Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:08, контрольная работа
Для этого периода характерно морфологическое и функциональное совершенствование нервной системы. Развитие мышечной системы и координационных функций НС обуславливает упрочение таких навыков, как сидение, стояние и ходьба. Ходьба дает ребенку возможность более активно знакомиться с окружающими его предметами, развитие речи - с людьми, поэтому ребенок все более свободно и самостоятельно начинает знакомится с внешним миром.
1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.
2. Возрастные особенности развития нервной системы детей (от 0 до 17 лет).
3. Возрастной период – раннее детство. Особенности формирования детского организма от 1 года до 3-х лет.
4. Используемая литература.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка являются: полное овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения, памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.
В этот период жизни дети легко возбудимы, трудно приспосабливаются к изменению условий жизни, условные рефлексы формируются значительно быстрее, но долго остаются неустойчивыми.
Стоит отметить, что в этом возрасте у ребенка существует понятие нормы – то есть некого идеального образа объекта (игрушек, вещей), явления, поведения. У ребенка уже есть понимание что должно быть, а что нет.
Переживание потери, исчезновения, утраты (как бы отрицания, «не» в более широком смысле) становится актуальным. Это не то переживание, которое было у младенца, недоуменно разводящего ручками при исчезновении предмета или словно забывавшего о нем. Интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками, оно появляется чуть позднее. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его "я".
Изменение сложившихся эмоциональных отношений может происходить при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения.
Дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, "прилипают" к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо.
Возраст от 1 до 3 лет является кризисным моментом – ребенок учится проявлять свое Я. К симптомам кризиса можно отнести следующее:
-Негативизм :
Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому что ему сказали.
-Упрямство :
Это своеобразная настойчивость вопреки аргументам взрослого. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то и не потому, что ему этого хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым, и требует, чтобы с его мнением считались
-Своеволие :
Желание все делать самому, часто неадекватное возможностям ребенка.
-Синдром деспотической власти :
Это жесткое проявление власти ребенка над взрослыми, твердое диктование своих требований (что будет, а что не будет).
-Обесценивание :
Все то, что раньше было привычно и любимо начинает обесцениваться: ребенок может употреблять бранную лексику – обесценивание старых правил поведения,
ломать или отбрасывать в сторону любимые игрушки – обесценивание старых привязанностей к вещам.
Зная об особенностях возраста, родители смогут грамотно построить линию общения с ребенком, избегая тяжелых ситуаций, сказывающихся отрицательно как на детях, так и на родителях.
Особенности формирования детского организма от 1 года до 3 лет.
Для раннего детства характерен быстрый темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы), совершенствованием их функций в результате созревания, а также взаимодействия организма с окружающей средой при определяющем влиянии условий жизни и воспитания.
Физическое развитие детей в период раннего детства (увеличение длины и массы тела) наиболее интенсивно на 1-м году жизни, хотя на 2-м и 3-м годах происходит также достаточно быстро. Мозг ребёнка в первые 3 года жизни развивается очень быстро: к 3 годам вес мозга ребёнка утраивается, а за всю остальную жизнь увеличивается лишь на одну четверть своего общего веса. Химический состав детского мозга на 2-м году жизни в основном соответствует химическому составу мозга взрослого. В эти же годы формируется очень сложная внутренняя структура мозга как в отношении всех клеточных скоплений или нервных центров, так и всех проводящих путей или межцентральных связей. Т. о., органичение развитие мозга идёт не медленнее, а даже скорее, чем развитие др. органов и тканей. Хотя в раннем возрасте возрастает сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, он ещё очень легко раним. Поэтому дети в раннем возрасте нуждаются в тщательном, заботливом уходе, основным содержанием которого является рациональное питание, достаточное пользование свежим воздухом, водой, солнцем, правильный гигиенич. режим, уход и организация сна и бодрствования. (Благодаря развитию функций центральной нервной системы возможность активного бодрствования увеличивается до 5,5 ч подряд на 2-м году жизни и 6-6,5 ч - на 3-м.)
Главные достижения этого периода, определяющие развитие психики, - овладение прямохождением, предметной деятельностью и речью.
Уже в первой половине 2-го года происходит значительное улучшение координации движений детей, увеличиваются их быстрота и ловкость. К 1,5 годам при создании необходимых условий особенно усложняется, совершенствуется ходьба: дети уже могут ходить по траве, перешагивать через небольшие препятствия, напр. через палку, положенную на землю, через небольшие канавки, могут взбираться на бугорки, пятиться назад и т. п. Во втором полугодии 2-го года дети могут влезать на стремянку, перелезать через бревно, катать мячи, перебрасывать их друг другу, подниматься вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10-20 см, и др.
На 3-м году дети могут подниматься по лестнице и спускаться с неё, согласовывать свои движения с движениями др. детей (напр., ходить парами), менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от внешнего сигнала, могут, хотя и с напряжением, сдерживать свои движения, дожидаясь сигнала.
Овладение ходьбой значительно расширяет возможности ребёнка в ознакомлении с окружающим его миром и потому имеет важное значение и для психического развития.
В раннем детском возрасте формируется и становится ведущей предметная деятельность ребёнка. Её особенность (в отличие от манипуляций предметами детей в младенческом возрасте) - использование предметов в соответствии с их функцией (ложка - для еды; лопата - для копания). При этом ребёнок учитывает не только внешние, но и "скрытые" признаки, каковыми являются функциональные свойства предметов. Приобретённый опыт дети переносят на др. предметы, производя т. о. обобщение. Дети овладевают также т. н. соотносящими (собрать пирамидку, матрёшку, вставить вкладыши нужной конфигурации в соответствующие отверстия и др.) и орудийными (напр., забить молоточком колышек в песок) действиями. Установление связи между предметами, их частями, между "орудием" и объектом, ориентирование на "скрытые" свойства предметов, обобщение способов действия - характерные элементы мышления. В Р. д. в. оно непосредственно связано с практич. деятельностью ребёнка (наглядно-действенное мышление). С предметной деятельностью ребёнка в Р. д. в. связано совершенствование у него восприятия (форма, величина, цвет предмета), памяти, речи.
Помимо предметной в раннем детстве начинает складываться и игровая деятельность. Подражая в своих играх действиям взрослых (купают куклу, ставят градусник), дети используют предметы - "заместители" (кирпичик вместо мыла, палочку вместо градусника). Это свидетельствует о зарождении у ребёнка нового, характерного для человека типа познания, опосредованного знаковыми системами. С формированием знаковой функции сознания связано появление к концу 3-го года жизни сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности (рисования, конструирования).
Раннее детство является для ребёнка сензитивным (особо чувствительным) периодом в овладении речью, что существенно перестраивает всю психическую деятельность: более полным и устойчивым становится восприятие; обобщение, формируемое первоначально в практических действиях, закрепляется в слове; совершенствуется память - дети могут рассказать о том, что видели, что делали. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть т. н. психич. госпитализм, т.е. плохое понимание речи, неумение говорить и общая психич. отсталость, компенсация к-рой в дальнейшем становится делом длительным и трудным. Поэтому своевременное и правильное развитие речи - важнейшая задача воспитания детей в первые 3 года жизни.
От года до полутора лет интенсивно развивается понимание речи (пассивная речь), активная - медленнее. К 1 году 6 мес ребёнок пользуется 30-40 словами, к 2 годам в его активном словаре уже 300 и более слов, к 3 -1200-1500 слов. Первоначально речь ребёнка непосредственно связана с наглядной ситуацией, но постепенно отделяется от неё. На 3-м году жизни ребёнок понимает рассказ не только о виденном, но и о том, чего не было в его опыте. Происходит становление грамматического строя речи. После 1,5 лет дети начинают овладевать флексийной речью.
К 2 годам пользуются короткими фразами, к 3 - правильно строят не только простые, но и сложные, сложноподчиненные предложения. На протяжении всего раннего детства развитие артикуляции отстаёт от фонематического слуха.
Большую роль в жизни ребёнка и его поведении в раннем детском возасте играют эмоции. Формирование умений, навыков самообслуживания, усвоение правил поведения происходят успешнее на фоне положительной, эмоциональной настроенности ребёнка. Детям в этом возрасте доступны чувства радости, удовлетворения при одобрении, привязанности к близким, а также огорчения, смущения, страха; эмоциональное состояние ребёнка ещё очень неустойчиво и легко изменяется. Необходимо поддерживать у детей жизнерадостное настроение, оберегать их от отрицательных переживаний, особенно страха, поскольку он может стать причиной отклонений в поведении, вплоть до нервных расстройств.
Достижения в психич. развитии ребёнка, овладении разнообразными умениями, навыками приводят на рубеже 3-го и 4-го годов жизни к изменениям в позиции ребёнка в отношении к окружающим, повышенному стремлению быть самостоятельным ("я сам"). Однако ребёнок склонен переоценивать свои возможности, что нередко становится источником конфликтных ситуаций, так же как и нежелание взрослых считаться с новым в поведении ребёнка. Приведение методов и приёмов воспитания в соответствие с возросшими возможностями ребёнка, разумное удовлетворение его потребности в самостоятельности предотвращают развитие упрямства, негативизма и других нежелательных проявлений в характере и поведении ребёнка. Изменения в психике ребёнка в конце 3-го года жизни именуют "кризисом 3 лет", которым заканчивается ранний детский возраст.
Целью воспитания детей раннего детского возраста является разностороннее физич., умственное, нравств. и эстетич. развитие детей с учётом возрастных и индивидуальных психо-физиол. особенностей. Эти задачи реализуются в повседневной жизни детей, их самостоятельности, деятельности, на педагогически организованных занятиях. Особое значение имеет общение со взрослыми.
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья детей, развитие у них основных движений (ходьба, бег, лазанье, метанье в цель, тонкие движения рук), привитие гигиенических навыков и привычек (мытьё рук перед едой, умение пользоваться носовым платком, салфеткой, чистить зубы). Средства достижения этих целей - тщательный гигиенический уход, режим дня, рациональное питание (до 1,5 лет дети получают измельчённую пищу, и только на 3-м году рацион ребёнка приближается к общему столу), закаливание, организация двигательной активности детей, утренней гимнастики (с 2 лет), физкультурных занятий с применением спец. оборудования. В умственном воспитании центр, место отводится сенсорному развитию (ознакомление с окружающими явлениями, предметами и их свойствами), а также мышлению, речи, памяти, вниманию. Нравственное воспитание в раннем детском возрасте формирует привязанность к близким, доброжелательное отношение к сверстникам, к животным; детей учат выполнять простейшие трудовые поручения взрослых, прививают навыки и привычки культурного поведения, самообслуживания (с 1,5 лет самостоятельно есть, одеваться, содержать в порядке игрушки и др.). Эстетическое воспитание включает муз. развитие ребенка (детей учат прислушиваться к музыке, запоминать и узнавать мелодию, совершать ритмич. движения под музыку, повторять певческие интонации), формирование интереса к изобразит, деятельности, эстетич. восприятия худож. слова, красоты окружающего.
Литература:
1. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека/Р.П. Самусев, В.Я. Липченко
2. Анатомия человека/ М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И.Бушкович
3. Хрипкова А.Г. «Возрастная физиология».
4. Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология».
5. Маркосян А.А. Основы морфологии физиологии организма детей и подростков.
6. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной
системы.
7. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека: учебник для вузов.
8. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: учеб. Пособие для студентов небиол.
спец. пед. ин-тов.
9. Интернет ресурсы.
5