Железы внутренней секреции и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Для этого периода характерно морфологическое и функциональное совершенствование нервной системы. Развитие мышечной системы и координационных функций НС обуславливает упрочение таких навыков, как сидение, стояние и ходьба. Ходьба дает ребенку возможность более активно знакомиться с окружающими его предметами, развитие речи - с людьми, поэтому ребенок все более свободно и самостоятельно начинает знакомится с внешним миром.

Содержание

1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

2. Возрастные особенности развития нервной системы детей (от 0 до 17 лет).

3. Возрастной период – раннее детство. Особенности формирования детского организма от 1 года до 3-х лет.

4. Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Задание 1.docанатомия.doc

— 112.50 Кб (Скачать)


План:

 

1.      Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

 

2.      Возрастные особенности развития нервной системы детей (от 0 до 17 лет).

 

3.      Возрастной период – раннее детство. Особенности формирования детского организма от 1 года до 3-х лет.

 

4.      Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1: Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы

 

                                   Железы внутренней секреции

 

Название

эндокринной

железы

Место

расположения

Название

Гормона

Физиоло-

гическое

действие

Гиперфунк-

циональное

заболевание

Гипофунк-

циональное

заболевание

Гипофиз

Ниже моста головного мозга

Ростовые

 

Регулируют рост организма в молодом возрасте

В молодом воз-расте вызывают гигантизм-болезнь акроме-галию.

Задержка роста    (карликовость), при этом пропор-ции тела и умс-твенное развитие остаются нормаль-ными

Эпифиз

Расположен на

заднем конце    

зрительных бугров и на четверохолмии

Мелатонин

Тормозит обра-

зование гормо-

нов другими

железами внут.

секреции. У мо-

лодых организ-

мов задержива-

ется половое созревание.

Недоразвитые половые железы и вторичные по-ловые признаки

Преждевременное  равитие половых органов и вторич- 

ных половых признаков

Щитовиднаящелеза

Поверх щито-видного хряща гортани

Тироксин,      содержащий йод

С кровью разнос-ся по организму, ре-гулируя обмен вещ-тв. Повы-шает возбуд-мость нервной системы

Баздова болезнь, выраж-ся в повышении обмена вещ-тв,  возбудимости  нервной системы, развитии зоба

Микседема, выра-жается в пониже-нии обмена вещ-тв, возбудимости нервной системы

Тимус

Расположена в грудной полости за грудиной.

Гормон не из-вестен

Предполагается, что он учавствует в созревании лимфоцитов (Т-лимфоциты приобретают в ней свойства, обеспечивающие защитные реакции против клеток, которые в силу повреждений становятся организму чужеродными).

 

Гиперплазия,

увеличение

вилочковой

железы

Гипоплазия, не-

достаточное раз-

витие вилочковой

железы.

Паращито-видные железы

Около щитовидной железы на

задней её по-

верхности. У

человека, обычно, четыре пара-

щитовидных

железы (по 2 справа и слева).

 

 

гиперпаратиреоз

гипопаратитеоз

Поджелудоч-ная железа

Брюшная полость тела ниже желудка

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в кро-ви, синтез гликогена из избытка глюко-зы

Шок- сопровож-дающийся судоргами и по-терей сознания при падении   уровня глюкозы в крови

Сахарный диабет, при котором уровень глюкозы в крови повышается появляется сахар в моче

Надпочечни-ки

Над  верхней частью почек

Кортикоиды

 

 

 

 

 

 

 

Адреналин 

Регулируют обмен мине-ральных орга-нических вещ-тв, выделение половых гор-монов

 

Ускоряет работу сердца, сужает кровен.сосуды, тормозит пище-варение, рас-щепляет глико-ген

Раннее половое созревание с быстрым прек-ращением роста

 

 

 

 

Учащенное сердцебиение, повышение пульса и кровен.давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Бронзовая болезнь. Удаление коры надпочечни-ков вызывает смерть вследствие потери большого количества натрия

 

Количество регулируется нервн.системой, поэтому его недостатка практически не бывает 

Половые железы

Яичники

 

 

 

 

 

 

Желтое тело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плацента (детское место)

 

 

Расположены в малом тазу и прикреплены по обеим сторонам матки собственными связками

 

Периодически появляется в яичнике.Суще-ствуют две категории желтых тел: желтое тело беремен-ти менструальное

(циклическое).

Орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период внутриутробного развития.

 

Эстрадиол,

эстрон (или фоллику-лярный гормон).

 

 

 

 

Прогесте-

рон

 

 

 

 

 

 

 

Хориони-ческий гонадо-

тропин

 

 

 

 

Плацентарный лактоген

 

Развитие первичных и вторичных половых признаков у жен-

щин, регуляция менструального цикла.

Поддержание беременности, появление овуляции. Стимуляция роста развития матки, развитие зародыша и плода.

 

После ее образования при беремен-ности поддер-жание функци-онирования

желтого тела.

Стимуляция роста молочных желез при беременности

 

 

 

Врожденная гипоплазия яичников связывается с воздействием вредных факторов в период внутриутробного развития.

Семенники

(яичники) представляют парный оваль-ный орган, расположенный в мошонке. Мужские гормоны образуются в межуточной ткани семен-ника или клетках Лейдига

Андрогены,     тестостерон

Развитие первичных и вторичных мужских половых признаков. Увеличивают синтез белка, рост мышечной ткани. Влияют на половое влечение и половое поведение.

 в несформиро-вавшемся организме, отмечается преждевременное половое созревание, быстрый рост тела, раннее развитие добавочных половых желез и вторичных половых признаков.

мужчины теряют половое влечение, становятся вялыми, апатичными, быстро  стареют.

 

 

 

 

 

Задание 2: Изучить и составить конспект «Возрастные особенности развития нервной системы детей (от 0 до 17 лет)»

 

Возраст (1-3 года)

Для этого периода характерно морфологическое и функциональное совершенствование нервной системы. Развитие мышечной системы и координационных функций НС обуславливает упрочение таких навыков, как сидение, стояние и ходьба. Ходьба дает ребенку возможность более активно знакомиться с окружающими его предметами, развитие речи - с людьми, поэтому ребенок все более свободно и самостоятельно начинает знакомится с внешним миром.

Поведение ребенка в 2-3 года характеризуется ярко выраженной исследовательской деятельностью: он тянется к каждому предмету, он ощупывает его, пробует поднять, берет в рот. В этот период он очень легко может получить травму в силу своей любознательности и отсутствия опыта предметной деятельности.

На втором году жизни из обобщенного недифференцированного окружающего ребенка мира начинают выделяться отдельные предметы. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Из-за этого нельзя ограничивать движения детей: пусть они сами одеваются, умываются, едят. Если действия с предметами ограничить, то познавательная деятельность не только обедняется, но и задерживается в развитии. Благодаря действиям ребенка с предметами начинается формирование функций обобщения, одной из наиболее высших функций деятельности человеческого мозга.

В это время формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов, их окраски. Этот вид рефлексов считается прообразом понятий, которые развиваются без слов. Теперь для ребенка становится важным не только режим дня - часы сна, бодрствования, питания и прогулок, но и последовательность отдельных элементов, из которых складывается процедура умывания, кормления, игр, даже последовательность в надевании одежды. По-видимому, при недостаточно сильных и подвижных нервных процессах дети нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к внешней среде. Поэтому при нарушении стереотипа дети долго капризничают и плачут, если с ними задерживаются в гостях и долго не засыпают на новом месте.

Для детей до 3 лет выработка большого числа стереотипов не только не представляет трудностей, но и каждый стереотип вырабатывается легче. Поэтому изменение порядка следования раздражителей в стереотипе является крайне тяжелой задачей. Очевидно, для детей 3 лет физиологически оправданным является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам. Детей этого возраста следует оберегать от ломки стереотипов, какой бы незначительной она не казалась.

На 2 году усиленно развивается речь ребенка. Как показали эксперименты, чрезвычайно большую роль в ее развитии играет активная работа двигательного анализатора:

Психологами было отобрано 3 группы детей в возрасте 1 -1,3 года, не говорящих и не имитирующих звуки речи. Со всеми детьми ежедневно проводились 2 минуты занятия по развитию речи (показывание игрушки и называние ее). В первой группе никаких дополнительных занятий не проводилось, во 2 группе, кроме этих занятий, ежедневно в течении 20 мин давали возможность свободного передвижения по полу (для развития общей моторики), и в 3 группе совместно с занятием развития речи давали 20-минутные упражнения по развитию тонких движений пальцев. В результате обследования более 500 детей было показано, что в возрасте до 3 лет существует очень высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев, а корреляция уровня развития речи и общей моторики невелика.

При формировании речевых обобщений решающее влияние оказывают действия с предметами. Эта зависимость очень хорошо видна в эксперименте по обобщению предметов словом. В 1 случае детям давали игрушки и называли их, а когда они научились распознавать их, то предлагались игрушки другого цвета. Во 2 случае игрушки также называли, но и давали играть с ними, а затем, по мере научения, заменяли их аналогичными, но другого цвета. В результате разработанных действий с предметом на слово, обозначающее этот предмет, вырабатывается большое количество условных связей, очень сильное во втором случае. Наиболее быстрое абстрагирование от случайных признаков (цвет) достигалось также во втором случае.

Условные связи, выработанные в это время, отличаются высокой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни.

 

Возраст (3-7 лет)

Этот период характеризуется тем, что существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга и гораздо большой стабильности всех видов внутреннего торможения. В этом возрасте дети способны уже сосредотачивать внимание в течение 15-20 минут. Выработанные условные рефлексы при этом менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Показателем возросшей подвижности нервных процессов является легкость ломки стереотипов раздражителей, воспринимаемая ребенком без возражений, как игра.

У детей 5-7 лет возрастает функциональное значение II сигнальной системы.

Словесное мышление начинает оказывать влияние на реакции I сигнальной системы. В этом возрасте появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.

Слово в этот возраст приобретает то обобщающее значение, которое имеет оно и для взрослого человека. Однако сам процесс обобщения опирается только на один признак, который имеет для ребенка наибольшее значение - общность действий, производимых с предметом. Например, ложка - это то, чем едят, стул - на чем сидят и так далее. Это свидетельствует о том, что значительную роль в ВНД ребенка уже играет "мышление в действии".

К 6-7 годам для детей оказывается доступным выделение общих групп признаков. Ребенок начинает пользоваться понятиями, абстрагированными от действий. В связи с началом обучения чтению слово приобретает все более выраженное абстрагирующее свойство.

Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представил собой период активного формирования всех основных проявлений ВНД ребенка.

 

Возраст (7-11 лет)

Этот очень ответственный этап развития деятельности мозга изучен крайне недостаточно. Влияние новых требований, предъявляемых нервной деятельностью детей, влияние систематического обучения порождают огромное количество до сих пор нерешенных проблем воспитания психической деятельности ребенка.

У детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам к таковым у взрослых людей. Нервные процессы уже достаточные по силе и уравновешенности, хорошо выражены все виды внутреннего торможения, легко происходит дифференцирование раздражителей. Незрелость регулирующих влияний коры на подкорковые структуры мозга диктует то, что отмечается несовершенство механизмов, определяющих активное внимание и сосредоточенность.

Как и в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, отчего нервные клетки быстро истощаются, развивается утомление.

 

Возраст (12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики)

Границы подросткового периода достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного периода. (Так, фактически начало периода может быть на 1-2 года раньше.) Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являются интенсивный рост, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы.

В этот период в поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, отчего реакции по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения, выражающаяся в дополнительных основной реакции сопутствующих движениях рук, ног и туловища (что особенно выражено у мальчиков).

Речь подростков замедляется, процесс образования условных связей на словесный сигнал затруднен, что свидетельствует, вероятно, о ослаблении высшего функционального уровня корковой деятельности.

Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры головного мозга. Это также проявляется и в повышенной эмоциональности, часто отмечаемой у девочек. В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Поэтому большое внимание необходимо уделять в этот возраст воспитанию сознательно контролируемого торможения реакций.

К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует радушного и бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей. Именно недооценка серьезности положения в период созревания является причиной большого количества тяжелых конфликтов между подростками и родителями, и между подростками и учителями.

В возрасте 15-17 лет организм может считаться созревшим, с этого времени функция больших полушарий дает картину уравновешенной и гармоничной деятельности.

 

 

 

Задание 3.  Изучить  и составить конспект:

Охарактеризовать возрастной период – раннее детство.

                                                                                                                                                                              

После периода младенчества – периода адаптации к миру, закладывающего стрежневые характеристики ребенка, в жизни ребенка начинается новый период развития – раннее детство (от 1 года до 3 лет) – период кардинальных изменений физических возможностей, двигательных, когнитивных и речевых навыков. Младенчество дало ребенку умение смотреть, слушать. Малыш начал овладевать своим телом, управлять своими движениями. В период раннего возраста он делает шаг вперед от беспомощного существа к чрезвычайно активному и общительному созданию. На первом году у ребенка сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку, и теперь, в следующие два года, ребенку предстоят принципиально новые достижения.
 

В отношениях со взрослым малыш проявляет выраженную подражательность (воспроизведение ребенком движений, действий, поведения взрослого; один из путей приобретения общественного опыта). Отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком, готовят малыша к эмоциональной причастности к другим людям. У ребенка появляется чувство доверия к людям, а также готовность присвоения материальной, психической и духовной культуры. 
 

Информация о работе Железы внутренней секреции и их функции