Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью предприятия, его финансовым состоянием, риском хозяйственной деятельности, применением высокопроизводительной техники и технологий, снижением издержек производства и реализации продукции.

Работа содержит 1 файл

Курсовой антикризисн упр.docx

— 68.65 Кб (Скачать)

Введение

 

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне решаются проблемы, связанные  с конкурентоспособностью предприятия, его финансовым состоянием, риском хозяйственной деятельности, применением  высокопроизводительной техники и  технологий, снижением издержек производства и реализации продукции.

В условиях перехода к рыночной экономике устойчивое развитие предприятия  во многом зависит от того, кто наиболее грамотно и компетентно определит  требования рынка, создаст и организует производство продукции, обеспечит  высоким доходом работников. Решение  данных задач может быть осуществлено только при наличии, во-первых, целостной  концепции устойчивого функционирования предприятий, а, во-вторых, чувствительной корректной методики диагностики и  мониторинга текущей хозяйственной  деятельности экономического субъекта.

Диагностика экономического состояния предприятия чрезвычайно  масштабная задача. Наличие конкретной цели ограничивает ее и делает практически  разрешимой. В этом случае диагностика  экономического состояния предприятия  становится одним из этапов разработки и реализации стратегии предприятия, и цели такой диагностики привязываются  к конкретным вопросам стратегического  планирования, которое направлено на его устойчивое развитие.

Следует заметить, что некоторые  проблемы диагностики экономического состояния предприятия в России, связанные с повышением эффективности  деятельности и обеспечением устойчивого  развития, требуют дальнейшего изучения. Прежде всего, это относится к  экономическим основам организации  управления предприятием, и, в частности, к изучению

экономической стратегии  предприятия, разработке и производству конкурентоспособных товаров, организации  мониторинга экономического состояния предприятия, владению информационным потоком, планированию деятельности предприятия.

На современном этапе  развития особенно актуально исследование данных проблем и разработка методических рекомендаций для предприятий, на которых  практика применения диагностики экономического состояния находится в стадии постановки.

Следовательно, недостаточность  теоретических и методологических разработок инструментария диагностики  экономического состояния предприятий  ведет к существенным убыткам  и снижению финансово-экономического благополучия предприятия в условиях рынка. Указанные обстоятельства обуславливают  актуальность темы диссертационного исследования.

Данные научные проблемы постоянно находятся в поле внимания ученых и практиков. Работы известных  в России экономистов-аналитиков Балихина М.И., Баканова М.И., Деркача Д.И., Дьячкова М.Ф., Карпунина М.Г., Литвина Б.М., Майданчика Б.И., Монича С.Ф., Муравьева  А.И., Хорина А.Н., Шеремета А.Д. посвящены  раскрытию теории эффективности  хозяйственной деятельности предприятий  и организаций. Ими выделены принципы экономического анализа, определены его  виды и используемые методы, разработаны  методики проведения аналитической  работы по отдельным направлениям производственно-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций, даны предложения по развитию этих методик в рыночных условиях.

 

 

 

 

 

 

1. Понятия и значение анализа финансового состояния предприятия

 

В настоящее время финансовое состояние организаций трактуется с различных позиций, при этом отсутствует единый методологический подход к его определению, что  затрудняет построение универсальных  практических методик анализа.

В общем, финансовое состояние  предприятия можно определить как  комплексную экономическую категорию, характеризующую на определенную дату наличие у предприятия различных  активов, размеры обязательств, способность  субъекта хозяйствования функционировать  и развиваться в изменяющейся внешней среде, текущую и будущую  возможность удовлетворять требования кредиторов, а также его инвестиционную привлекательность1.

Из различных трактовок  понятия финансового состояния  вытекают различные цели его оценки. С точки зрения бизнес - диагностики, результатом анализа финансового  состояния является определение  оптимальной величины резервов предприятия, которая должна быть достаточной  для обеспечения нормальной платежеспособности предприятия и сводить к минимуму издержки финансового риска, и, в  то же время, не отвлекать избыточные оборотные ресурсы из текущей  хозяйственной деятельности.

Существует также ориентация анализа на поиск и устранение внутрифирменных проблем2:

Главной целью анализа  финансового состояния является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных  управленческих решений, в том числе  в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций.

Поставленные цели обусловили необходимость решения ряда аналитических  задач. В отечественной литературе выделяют следующие основные группы задач внутреннего анализа финансового состояния предприятия3:

1. Идентификация финансового  положения.

2. Выявление изменений  в финансовом состоянии в пространственно-временном  разрезе.

3. Выявление основных  факторов, вызвавших изменения в  финансовом состоянии.

4. Своевременное выявление  и устранение недостатков в  финансовой деятельности, и поиск  резервов улучшения финансового  состояния предприятия и его  платежеспособности.

5. Прогнозирование возможных  финансовых результатов, экономической  рентабельности исходя из реальных  условий хозяйственной деятельности  и наличия собственных и заемных  ресурсов, разработка моделей финансового  состояния при разнообразных  вариантах использования ресурсов.

6. Разработка конкретных  мероприятий, направленных на  более эффективное использование  финансовых ресурсов и укрепление  финансового состояния предприятия.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить  банкротства предприятия, нужно  хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные  и заемные средства. Следует знать  и такие понятия рыночной экономики  как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а  также методику их анализа.

Цель анализа состоит  не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние  предприятия, но и в том, чтобы  постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового  состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения4:

- структуры капитала предприятия  по его размещению к источникам  образования;

- эффективности и интенсивности  его использования;

- платежеспособности и  кредитоспособности предприятия;

- запаса его финансовой  устойчивости.

Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли  ответить на вопрос, насколько надежно  предприятие как партнер а, следовательно, принять решение об экономической  выгодности продолжения отношений  с ним. Анализ финансового состояния  предприятия основывается главным  образом на относительных показателях, т. к. абсолютные показатели баланса  в условиях инфляции практически  невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно  сравнивать с5:

- общепринятыми «нормами»  для оценки степени риска и  прогнозирования возможности банкротства;

- аналогичными данными  других предприятий, что позволяет  выявить сильные и слабые стороны  предприятия и его возможности;

- аналогичными данными  за предыдущие годы для изучения  тенденции улучшения или ухудшения  финансового состояния предприятия.

Основные задачи анализа6:

1) своевременное выявление  и устранение недостатков в  финансовой деятельности, и поиск  резервов улучшения финансового  состояния предприятия, его платежеспособности;

2) прогнозирование возможных  финансовых результатов, экономической  рентабельности, исходя из реальных  условий хозяйственной деятельности  и наличия собственных и заемных  ресурсов, разработка моделей финансового  состояния при разнообразных  вариантах использования ресурсов;

3) разработка конкретных  мероприятий, направленных на  более эффективное использование  финансовых ресурсов и укрепление  финансового состояния предприятия.

Анализом финансового  состояния предприятия занимаются не только руководители и соответствующие  службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности  использования ресурсов, банки для  оценки условий кредитования и определения  степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции  для выполнения плана поступлений  средств в бюджет и т. д.

Основной целью финансового  анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика  и управляющего (менеджера) может  интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и  его проекция на ближайшую или  более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового  состояния. Но не только временные границы  определяют альтернативность целей  финансового анализа. Они зависят  также от целей субъектов финансового  анализа, т.е. конкретных пользователей  финансовой информации.

Методика финансового  анализа состоит из трех взаимосвязанных  блоков7:

1) анализа финансовых  результатов деятельности предприятия;

2) анализа финансового  состояния;

3) анализа эффективности  финансово-хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для анализа финансового состояния  служит бухгалтерский баланс предприятия (форма №1 годовой и квартальной  отчетности). Его значение настолько  велико, что анализ финансового состояния  нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о  финансовых результатах и их использовании (форма № 2 годовой и квартальной  отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма № 5 годовой отчетности).

Основные методы анализа  финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный  анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции  с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение  каждой позиции отчётности с рядом  предшествующих периодов и определение  тренда. С помощью тренда формируются  возможные значения показателей  в будущем, а, следовательно, ведется  перспективный анализ.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет отношений  между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это  и внутрихозяйственный анализ сводных  показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении  с данными конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния  отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных  и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как  прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов  в общий результативный показатель.

Основная цель анализа  финансового состояния - это не только оценка текущего состояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление  слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.

Информация о работе Антикризисное управление