Анализ стратегической позиции предприятия

Автор: Алина Цибулько, 31 Октября 2010 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ стратегической позиции предприятия. Курсовая работа выполнена на материалах ООО «Шоу – Мастер» г.Орёл.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ стратегической позиции предприятия
1.1 Стратегический анализ
1.2 Анализ стратегического портфеля
1.3 Анализ стратегического набора
Глава 2 Оценка организационно-хозяйственной деятельности ООО «Шоу – Мастер»
2.1 Правовой статус ООО «Шоу – Мастер»
2.2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Шоу – Мастер»
Глава 3 SWOT – анализ ООО «Шоу – Мастер» на рынке услуг
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 171.28 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра прикладных экономических дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине: «Диагностика кризисного состояния предприятия»

На  тему: Анализ стратегической позиции  предприятия  
 
 
 

   
 
 
 

Выполнила студентка

4 курса  408 группы

Алёшина А.А. 
 

Руководитель

Полякова  О.И. 
 
 
 
 

2009 г. 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     Глава 1 Анализ стратегической позиции предприятия………………….5

     1.1 Стратегический анализ………………………………………………...5

     1.2 Анализ стратегического портфеля……………………………………7

     1.3 Анализ стратегического набора……………………………………….9

     Глава 2 Оценка организационно-хозяйственной  деятельности ООО «Шоу – Мастер»…………………………………………………………………13

     2.1 Правовой статус ООО «Шоу –  Мастер»…………………………….13

     2.2 Оценка финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Шоу – Мастер»…………………………………………………………………………..18

     Глава 3 SWOT – анализ ООО «Шоу – Мастер» на рынке услуг……....26

     Заключение………………………………………………………………..31

     Библиографический список……………………………………………....34

     Приложение  А…………………………………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Важнейшим компонентом менеджмента предприятия  должен быть стратегический менеджмент. Стратегия предприятия определяется его стратегической позицией по шести главным направлениям развития:

     - стратегическая конкурентная позиция рассчитана на оптимизацию прибыльности фирмы в ближайшей перспективе (1 год).

     - производственная позиция выражает отношение к проблемам себестоимости продукции и трудоемкости производства.

     - производственная и конкурентная позиции вместе характеризуют возможности и обязательства по гарантиям прибыльности от реализации изделий и услуг предприятия на уже освоенных рынках.

     - инновационная позиция определяет тематику НИОКР и проектов внедрения по новой продукции, новым технологиям, нововведениям в маркетинге и менеджменте на всем инновационном поле предприятия во всем объеме его стратегических зон хозяйствования.

     - предпринимательская позиция устанавливает на длительный срок условия достижения прибыльности, экономической и финансовой стабильности за счет балансирования стратегических зон хозяйствования, оптимального использования активов, эффективного планирования стратегических ресурсов, учета интересов клиентов, стратегических партнеров и групп влияния.

     - административная позиция говорит о готовности, активности и открытости всего персонала и высшего руководства предприятия к стратегическим изменениям и эффективному обеспечению всех составляющих стратегии развития бизнеса предприятия и повышения его конкурентоспособности.

     Тема анализа стратегической позиции предприятия является актуальной, потому что одна из целей каждого предприятия состоит в том, чтобы занять привлекательную и продуктивную позицию, обеспечивающую приток капитальных человеческих и других ресурсов и облегчающую реализацию изделий и услуг заказчикам и другим клиентам.  

     Для успешного развития бизнеса важно  не только определить цели, но и выбрать, отраженный в наборе взаимосвязанных  стратегий, образ действий, который  гарантирует наиболее эффективный  путь их достижения. 
Главным этапом при постановке долгосрочных целей и выработке эффективной стратегии является стратегический анализ, что должно дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей, применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает компания. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов.

     Стратегический  анализ внешней и внутренней среды  предприятия уделяет особое внимание двум группам факторов: во-первых, условиям в отрасли и конкуренции; во-вторых, конкурентоспособности, положению  на рынке, сильным и слабым сторонам компании.

     Эффективность корпоративной стратегии предприятия  во многом зависит от качества анализа.

     Целью курсовой работы является анализ стратегической позиции предприятия. Курсовая работа выполнена на материалах ООО «Шоу – Мастер» г.Орёл.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть и изучить теоретические  основы анализа стратегической  позиции предприятия, а также его виды;

     - дать оценку организационно-хозяйственной  деятельности ООО «Шоу – Мастер»;

     - проанализировать стратегическую позицию предприятия на примере ООО «Шоу – Мастер»;

     - сделать выводы и дать рекомендации  по повышению эффективности хозяйственной  и стратегической деятельности  предприятия.

     1 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    1. Стратегический  анализ
 

     Стратегический  анализ интерпретирует стратегическое положение организации с помощью, во-первых, определения изменений, которые  возникали в экономическом окружении  организации, и выявления их воздействия  на организацию и ее деятельность, во-вторых, определения преимуществ  и ресурсов организации в зависимости  от этих изменений.

     Основная  цель стратегического анализа —  оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации  и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

     Одним из результатов стратегического  анализа является определение общих  целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании  целей определяются задачи. Они используются для представления показателей  стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут  иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения  сильных и слабых сторон различных  вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль. Можно выделить следующие  три компонента стратегического анализа:

     1. Цель, задачи, ожидания и полномочия

     Этот  первый компонент стратегического  анализа определяет цель, основные задачи, ожидания и силовые (властные) отношения внутри организации. Цель и основные задачи составляют фон, в  условиях которого формулируются предполагаемые стратегии, а также критерии, по которым  они оцениваются. Цель определяет смысл существования организации и характер ее деятельности. Основные задачи устанавливают, что организация намерена выполнить в среднесрочном и долгосрочном плане для достижения цели.

     Многие  модели не дают точной ссылки на цели и  ожидания различных групп, заинтересованных в успехе компании. Точка зрения таких групп поддержки будет  оказывать влияние на то, что считается  приемлемым в отношении стратегий, выдвинутых управлением. Точно так  же важен будет состав организации  с точки зрения культуры и внутриорганизационной  политики.

     2. Анализ внешней обстановки

     Вторым  компонентом стратегического анализа  является исследование внешней обстановки или характеристик внешней среды, в которой действует организация. Организация существует на фоне сложной  внешней обстановки, которая включает множество элементов (политические, технологические, социальные и экономические). Внешняя обстановка претерпевает значительные изменения, что ставит перед организацией важнейшие стратегические вопросы.

     Необходимо  провести различие между двумя взаимосвязанными средами: микро- и макросредой организации. Микросреда — это непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой непосредственно действует  организация. Ей соответствует понятие  «ближнее окружение» организации. Оно  включает оценку конкурентной структуры  отрасли, в которой действует  организации, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда является специфической для данной организации, каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов. Макросреда предполагает изучение макроэкономических, социальных, юридических, международных и технологических факторов, которые могут влиять на организацию. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций.

     3. Анализ внутренних ресурсов

     Третий  компонент стратегического анализа. Он определяет комплектность и качество ресурсов, имеющихся в распоряжении организации по функциональным направлениям ее деятельности (например, производство, сбыт, исследования и разработки, кадры, финансы и т.п.). Следует отметить, что простым методом исследования внутренних ресурсов является учет ключевых преимуществ и недостатков организации. Более сложный путь - это использование концепции «цепочки образования стоимости».

     Цель  анализа состоит в том, чтобы  разработать общую картину внутренних воздействий и ограничений, накладываемых  на стратегический выбор. Внутренний анализ сосредотачивается на двух областях: выявление сильных и слабых сторон организации, определение ожиданий и возможностей влиять на процесс стратегического планирования владельцев (акционеров) и персонала.  

    1. Анализ  стратегического  портфеля

     Единицей  портфельного анализа является «стратегическая  зона хозяйствования» (СЗХ). СЗХ представляет из себя какой-либо рынок, на который  фирма имеет или же пытается найти  выход. Каждая СЗХ характеризуется  определенным видом спроса, а также  определенной технологией. Как только на смену одной технологии приходит другая, проблема соотношения технологий становится стратегическим выбором  фирмы. В ходе стратегического анализа  фирма оценивает перспективы  того или иного направления деятельности. Стратегический анализ диверсифицированной  компании получил название портфельного анализа. 
Портфель предприятия, или корпоративный портфель, – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу.1 Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание продуктов, испытывающих потребность в капитале для дальнейшего развития, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала. 
Цель портфельного анализа – согласование бизнес - стратегий и распределение финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями компании. Портфельный анализ, в общем виде, осуществляется по следующей схеме:

  1. Все виды деятельности предприятия (номенклатура продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса, а также выбираются уровни в организации для проведения анализа портфеля бизнесов.
  2. Определяется относительная конкурентоспособность отдельных бизнес - единиц и перспективы развития соответствующих рынков. Сбор и анализ данных в этом случае производится по следующим направлениям:

Информация о работе Анализ стратегической позиции предприятия