

для которых не нужны деньги (1.5)

 

2) Показатели рентабельности11:

Рентабельность показывает, какое количество рублей приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала.

К основным показателям этого блока относятся  рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Они показывают, сколько рублей прибыли  приходиться на один рубль авансированного (собственного) капитала. При расчёте  можно использовать либо балансовою прибыль, либо чистую.

Анализируя  рентабельность, в пространственно-временном  аспекте, следует принимать во внимание три ключевых особенности этих показателей:

- временный  аспект, когда предприятие делает  переход на новые перспективные  технологии и виды продукций;

- проблема  риска;

- проблема  оценки, т.к. прибыль оценивается  в динамике, а собственный капитал  складывается в течение ряда  лет.

Однако  далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, чудесный слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

Для оценки динамики относительных  показателей (коэффициентов рентабельности) необходимо предварительно выполнить  их расчет по формулам.

1.Коэффициент рентабельности  продаж 

 

Крент.п. = Прибыль от реализации продукции

Выручка от реализации продукции (1.6)

 

Данный коэффициент показывает сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции.

2. Коэффициент рентабельности  всего капитала предприятия 

 

Крент. капитала = Прибыль от реализации продукции

Средняя стоимость активов (1.7)

 

Коэффициент показывает эффективность  использования всего имущества  предприятия.

3. Коэффициент рентабельности  основных средств и прочих  внеоборотных активов 

 

Крент. ос. = Прибыль от реализации продукции (1.8)

Средняя стоимость основных средств

и прочих внеоборотных активов (А1ср)

 

Данный показатель отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.

4. Коэффициент рентабельности  собственного капитала 

 

Крент. ск. = Прибыль от реализации продукции

Средняя стоимость собственного капитала (П1ср) (1.9)

 

Коэффициент показывает эффективность  использования собственного капитала.

  1. Показатели деловой активности12:

Такими качественными  критериями являются: широта рынков сбыта  продукции, репутация предприятия  и т. п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:

– степень выполнения плана  по основным показателям, обеспечение  заданных темпов их роста;

– уровень эффективности  использования ресурсов предприятия.

В частности, оптимально следующее  соотношение:

Тнб > Тр > Так > 100%;  (1.10)

где Тнб, Тр, Так, – соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала.

Эта зависимость означает, что:

а) экономический потенциал  предприятия возрастает;

б) объём реализации возрастает более высокими темпами;

в) прибыль возрастает опережающими темпами.

Это приведённое соотношение  можно условно назвать «золотым правилом экономики предприятия».

Для реализации второго направления  могут быть рассчитаны: выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного  цикла, оборачиваемость авансированного  капитала.

К обобщающим показателям  относятся «показатель ресурсоотдачи  и коэффициент устойчивости экономического роста».

Ресурсоотдача (коэффициент  оборачиваемости авансированного  капитала) – характеризует объём  реализованной продукции на рубль  средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост этого показателя в динамике рассматривается как  благоприятная тенденция.

Коэффициент устойчивости экономического роста – показывает, какими, в  среднем, темпами может развиваться  предприятие в дальнейшем.

 

1.3 Основные методики прогнозирования вероятности банкротства предприятия и совершенствование системы диагностики банкротства предприятия

Предсказание банкротства  как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических  странах и в первую очередь, в  США сразу после окончания  второй мировой войны. Этому способствовал  рост числа банкротств в связи  с резким сокращением военных  заказов, неравномерность развития фирм, процветание одних и разорение  других. Естественно, возникла проблема возможности априорного определения  условий, ведущих фирму к банкротству.

Вначале этот вопрос решался  на эмпирическом, чисто качественном уровне и, естественно, приводил к существенным ошибкам. Первые серьезные попытки  разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся  к 60-м гг. и связаны с развитием  компьютерной техники.

Известны два основных подхода к предсказанию банкротства.

Первый базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами: приобретающим все  большую известность Z-коэффициентом  Альтмана (США), коэффициентом Таффлера, (Великобритания), и другими, а также  умение «читать баланс».

Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и  сравнивает их с соответствующими данными  исследуемой компании.

Первый подход, бесспорно  эффективный при прогнозировании  банкротства, имеет три существенных недостатка. Во-первых, компании, испытывающие трудности, всячески задерживают публикацию своих отчетов, и, таким образом, конкретные данные могут годами оставаться недоступными. Во-вторых, даже если данные и сообщаются, они могут оказаться  «творчески обработанными». Для компаний в подобных обстоятельствах характерно стремление обелить свою деятельность, иногда доводящее до фальсификации. Требуется особое умение, присущее даже не всем опытным исследователям, чтобы выделить массивы подправленных  данных и оценить степень завуалированности. Третья трудность заключается в  том, что некоторые соотношения, выведенные по данным деятельности компании, могут свидетельствовать о неплатежеспособности в то время, как другие - давать основания  для заключения о стабильности или  даже некотором улучшении. В таких  условиях трудно судить о реальном состоянии дел.

Второй подход основан  на сравнении признаков уже обанкротившихся  компаний с таковыми же признаками «подозрительной» компании. За последние 50 лет опубликовано множество списков  обанкротившихся компаний. Некоторые  из них содержат их описание по десяткам показателей. К сожалению, большинство  списков не упорядочивают эти  данные по степени важности и ни в одном не проявлена забота о  последовательности. Попыткой компенсировать эти недостатки является метод балльной оценки (А-счет Аргенти).

В отличие от описанных  «количественных» подходов к предсказанию банкротства в качестве самостоятельного можно выделить «качественный» подход, основанный на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению  к банкротству. Если для исследуемого предприятия характерно наличие  таких характеристик, можно дать экспертное заключение о неблагоприятных  тенденциях развития.

Предприятие подвержено различным  видам кризисов (экономическим, финансовым, управленческим) и банкротство - лишь один из них. Во всем мире под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды). Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются. Видимо, все эти методики вернее было бы назвать кризис-прогнозными (К-прогнозными). Другое дело, что любой из обозначенных видов кризисов может привести к коллапсу, смерти предприятия. В этой связи, понимая механизм банкротства как юридическое признание такого коллапса, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Представляется, однако, что ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине «специализации» на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.

1) Система экспресс - диагностики банкротства13.

Оценка кризисных факторов финансового развития и прогнозирование возможного банкротства предприятия осуществляются задолго до проявления его явных признаков. Такая оценка и прогнозирование являются предметом диагностики банкротства, характеризующей в концентрированном виде содержание первых трех направлений формирования и реализации политики антикризисного финансового управления предприятием.

Диагностика банкротства представляет собой систему целевого финансового анализа, направленного на выявление параметров кризисного развития предприятия генерирующих угрозу его банкротства в предстоящем периоде. 

В зависимости от целей и методов осуществления диагностика банкротства предприятия подразделяется на две основные системы14:

1) систему экспресс - диагностики  банкротства;

2) систему фундаментальной диагностики  банкротства.

В этом разделе рассматривается  содержание системы экспресс - диагностики банкротства, осуществляемой на предприятии.

Экспресс-диагностика банкротства  характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам анализа.

Основной целью экспресс - диагностики банкротства является раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризисного его состояния.

Экспресс-диагностика банкротства  осуществляется по следующим основным этапам (рис. 1.1).

1. Определение объектов наблюдения  «кризисного поля», реализующего угрозу банкротства предприятия. Опыт показывает, что в современных экономических условиях практически все аспекты финансовой деятельности предприятия могут генерировать угрозу его банкротства.

 


 



 


 





 


Рис. 1.1Основные этапы осуществления экспресс - диагностики банкротства предприятия

Поэтому система наблюдения «кризисного  поля» должна строиться с учетом степени генерирования этой угрозы путем выделения наиболее существенных объектов по этому критерию. С этих позиций система наблюдения «кризисного поля» предприятия может быть представлена следующими основными объектами (рис. 1.2).

Информация о работе Антикризисное управление