Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью предприятия, его финансовым состоянием, риском хозяйственной деятельности, применением высокопроизводительной техники и технологий, снижением издержек производства и реализации продукции.
Введение
В условиях рыночных отношений
центр экономической
В условиях перехода к рыночной
экономике устойчивое развитие предприятия
во многом зависит от того, кто наиболее
грамотно и компетентно определит
требования рынка, создаст и организует
производство продукции, обеспечит
высоким доходом работников. Решение
данных задач может быть осуществлено
только при наличии, во-первых, целостной
концепции устойчивого
Диагностика экономического
состояния предприятия
Следует заметить, что некоторые
проблемы диагностики экономического
состояния предприятия в
экономической стратегии предприятия, разработке и производству конкурентоспособных товаров, организации мониторинга экономического состояния предприятия, владению информационным потоком, планированию деятельности предприятия.
На современном этапе развития особенно актуально исследование данных проблем и разработка методических рекомендаций для предприятий, на которых практика применения диагностики экономического состояния находится в стадии постановки.
Следовательно, недостаточность
теоретических и
Данные научные проблемы постоянно находятся в поле внимания ученых и практиков. Работы известных в России экономистов-аналитиков Балихина М.И., Баканова М.И., Деркача Д.И., Дьячкова М.Ф., Карпунина М.Г., Литвина Б.М., Майданчика Б.И., Монича С.Ф., Муравьева А.И., Хорина А.Н., Шеремета А.Д. посвящены раскрытию теории эффективности хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Ими выделены принципы экономического анализа, определены его виды и используемые методы, разработаны методики проведения аналитической работы по отдельным направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, даны предложения по развитию этих методик в рыночных условиях.
1. Понятия и значение анализа финансового состояния предприятия
В настоящее время финансовое
состояние организаций
В общем, финансовое состояние
предприятия можно определить как
комплексную экономическую
Из различных трактовок
понятия финансового состояния
вытекают различные цели его оценки.
С точки зрения бизнес - диагностики,
результатом анализа
Существует также ориентация анализа на поиск и устранение внутрифирменных проблем2:
Главной целью анализа
финансового состояния является
оценка и идентификация внутренних
проблем компании для подготовки,
обоснования и принятия различных
управленческих решений, в том числе
в области развития, выхода из кризиса,
перехода к процедурам банкротства,
покупки-продажи бизнеса или
Поставленные цели обусловили необходимость решения ряда аналитических задач. В отечественной литературе выделяют следующие основные группы задач внутреннего анализа финансового состояния предприятия3:
1. Идентификация финансового положения.
2. Выявление изменений
в финансовом состоянии в
3. Выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии.
4. Своевременное выявление
и устранение недостатков в
финансовой деятельности, и поиск
резервов улучшения
5. Прогнозирование возможных
финансовых результатов,
6. Разработка конкретных
мероприятий, направленных на
более эффективное
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные и заемные средства. Следует знать и такие понятия рыночной экономики как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.
Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения4:
- структуры капитала
- эффективности и интенсивности его использования;
- платежеспособности и
кредитоспособности
- запаса его финансовой устойчивости.
Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отношений с ним. Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, т. к. абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с5:
- общепринятыми «нормами»
для оценки степени риска и
прогнозирования возможности
- аналогичными данными
других предприятий, что
- аналогичными данными
за предыдущие годы для
Основные задачи анализа6:
1) своевременное выявление
и устранение недостатков в
финансовой деятельности, и поиск
резервов улучшения
2) прогнозирование возможных
финансовых результатов,
3) разработка конкретных
мероприятий, направленных на
более эффективное
Анализом финансового
состояния предприятия
Основной целью финансового
анализа является получение небольшого
числа ключевых (наиболее информативных)
параметров, дающих объективную и
точную картину финансового состояния
предприятия, его прибылей и убытков,
изменений в структуре активов
и пассивов, в расчетах с дебиторами
и кредиторами. При этом аналитика
и управляющего (менеджера) может
интересовать как текущее финансовое
состояние предприятия, так и
его проекция на ближайшую или
более отдаленную перспективу, т.е.
ожидаемые параметры
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков7:
1) анализа финансовых
результатов деятельности
2) анализа финансового состояния;
3) анализа эффективности
финансово-хозяйственной
Основным источником информации
для анализа финансового
Основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных
показателей (коэффициентов) - расчет отношений
между отдельными позициями отчета
или позициями разных форм отчетности,
определение взаимосвязи
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.
Основная цель анализа финансового состояния - это не только оценка текущего состояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.